Мои посещения полигона Донгуз

Анатолий Гринблат
Анатолий Гринблат

Мои посещения полигона «Донгуз»

Сейчас проходят крупные учения в степях на полигоне «Донгуз» в общем составе восточных стран. Это мне напомнило мои частые посещения полигона, т.к. это был главный полигон нашего основного заказчика. Он находится в Оренбургской области за рекой Урал уже в Азии. К югу от него простирается большое пространство степей и пустынь. Там проходили испытания наших изделий. И мне за долгие годы работы приходилось участвовать в испытаниях многих наших работ. Там нас уже знали и у нас были добрые и близкие отношения с персоналом полигона. Служащие его были квалифицированными специалистами, свою работу и наши нужды проводили на хорошем уровне. Я уже описал наше долгое и трудное испытательное путешествие по западной части Оренбуржья.
Впервые я был на полигоне в 1959г, где находилась только что выпущенная  у нас станция, которую там осваивали. Летел на ИЛ-14 первым сезонным рейсом. В то время настоящего аэропорта ещё не было, полосы были грунтовые и помещение небольшое. В самолёте кроме меня была только женщина с ребёнком.
В дальнейшем мне там приходилось бывать в разное время года. Был я там летом в жаркое время, когда степь зацветающая весной обильно маками уже выгорает и становится пыльной. Тогда на полигоне было много посетителей из разных городов и свободных мест в гостинице не было. Меня поселили в помещении мест на 30, бывшей воинской казармы. В выходной деваться некуда, да и жарища неимоверная. Я оделся в легкую одежду, а документы положил в задний карман. Не выдерживая жары, становился под струю холодной воды, в результате мои документы промокли так, что меня в дальнейшем с трудом допускали при командировках в другие предприятия. Водных мест в посёлке нет, и приходилось идти к ручью несколько километров, возвращаясь опять обливаясь потом.
Бывал я там и зимой, в страшные бураны, так правдоподобно описанные Пушкиным в Капитанской дочке. Некоторые объекты полигона находились в степи в нескольких километрах, туда обычно завозили воинскими автобусами. Раз мне пришлось ночевать на объекте в такую бурю. Даже мощные машины не могли пробиться сквозь снега и ветер.
В те времена у нас проходила бурная акция под названием « Целина», которая как все мероприятия в союзе делаются всей страной. Освоение большого числа неиспользуемых пахотных земель, которых оказалось много, осуществлялось переселением людей, привлечением комсомольцев и техники со всех районов. Оказалась в таком статусе и земля в Оренбуржье. Для уборки урожая собиралось множество грузовиков. Я бывая на полигоне наблюдал это событие, затруднявшее посещение полигона. Путешествие этих машин с зерном осуществляли и полигонные специалисты, руководя колонами из 500 машин. Их умение мне пришлось наблюдать при наших испытаниях по области, когда мы передвигались пятьюдесятью машинами.