Источник марксизма и отрицатель нигилизма

Виктор Санин
...или легко и просто о сложной философии

Гегель в России

Когда-то в учебных заведениях учили отличать Гоголя от Гегеля, Гегеля от Бебеля, Бебеля от Бабеля и т.д.

Если вы увидели новые имена, то можно «заяндексить-загуглить», найти нужную информацию и на этом успокоиться, ваша планка образования на приемлемой высоте.

Нас только Гегель интересует. Знакомьтесь! Великий немецкий философ-идеалист. Его полное имя Гегель, Георг Вильгельм Фридрих. Современник Пушкина, декабристов и Наполеона. Этот философ вслед за Кантом оказал исключительное влияние на развитие всей западноевропейской философии. Россия хоть и Европа, но не западная, однако и здесь его читали и почитали.

Гегелевские идеи об эстетике, религии, философии, праве и морали в XIX веке были новы, они стали на некоторое время модными. Так или иначе в 1830-40 годах многие образованные русские люди живо интересовались философией Гегеля. Гегель стал обсуждаемым событием в жизни. Не то чтобы событий тогда было мало, не было столько средств доставки. До телевидения с его ток-шоу, радио и социальных сетей было далеко. Популярность, известность ученого стимулировали интерес. О его взглядах горячо и долго спорили. Брошюры о философе зачитывались до невозможности. Самого Гегеля читали меньше, потому что трудно его читать.

Русская общественно-философская мысль в XIX веке растекалась по двум рукавам одной реки. Были славянофилы и западники с разными оценками действительности и взглядами на перспективы развития страны. Парадоксально, что и те, и другие находили подтверждения своим идеям в философии Гегеля. Универсальная вещь – философия.

Как следствие мысли Гегеля взбудоражили русскую общественность 40 - 60-х годов XIX века. Появились новые идеи. Эти идеи, изложенные Белинским, Герценом, Чернышевским, Бакуниным и другими, оказали мощное воздействие на некоторых русских людей. Разлетелись отскоком от этих людей, а потом косвенным образом привели нашу страну к революции и последующему смутному времени. Страшная штука рикошет. Да и философия.

Гегель не в России

В первых строчках мы сказали, что Гегель был великим философом. Его труды относятся к вершине философской мысли, они и сегодня изучаются в современных университетах как основа и фундамент науки.

Но попробуем быть объективными. Все ли и везде ли ценили идеи Гегеля так, как у нас?
Оказывается, и да, и нет!
Ценили. Уважали. Изучали и развивали его идеи. Но нередко (подобно крыловским героям: лебедю, раку и щуке или нашим славянофилам и западникам) тянули его наследие в разные стороны. Гегель оставил целую философскую школу. Она быстро рассыпалась на отдельные направления. Свойство такое у школ – деление. Как у амеб. Появилась, сразу начинает делиться, бороться за место под солнцем, доказывать свою значимость. Не только у философских. Во всех науках. Это неизбежность.

Яблоком раздора преимущественно послужили богословско-религиозные вопросы. Сразу скажем, что сам Гегель считал свою систему «ортодоксальной», то есть последовательно придерживающейся правильного учения. Однако в его же собственной школе у его последователей и почитателей были иные мнения. Некоторые говорили, что он низвергает государственные и церковные формы. Утверждали, что он отвергает Бога и личное бессмертие. Итак, ценители уважали, изучали, но трактовали идеи Гегеля по-разному.

Не будем вдаваться в подробности, просто поставим зарубочку в памяти. Гегель оказал влияние на развитие ряда наук. После его смерти некоторые отрасли научных изысканий разрабатывались в духе системы Гегеля. В частности: философия религии, история философии, философия истории, эстетика и т.д..
Позже из полемики с его учением выросли такие философские течения, как марксизм, позитивизм и экзистенциализм. Википедия нам в помощь…
Это о согласных с учением.
Но и не соглашались с ним! Не ценили, ниспровергали, отрицали. И в выражениях не стеснялись. Высмеивали и унижали.

