Вертолеты сами не летают

Андрей Собакин-Фисташков
2 августа 1949 года на базе школы авиационных механиков в городе Пионерске Калининградской области было создано 66-е Военно-морское авиационное техническое училище, готовившее техников механиков для морской авиации. Спустя семь лет училище переезжает в Выборг, где размещается в финском полуразрушенном здании по улице Путейская дом 8, работы по его восстановлению легли на плечи курсантов и постоянного состава училища. В 14 км от города, на недостроенной в военное время взлетно-посадочной полосе был открыт учебный аэродром. Приказом начальника ГУ ГВФ в 1960 году училище получило название Выборгское авиационное техническое училище гражданской авиации. В 2007 году училище было присоединено к «Санкт-Петербургскому государственному университету гражданской авиации». В этом году Выборгский филиал ФГБОУ ВО СПбГУ ГА празднует свое семидесятилетие, но для многих тысяч его выпускников, это учебное заведение по-прежнему будет называться ВАТУГА, а в памяти жителей нашего города, его вчерашние курсанты, навсегда останутся «гафниками».
 
Отцом русской авиации принято считать Н.Е.Жуковского, однако появление на свет советской авиации - заслуга Владимира Ильича Ленина, именно он стоял у ее колыбели. В 1911 году находясь в эмиграции в местечке Лонжюмо под Парижем, он организовал русскую партийную школу социал-демократов, где вместе с Крупской не только готовил и воспитывал партийные кадры для революционной борьбы, но и любовался маневрами аэропланов. Всякий раз, как только выдавалось свободное время Ильич вместе с Надеждой Константиновной садились на велосипеды и отправлялись на аэродром, находившийся в 15 км от школы, где зачастую были  единственными зрителями. Ленина привлекало все новое и революционное. В мире только что произошла техническая революция, люди научились летать на аппаратах тяжелее воздуха, авиационная лихорадка постепенно охватывала весь мир. Царская Россия не была исключением, так в Одессе за год до этого, ученик Поддубного - капитан воздуха и король железа Иван Заикин и писатель Александр Куприн чуть не разбились во время полета на французском «Фармане», ребята оказались слишком крупными - 220 кг на двоих. Перегруженный аэроплан сильно качнуло встречным ветром, авиаторы потеряв управление на глазах у перепуганной публики левым крылом врезались в землю и только каким-то чудом не пострадали сами и не погубили зрителей. «Куприн пролетел через меня как мячик», - вспоминал потом Заикин. Но вернемся обратно на летное поле во Францию, где наблюдая как «Фарман-4» отрывается от земли, Ленин думал о том, что когда-то и у пролетариата появится своя авиация и рабочий класс сделается полноправным хозяином не только на земле, но и в воздухе.
Мечты стали реальностью, уже на второй день после революции Ленин говорит о необходимости и целесообразности развития авиации, а в декабре 1917 года по его указанию создается Всероссийская коллегия по управлению воздушным флотом республики. Под чутким руководством Ленина формируются первые авиационные и воздухоплавательные части, продолжают работать старые и появляются новые авиационные заводы и мастерские, открываются учебные заведения по подготовке авиационных кадров. Гражданская авиации в условиях социалистического строительства получает бурное и стремительное развитие.
В годы Великой Отечественной Войны личный состав гражданского флота, как и весь советский народ, встал на защиту нашей родины. Летчики гражданского воздушного флота (ГВФ) под обстрелом вражеской артиллерии совершали отчаянные полеты за линию фронта, доставляли в осажденные города боеприпасы, продовольствие и медикаменты, вывозили в тыл раненых, стариков, женщин и детей.
После войны ГВФ благополучно продолжил свою работу, быстро восстановив прерванное воздушное сообщение, а объем перевозок не только достиг довоенный уровня, но и существенно его превысил. Значительно возросла роль авиации в различных областях народного хозяйства, без самолетов и вертолетов многие задачи просто не имеют своего решения, профессия авиатора стала востребованной и в некотором роде даже массовой.
Весомый вклад в работу Аэрофлота внесло и Выборгское авиационное училище гражданской авиации, которое подготовило не одну тысячу специалистов, работающих по всей стране, особенно в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, в тех самых местах где в основном эксплуатируются вертолеты. В 1974 году, на момент празднования своего 25-летия, в училище работало 87 ветеранов войны и труда, 59 из которых были участники Великой Отечественной и Советско-финляндской войны. Даже если коротко описать боевые и трудовые заслуги работников ВАТУГА, понадобится ни один десяток страниц, а выделять отдельных людей в рамках этой статьи было бы в высшей степени не справедливо - это тема отдельной книги, которая когда-нибудь будет написана.
Некоторые из бывших учеников, после окончания высших учебных заведений возвращались и работали в училище. Назначенный директором училища в 1990 году Русский М.Г., был одним из его выпускником. В эти трудные, как для страны, так и для училища годы, он смог не только продолжить начатое, но и осуществить переход от однопрофильного учебного заведения к многопрофильному. Училище стало готовить не только техников-механиков, но и техников-электроников, бухгалтеров-экономистов и техников по обслуживанию автомобильного транспорта. При фактическом отсутствии финансирования и помощи со стороны государства был освоен новый вертолет Ми-8МТВ с двигателем ТВЗ-117ВМ, вышли подготовленные авторским коллективом училища методические пособия по данному вертолету и двигателю. За весь период работы училища под редакцией таких авторов как: Богданов А.Д., Данилов В.А., Железняк И.И., Мордик В.В., Романчук В.Н., Рыжинский Д.А., Красильников В.В., Степанов Ю.А., Крученок И.Л.., было выпущено 14 учебников и методических пособий по эксплуатации и ремонту вертолетов и авиационных двигателей, которые нашли применение не только в учебном процессе самого училища, но и в аэрофлоте.
