Родимая Глава 20

Анна Колбасова
  Свекровь и невестка
               
Я видела:  бабушке не очень хотелось идти жить к сыну Михаилу, зная, что он частенько поднимал руку на свою жену Антонину.

 Не хотела присутствовать при их семейных разборках, учитывая тот факт, что слушаться мать при  своих конфликтах с женой, Михаил не станет.

 Но и оставаться одной тоже не хотелось.

 «Надо идти, пока зовут», - решила моя бабушка.

Михаил уже однажды жил у нее, это было в тысяча девятьсот сорок шестом году, когда он  приехал с женой Антониной в село Капустин яр.

 Приехал к ней, своей матери, и жил в ее маленькой хатенке.

 Затем ему от Райкома партии дали квартиру в двух-квартирном доме, туда же он перевез и мать.

 А спустя три года,  после скандала в семье и партийных разборок,  решает всей семьей переехать в станицу Привольную.

 Бабушка поехала с ним, но жить вместе отказалась, и на облигации, которых у нее накопилась целая уйма, выменяла себе небольшую хатенку под соломенной крышей и стала лечить людей.

  А теперь жизнь вновь  вносила свои коррективы.
               
У старших дочерей жизнь складывалась не очень хорошо.

  У Агафьи было второе замужество, первый муж умер, остались дети, да еще и от второго брака двое детей.

 Анастасия тоже вышла замуж второй раз.

  Сын Алексей рос без присмотра, ветреным и непослушным, уходил из дома и мог не появляться целыми неделями.

 С бабушкой у него отношения не складывались, как и с родителями.

 У Пелагеи была маленькая хата,  а семья -  шесть душ.

 Так что «куда не кинь, везде клин».

 Бабушка решила: «крути не верти», а идти мне только к Михаилу.

Сделав летние и осенние заготовки трав и кореньев, собрав урожай с огорода, уложила  вещи в корзинку и  поехала с сыном, когда он в очередной раз приехал за ней.

 Предварительно она передала оказией, чтобы отец приехал за мной.

Отец приехал на следующий день, но кто бы знал, как мне не хотелось расставаться с бабушкой!

 Все мое детское существо противилось этому расставанию, но раз взрослые решили так, мне оставалось только подчиниться.

 Всю дорогу домой мы с отцом молчали, он меня не трогал, так как понимал, что для меня значила бабушка, ее любовь ко мне и забота.

 Когда отец приехал меня забирать, бабушка ему сказала:

- Ну что, сынок, решилась я все-таки к Михаилу перебраться, пока только на зиму, тяжело мне становится зимой дрова в хату заносить  да воду из колодца доставать.

 Михаил настаивает на переезде к нему.

- В этом, мама, я вам не советчик,- ответил  мой отец,- решайте сами, вы же знаете,  какой он, когда выпьет.

 А я сюда приезжать к вам могу не чаще одного раза в неделю, и какой из меня получается помощник?

- Поеду сынок, может, и полажу с невесткой.

 Так и решили.
                *
Когда я прощалась с бабушкой, она крепко меня обняла, прижав к себе:

  Может, внученька, мы больше с тобой и не увидимся.

- Почему, бабушка?- спросила я.

- Не знаю, но предчувствие у меня такое.

Она вложила мне в руку маленький свадебный цветочек из своего сундука и фотографию, где она стоит в подвенечном платье, а рядом мой дедушка Ваня.

 Это все, что у нее осталось из юности, молодости,  от  ее дорогого Вани.

 Все это она завернула в тряпочку и, передавая мне,  прошептала на ухо: Отцу не показывай!

Я прижала к груди бабушкин подарок, и он был для меня в ту минуту самим дорогим, из того, что у меня было.

 Спрятав сверток под кофту, я пошла к линейке.

Через несколько дней приехал сын Михаил и увез бабушку к себе.

 Жил он в станице по левому берегу реки.  Там у воды стоял его небольшой домик, сложенный из самана и  покрытый дранкой,  который ему выделила МТС, как механику тракторной бригады.

