Итоги работы комиссии в ЛПУ Свердловской области

Александр Щербаков 5
В центральных СМИ об «итальянской» забастовке нижнетагильских медиков сообщалось весьма скупо.  Но медицинская общественность страны реагировала весьма бурно, я знаю это по тем сообщениям, что пришли в мой адрес от моих коллег-врачей.  Чем же все закончилось? Вот некоторые последние данные об акциях протеста российских медиков.

В Минздраве РФ предложили привести работу хирургической службы региона в соответствие с федеральными нормами.

Проверка Минздрава РФ после ситуации с массовым увольнением хирургов Центральной городской больницы № 1 в Нижнем Тагиле показала отсутствие системной кадровой политики в здравоохранении Свердловской области. Об этом сообщила в четверг ТАСС помощник полномочного представителя президента РФ в Уральском федеральном округе (УФО) Анна Ленская.

В августе шесть хирургов Центральной городской больницы № 1 Нижнего Тагила написали заявления об увольнении. Причинами такого решения они назвали высокую нагрузку, риск возникновения в связи с этим ошибок в работе и сложившуюся судебную практику в отношении врачей. Позже медики отозвали заявления. Для разбирательства полпред в УФО Николай Цуканов создал рабочую группу.

"Было проведено заседание рабочей группы, на котором Ирина Купеева (директор департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава РФ - прим. ТАСС) подвела итоги проверки. В Москве признали неэффективность региональной кадровой политики в здравоохранении, в области нет актуального мониторинга движения медицинских кадров с учетом лечебных нагрузок, заработной платы, потребности в специалистах и перспективных планов в их подготовке", - сказала она.

По словам Ленской, Купеева указала министру здравоохранения Свердловской области Андрею Цветкову на сверхнормативные нагрузки оперирующих хирургов, что недопустимо. Регион плохо обеспечен медицинскими кадрами, хотя в Екатеринбурге находится Уральский государственный медицинский университет. Также региональное министерство три года не подавало заявки в Минздрав РФ на финансирование бюджетных мест в ординатуре. Кроме того, главврачи региона не проходят должного обучения основам менеджмента, что негативно сказывается на качестве управления.

"В Нижнем Тагиле хирурги массово подали заявления на увольнение, потому что они перерабатывают, устают, выходят работать в ночную смену, когда не работают диагностические службы, но надо принимать решение и оперировать. У них мало информации, соответственно, выше риск совершить ошибку, и потом стать фигурантом уголовного дела. В городе уже завершено расследование шести таких случаев. Кроме того, за переработки они не получали деньги в полном объеме", - отметила помощник полпреда по итогам проверки, уточнив, что в регионе достигнуты целевые показатели по уровню зарплаты.

В федеральном министерстве, по словам Ленской, предложили пересмотреть маршрутизацию пациентов в регионе и привести работу хирургической службы в соответствие с федеральными порядками. "В состав рабочей группы для оперативного взаимодействия с федеральными органами власти вошел замминистра здравоохранения РФ Евгений Камкин. Следующее заседание группы состоится в октябре, где будут подводиться итоги проверок прокуратуры и Росздравнадзора", - отметила Ленская.

А вот еще более свежие новости из Перми.
«Сейчас у нас 14:37. В 15:15 заканчивается рабочий день у врача-травматолога на экстренном приеме, и прямо сейчас мне позвонил заведующий травматологическим отделением и сказал, что некому выйти на смену. Прямо сейчас!" – эти слова врача-травматолога Анастасии Тарабриной. Она  отказывается от переработок с начала сентября. Она одна из врачей городской больницы № 6 в Перми, объявивших "итальянскую забастовку". Медики недовольны маленькими зарплатами и постоянными переработками. C начала сентября они отказываются выходить на дополнительные смены.

"По штату должно быть шесть с половиной ставок. Фактически я одна. Основные наши требования – это повышение заработной платы. Санитарка 10 тысяч получает. Медсестра – 15. Врач – 20. Всё", – говорит коллега Тарабриной, травматолог Людмила Богданова.

Согласно майским указам президента Путина от 2012 года, зарплата врачей должна быть вдвое больше средней по региону. В Пермском крае ставка медика сейчас должна составлять около 70 тысяч рублей (чуть больше $1000). У травматологов шестой горбольницы она ниже в три раза. Такая же ситуация у коллег из неонатального отделения. Они тоже присоединились к протесту.

"Мы перерабатываем за других людей, у нас вот сейчас тем более летне-осенний период идет. Люди в отпусках. Кто-то на больничном, – говорит акушер-гинеколог Арен Файзуллин. – Приходится действительно работать и за себя, и за того парня. А зарплата от этого сильно не повышается".

Руководитель отделения для новорожденных Ирина Петрова протестует вместе с подчиненными. Говорит, если ничего не изменится, то работать скоро будет некому: "Если я не могу заплатить зарплату своим сотрудникам, то, соответственно, к нам никто и не идет работать. И свыше ставки я не смогу никого позвать, если не будет нормальной оплаты".

Чтобы отстоять свои права, часть медиков шестой горбольницы вступили в профсоюз "Альянс врачей". Анастасия Тарабрина теперь координирует работу профсоюза в регионах России. По ее словам, проблема с переработками и низкими зарплатами медиков существует практически в каждом регионе страны. Причина – в оптимизации медицины:
"На оставшихся работников – врачей и медперсонал – нагрузка возрастает в разы. То есть их принуждают подписывать договоры на совместительство. Их зарплата, она соответствует майским указам. Вопрос только в другом. Что она не на одну ставку, а на три ставки".

Руководство больницы пока ничего не обещает сотрудникам. Шестого сентября с бастующими врачами встретилась глава пермского минздрава. Она поручила проверить алгоритм начисления зарплат. После встречи на сайте министерства появилась новость о том, что никакой забастовки якобы нет. Однако 9 сентября к протестующим врачам присоединились медсестры больницы. Медики намерены продолжать акцию, пока их требования не будут выполнены.

Ситуация в здравоохранении России продолжает оставаться напряженной. Это объясняется недальновидной политикой Министерства здравоохранения  страны в первую очередь.  Затеянная «реформа» оптимизации лечебной сети привела к тому, что многие населенные пункты остались вообще без медицинских работников, страдает доступность.  Сокращается количество медицинских работников в муниципальном звене, оставшиеся медработники работают вдвое-втрое выше нормальной нагрузки, не получая достойной компенсации за свой труд. Уставший персонал допускает ошибки, и против медиков возбуждаются уголовные дела, что еще больше усугубляет ситуацию в здравоохранении.  Получается. Российские медики вышли «на тропу войны» против  собственного министерства, и чем все закончится, пока не ясно.