За 60 летний период своей работы училище выпустило около 2 000 военных техников-механиков и более 15 000 специалистов для гражданской авиации. При штатной численности преподавательского и учебно-вспомогательного состава 309 человек, число курсантов достигало 2 160 человек, а ежегодный выпуск составлял от 670 до 690 человек. В 1970 году на учебном аэродроме было построено учебное здание авиационно-технической базы, смонтированы ангары, оборудованы стоянки для вертолетов на которых со временем стала появляться и новая авиационная техника - вертолеты Ми-8, Ми-2, Ка-26, Ми-24, Ми-26. В 1973 году начал свою работу новый просторный учебно-лабораторный корпус с 28 аудиториями, двумя спортивными классами, библиотекой и тиром-манежем.
Несколько лет подряд училище принимало участие в ВДНХ, в результате было получено четыре серебряных и восемь бронзовых медалей, два человека участвовали в международной выставке в Италии и Вьетнаме.
Каждый пятый курсант училища участвовал в рационализаторской деятельности. Были разработаны и изготовлены сотни действующих макетов, стендов, тренажеров и моделей. В 1957 году старшему технику-лейтенанту Гневашову Б.П., было выдано удостоверение на техническое усовершенствование, к использованию был принят действующий объемный макет работы форсажного насоса.
Каждый третий курсант участвовал в художественной самодеятельности. На смотре художественной самодеятельности Аэрофлота училище завоевало почетное второе место, танцевальный и хоровой коллектив стали лауреатами этого смотра. Агитбригада «Орбита» неоднократный победитель смотров агитбригад Ленинградской области.
Каждый первый курсант был спортсменом и комсомольцем. В 1977 году на 21 спартакиаде учебных заведений МГА, спортивный коллектив училища занял третье место, а двумя годами ранее в училище был подготовлен первый мастер спорта СССР по тяжелой атлетике - курсант Петлин В. Комсомольская организация училища была самой многочисленной среди организаций нашего города и за успешную работу была занесена в Книгу трудовой славы ЦК ВЛКСМ, была награждена переходящим вымпелом, дипломами и наградами.
Курсантские строительные отряды были частыми гостями на стройках Комсомольска-на-Амуре, Нарьян-Мара, Сыктывкара и даже на родине В.И. Ленина — Ульяновске. За годы 10-й пятилетки освоено 1 млн. 180 тыс. рублей капитальных вложений.
К сожалению, в истории училища есть и трагическая страничка, связанная с выполнением выпускниками училища их интернационального долга в Афганистане.
Богданов Сергей Вадимович — «Он никогда не говорил «книжка», только книга!», - вспоминает его мама Людмила Николаевна, - «писал стихи и с детства мечтая стать летчиком, часто говорил: «Какое это прекрасное чувство полета над облаками!». Два года он писал маме и бабушке письма из Афганистана и рассказывал будто служит в Узбекистане. На счету Сергея 120 боевых вылетов, его вертолет был подбит зенитной ракетой и взорвался в воздухе. Награжден орденом Красной Звезды посмертно.
Саранцев Сергей Николаевича — Сергей очень любил своего отца, который всегда спокойно и доходчиво отвечал на вопросы сына. Для мальчика он был настоящим авторитетом. О своей мечте летать Сергей в первую очередь рассказал отцу. Решили поступать в авиационный. На счету Сергея 169 боевых вылетов, принимал участие в пяти операциях по высадке десанта. При его участие было перевезено 290 тонн груза, 1 900 человек личного состава и 85 раненных. В 1984 году он успел даже съездить в отпуск домой, радости родных не было предела. Вертолет на котором Сергей служил бортмехаником перевозил вышестоящее начальство. Летели под охраной двух Ми-8 и все таки их сбили. Сергей до последней минуты не покинул машину, до конца исполнил свой воинский долг. Еще во время службы он был награжден медалью «За боевые заслуги» и орденом Красной звезды посмертно. 
Евтухов Сергей Валентинович взорвался в самолете под Кандагаром, как и все ребята больше всего в жизни хотел летать. Награжден орденом Красной Звезды посмертно.
Щеняев Александр Петрович — Летать и только летать, наземная работа авиационного техника его не устраивала. С 1987 года лейтенант А.П. Щеняев - борттехник вертолета Ми-8 спецотряда разведки в Душанбе, за три года выполнил 1 167 вылетов из которых 687 было боевых. Вертолет в котором находился Александр был сбит «Стингером». Награжден орденом Красной Звезды посмертно.
Колпаков Валерий Прокопьевич - «… Главное в моей работе», - пишет он в своем письме домой, - «точность и добросовестное отношение к порученному мне делу. У нас есть такие места, где солдаты отсчитывают время по вертолетам. Они находятся в горах и добраться к ним можно только с помощью нашей машины. Мы везем им продукты, боеприпасы, почту.  Вот так и служим, воюем...».  В одном из таких полетов вертолет был обстрелян, от тяжелых ранений Валерий скончался в госпитале.
Говорят, летчики не умирают, не погибают, они улетают навсегда — в бессмертие.
Вечная память героям.