О признаках деградации культуры

Вячеслав Тихомиров
Я не считаю себя самым просвещенным человеком в России, но при моем юридическом образовании и более 40 лет стажа работы по специальности, которая сводится в основном к общению с людьми и разбору всевозможных жизненных коллизий, большая часть которых лежит в области человеческих отношений, считаю, что имею право на определенные выводы и высказывания.
Недавно, в Интернете, очередной раз наткнулся на статью одного из молодых психологов, к сожалению, женщины, в которой автор, очевидно в целях усиления своего авторитета и привлечения внимания к материалу статьи, по разделу психологии, периодически применяет выражения, которые, по моему мнению, интеллигентный и культурный человек применяет и произносит исключительно наедине с собой.
Нет. Это не мат, слава богу, это бытовые выражения обычного человека, слесаря, извините, сантехника, водителя, то есть человека, который иногда не очень обременяет себя подбором выражений, общаясь в определенной среде.
Но, когда психолог, человек с высшим образованием, автор изданных в России книг по психологии, применяет выражения недопустимые в приличном обществе и с помощью такой «фактуры» пытается учить жителей России, становится грустно.
Я попробовал выяснить у автора – какая цель применения таких выражений и получил отповедь, из которой следовало, что ничего то я не понимаю ни в психологии, ни в литературном языке, в котором для продвижения образа позволительно все.
К сожалению данный автор не одинок – в Интернете мне пришлось неоднократно натыкаться на таких «специалистов», в том числе женщин, которые даже козыряют свои «сленгом», считая это неким шиком и гордятся своей необычностью.
Недавно я написал работу «Мат и нравственность», в которой утверждаю, что мир нравственно деградирует, мат стал общедоступным, дети и подростки, мальчики девочки общаются между собой с использованием мата, в обществе, не стесняясь.
В литературе и кино, Интернете - мат это уже обычное явление, на заседаниях президентского совета идет обсуждение о допустимых пределах общеупотребимого мата.
Опомнитесь, люди, о чем вы говорите, вы, наследники Пушкина, Лермонтова, Толстого.
Этому ли вас учили в школе и в институте.
Почему решил написать эту статью.
Подтверждается моя теория о том, что мы находимся в мировом кризисе нравственности, мы падаем в яму, из которой будут выбираться наши внуки, которым сегодня мы подаем негодные примеры жизни и поведения.
Я понимаю, что устоять и не скатиться до уровня обезьяны в этот период очень тяжело. Человек, как правило, не критичен к себе, не хочет себя менять, считая, что он и так лучше всех.
Но человечество выработало за тысячелетние периоды своей жизни механизмы защиты, в том числе это механизмы как коллективной защиты от деградации в области нравственности, так и механизмы индивидуальной работы над собой.
Например, этими вопросами в мире пытаются заниматься религии, заставляя человека, через страх, убеждением, принять принципы правильной жизни.
Изучая указанные вопросы я написал несколько работ на эту тему, они все есть на проза.ру. и эти работы ежедневно читают люди, которые как я понимаю, обеспокоены происходящими процессами падения нравственности в нашей стране и в мире.
Я приведу названия нескольких работ: «Государство и нравственность», «Интеллект и нравственность» «Совесть, нравственность и человек.»
Однажды я пришел к выводу о том, что интеллект не отвечает за уровень нравственности человека и нравственность не эволюционирует в человеческой популяции.
Однако человек с помощью интеллекта может и должен работать над собой, если он хочет остаться ЧЕЛОВЕКОМ и не допустить исчезновения разумной жизни на Земле.
Работая над собой, развиваясь нравственно, человек тем самым в течение собственной жизни поднимается над примитивностью инстинктов и в ряде случаев учится их сдерживать.
Употребление мата и примитивных выражений в лексике – это отражение наших инстинктов, скатывание к уровню животного, которому не важно, кто и как его оценивает, важно проявить себя, сидя на самой высокой ветке дерева.
Иногда это отражение своего комплекса неполноценности.
Не хочу ни кого обидеть, но кризис нравственности отразился в мировом кризисе экономики и мы все в ответе, как за настоящее, так и за будущее и России и Земли.
И в первую очередь это должны понимать люди, которые в силу профессии постоянно сталкиваются с людьми, с проявлениями человеческих недостатков, пытаются работать над ними, помогая людям стать лучше.
Я не считаю, что культура в России деградировала, но то, что происходит в отдельных областях, мне напоминает предстоящую лавину – когда все обрушится, будет поздно кричать караул.
У меня нет задачи обидеть автора статьи, которая меня поразила своим рассуждением о допустимости описания в психологических трудах, для широкого круга читателей, процесса отправления человеком естественных надобностей с применением примитивной лексики.
Честно говоря, мне захотелось помыть руки, прочитав указанные строки.
Я не ханжа, я понимаю, что мы живем в сложное время в сложном мире, где иногда приходится мириться со многими отступлениями от признанных принципов мировой культуры.
Но если мы не будем думать о настоящем, не будем очищать настоящее от скверны, не будем развиваться, кто сказал, что однажды мы не проснемся на ветке дерева в облике обезьяны.