К параметрам состояния

Моисей Харитонов
Лондонские собеседования вывели на программу «Эразмус», осуществляемую Евросоюзом, — программу обмена студентами и преподавателями между университетами стран членов Евросоюза и ряда других европейских стран-нечленов. Программа предоставляет взаимную возможность обучаться, проходить стажировку или преподавать в другой стране.

Продекларированные цели программы:
a)Развивать студентов образовательно, лингвистически и культурно, с помощью обучения в других европейских странах;
b)Расширять сотрудничество между институтами и обогащать образовательную среду принимающих учреждений;
c)Способствовать развитию молодых людей как высококвалифицированных и непредубежденных будущих профессионалов с международным опытом.

Пунктом (а) определены области намеченного развития европейских студентов. Это - образование, то есть, обретение осведомленностей, умений, навыков, ценностных установок, функциональных способностей. Это - культура, как область, где можно заимствовать из накопленных предыдущими поколениями и современным обществом тех же осведомленностей, умений, навыков, ценностных установок. И - область лингвистических условий и возможностей общения с преодолением различий в языках.

Пунктом (в) определены средства обеспечения намеченного развития, о котором сказано в (а): «Расширять сотрудничество между институтами и обогащать образовательную среду принимающих учреждений».

Пунктом (с) декларативно обозначен уровень намеченного развития:

- высокая квалификация в конкретной профессиональной области того или иного студента. Квалификация — степень и вид профессиональной обученности работника, наличествующих у него знаний, умения и навыков, необходимых для выполнения им определённой работы. Квалификация - только составная часть компетентности, как способности сделать некоторое дело и сделать его результативно и эффективно. Другая часть компетентности - способность решать проблемы, содержательная сложность которых выходит за рамки квалификационной обученности. Для решения таких проблем необходимы воля, поддерживаемая и направляемая особыми ценностными установками, побужденность и способность формировать из имеющихся знаний и опыта новые представления и программы действий.

- указание на развитие «НЕПРЕДУБЕЖДЕННЫХ будущих профессионалов с международным опытом» обозначает развитие и поддержание состояния открытости к восприятию новых ситуаций, новых сведений и нового опыта. Это означает готовность к активному - в момент встречи с новыми ситуациями и сведениями - восприятию нового знания, обретения нового опыта. Но, не обозначает способность к проактивному и генеративному подходу к проблемным ситуациям - способность порождать творческие концепции и, на их основе, упреждающим образом усматривать признаки сущности новой проблемной ситуации.    

Предполгаю, что такое ограниченное назначение массовой программы «Эразмус» обусловлено именно предназначенностью на развитие квалифицированного слоя ведомых населенческих масс. А полное компетентностное развитие предназначено для руководящих, властвующих (формально и не формально) общественных групп.

Посмотрел ролик о том, как трое молодых людей из Франции, Польши, Германии встретились в Варшаве с теми, кто жил в варшавском гетто или принимал участие в Варшавском Восстании.

В пределах информативности ролика и моих скромных аналитических способностей, пытаюсь продвинуться в понимании конкретноных элементов психологического аспекта деятельностей, декларативно направленных на предотвращение трагедий масштаба и смыслов Холокоста.

В иллюстрации над текстом, в шести рядах сверху вниз, показано резюмирование полученных впечатлений участницей этой группы. Молодые люди присели на рельсы в мемориальном комплексе «Освенцим».


I.И это происходило в сердце Европы. Нужно осознать - что это было - если мы хотим построить новое общество.

II.В этом месте человек достиг дна. Ничего хуже нельзя было себе представить.

III.Вот почему наступил момент рефлексии. Для того, чтобы эта рефлексия подтолкнула нас к другому горизонту, к любви, к взаимному пониманию.

IV.Здесь была двойная трагедия - жертв и убийц. Я думаю, страдали обе стороны.

V.Здесь существует сегрегация, дискриминация, разделение людей на разные категории.

VI.Это место, где вся Европа объединяется, потому что у нас есть общая проблема /мы перед общим вызовом/. Это место нуждается в преобразовании. Мы должны думать о Европейском Союзе.

Умудренные трагическим опытом, собеседники молодых людей назидательно говорили:

- «Мы не осмысляем достаточным образом происходившее, и, скорее всего, Освенцим и Холокост будут повторяться.
Если человек побуждаем своей совестью, может критически подойти к навязываемым представлениям и руковдствоваться собственными критериями.
Поэтому необходимо развивать индивидуальное сознание у молодых людей».

За эмоциональной оценкой (II) «В этом месте человек достиг дна. Ничего хуже нельзя было себе представить» может присутствовать эмоция концентрации воли и фокусирование воли на выявление глубинных мотивов в поведении людей и на поиск подступа к этим мотивам. Это было бы направлено на формирование социально-психологического механизма упреждающего противостояния повторению трагедии с масштабами и смыслами Холокоста.

Весьма уместный вывод грамотной студентки о потребности в рефлексии (II) «ч»тобы эта рефлексия подтолкнула нас к другому горизонту, к любви, к взаимному пониманию - подводит нас, аналитиков возможностей предотвращения новых Холокостов, к двухслойной структуре компетентности:

- усвоенное,
- присвоенное.

Усвоенное - это воспринятое от кого-то или полученное в собственной практике и устойчиво сохраняемое для повторения - представление о чем-то, отношение к чему-то.
Присвоенное - это представление или отношение, прочно вошедшие в структуру личности, ставшее органической частью личности.

Усвоенное проявляется как сознательная, подконтрольная реакция на осознаваемую знакомую ситуацию, знакомый предмет. Примером усвоенного является «умение», нечто уже встреяавшееся, что мы распознаем при очередной встрече; нечто уже проделанное нами, что мы повторяем при повторении ситуации.

Присвоенное проявляется бессознательно, «из глубины души», как глубинный навык. Осознается уже после проявления.

В довоенном СССР, в значительной степени сработало целенаправленное «интернациональное воспитание», в частности, в среде населения было усвоено и проявлялось вполне искренне «хорошее отношение» к евреям - коллегам по работе, соседям, ... При подступе немцев и, тем более, в условиях оккупации, это отношение растаяло в диапазоне от бездеятельного и подавляемого сочувствия, через присвоение собственности убегавших енврейских семей, до рвения в пособничестве по уничтожению евреев. Такая потеря «усвоенного» происходила у бывших очень дружных соседей, даже у нееврейских родственников ...

Среди тех, кто помогал преследуемым евреям, возможно, чаще всего были люди, которые, в силу домашнего или общественного воспитания, «присвоили» чувства обязательности помогать близким или, вообще, нуждающимся в помощи.

Поэтому, среди параметров состояния «объектов» воспитательной работы в мемориализации Холокоста, должны присутствовать показатели «усвоенности» и «присвоенности» норм достойного отношения друг к другу.

Ну, а явная ненаучность «научного» доклада на «международную научную» от «академика» израильской Академии, в сочетании с аферными маневрами административно-политических приветствований - эта игра способствует «усвоению» внешне востребованных форм переживаний и отношений, под которыми накапливается - «присваивается» пренебрежение и раздражение к ТАКОВЫМ евреям.  (конкретно об этом в следующих главках)