Невестка Антонина встретила свекровь сдержанно, повела в угол,  отгороженный занавеской  из ситца.

 Там стояла кровать и стул, чтобы можно было на него повесить свою одежду.

-А кто спит на печи?- спросила бабушка Антонину.

- Да никто, там, в основном, играет днем сынишка, а ночью он спит на кровати.

- Ну, тогда я буду спать на печи, а внучек пусть спит на своей кровати, чего его стеснять, он здесь привык, а я больше люблю спать на печи, греть свои старые косточки.

 А где спит старший внук, Толя? - спросила бабушка.

- Ему из чулана сделали комнатку, прорубили окно, там он готовит уроки, там и спит.

–А теперь, Тоня, скажи, что мне делать по дому, ведь сидеть, сложа руки, не привыкла, что же буду у вас жить на иждивении, я сама себе зарабатывала на кусок хлеба.

 - Миша, наверное, говорил вам,  что у нас хозяйство поросята, птица, огород.

 Я весь день на работе, управляюсь только утром и вечером.

Вам просто надо будет, если хотите, присматривать, чтобы живность не лезла в огород.

 Если позволит здоровье,  по возможности делайте то, что посчитаете для себя посильным трудом.

    Утром бабушка встала рано, растопила печь, поставила в нее чугун с мелкой картошкой для поросят, посыпала корм для птицы, приготовила пойла поросятам.

 У нее все время находилось дело.

 Управившись на подворье, возвращалась в хату, готовила овощи для борща,  а к полудню у нее уже был готов обед.

 Антонину радовала такая помощь от свекрови.

 Потихоньку у них налаживались доверительные отношения, Антонина рассказала свекрови, что привез ее Михаил из Красноярского края.

 Была замужем, муж офицер, погиб на фронте, и теперь она получает на сына пенсию за отца.

Что места у них там очень красивые, а  занимались они с мужем до войны хозяйством, была у них корова, свиньи, птица.

Ушел муж на фронт в тысяча девятьсот сорок первом году, похоронку на него получила в конце сорок третьего.

 С Михаилом познакомилась, когда его часть принимала участие в восстановлении железной дороги в  ее районе, после победы над Японией.

 А когда Михаил сделал ей предложение выйти за него замуж, она решилась и поехала с ним в Капустин яр.

Бабушка слушала ее и думала: Вот  надо же,  прожили мы с ней до этого четыре года, а она мне так и не открылась, а сейчас рассказала все, как на духу.

 - Ничего, Тоня, везде люди живут, привыкнешь и ты к чужим местам.

 Бабушка видела, что невестка  - женщина  самостоятельная, не финтифлюшка  какая-нибудь, по-этому старалась ей во всем помогать.

 Прошла зима, бабушка Евдокия засобиралась домой, надо было сажать огород, приводить после зимних ветров в порядок хату и двор.

 На уговоры невестки и сына не поддавалась, она очень скучала по своему «углу».

- Но хорошо, сказал Михаил, осенью снова приедете ко мне.

 Его слова подтвердила Антонина, со свекровью ей было спокойнее, Михаил ни разу не устроил скандал, вел себя тихо.

 В следующий свой выходной Михаил отвез мать в ее хату.

 Что смог починил, помог наносить воды и принести дров для печи, так, как еще ночи были холодными, занес из погреба ей картошки и лука, подождав, когда разгорится пламя в печи, он сел на линейку и уехал домой.

 Бабушка занялась домашними хлопотами.  Устав от хлопот по дому,  она прилегла на топчан и уснула.

 Приснился ей сон, где она вытаскивала из реки свою внучку Настю, она была очень тяжелой и тащила за собой бабушку обратно в реку.

 Затем прибежали люди и стали ей помогать, наконец, Настя оказалась на берегу.

 Бабушка проснулась, за окном были сумерки.

 И чего это меня сон сморил, да еще и со сновидениями, она подошла к иконам и перекрестилась, проговорив: отведи Господи беду от моей внучки.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