Например, (тоже немецкий философ и современник Гегеля) Артур Шопенгауэр – тот еще краснобай был. Ради интереса посмотрите его изречения. Говорил метко, хлестко, жестко. В работе «О критике, суждении, одобрении и славе» вот что он писал о немецких философах - коллегах по цеху: «Величавая философия Канта была вытеснена явным пустозвонством Фихте, эклектизмом Шеллинга и приторно-слащавыми, благочестивыми бреднями Якоби, а напоследок дело дошло до того, что вдоль и поперек жалкий шарлатан Гегель был поставлен наравне с Кантом, и даже выше его».
Он же негодовал: «Во всей истории литературы древнего и нового времени не найдётся другого примера такой ложной славы, какая выпала на долю гегелевской философии. Нигде и никогда вполне скверное, осязательно-ложное, вздорное и даже, очевидно, бессмысленное и к тому же ещё в высшей степени омерзительное и тошнотворное по исполнению не прославлялось и не выдавалось с такой возмутительною наглостью и с таким упорным меднолобием за высочайшую мудрость и за самое величественное, что мир когда-либо видел, — как это случилось с этою сплошь и насквозь ничего не стоящею философией».

Как пишет современный философ К.В. Деревянко, часто критикуют Гегеля авторы, не взявшие на себя труд, не нашедшие времени прочитать и осмыслить его произведения. Продолжая и диалектически развивая эту мысль, мы можем сказать, что и не способные понять идеи ученого.
Так что оставим на совести Шопенгауэра его эскапады. Он был красноречивым ниспровергателем, но в критике его иногда явно заносило.

Гегель русский революционер?

И все же прав Артур Шопенгауэр хоть в чем-то или нет? Пойдем по следу. След, конечно, остыл, но попробуем разобраться.
Не требует доказательств факт, что наследие Гегеля знали и изучали основоположники марксизма. Они взяли на вооружение ряд идей. Самые крайние левые гегельянцы распространили свои исследования с религиозно-философской области на социальные и политические вопросы. Маркс и Энгельс, перетолковали философию Гегеля в материалистическом духе. Они построили на ней свою систему экономического материализма.
В таком случае, если копнуть глубже, то и Кант к нему причастен. Ведь начало фундаментальных идей Гегеля лежит в работах Канта. Произошло следующее. Кант считается основоположником идеализма. Его преемник Гегель в процессе развития отошел от Канта и сформировал собственное философское самостоятельное учение. Метод философии этого немецкого мыслителя получил название диалектики.

Метод универсальный, интересный, полезный. Упрощенно, в двух словах выглядит так. Гегель потребовал изучать окружающую природу и человеческую историю в их движении и взаимной связи. С его точки зрения нет ничего неизменного и постоянного. Наоборот, все течет, все изменяется, все находится в беспрерывном движении, но это движение совершается не эволюционно, а диалектически, все связано, а развитие вытекает из противоречий.

Как противоречия становятся и служат движущей силой развития? Легко. Например, хочется мороженого, а денег нет. Попросил у родителей, они отказали. Пошел на перекресток, помыл фары и стекла у трех машин – заработал. Сделал выводы и стал хорошо учиться. А через несколько лет стал владельцем нескольких автомоек. Или не стал, если удовлетворился достигнутым. На мороженое-то хватает…
В масштабах страны. Всем хочется жить богато, при этом желательно ничего не делать. И находятся желающие у богатых все отнять и поделить. На обломках самовластья построить новую, справедливую, счастливую жизнь… особенно для себя.

Так невинный верующий философ Гегель стал «одним из источников марксизма» и вдохновителем нигилизма, который наш Федор Михайлович Достоевский метко, точно и беспощадно назвал «бесовщиной».
Ответим на вопрос о причастности философа к нашей истории. Да, Гегель тоже приложил пусть не руку, но слово к разрушению самодержавия в России. Не сам лично, а через марксизм.
Такова сила идеи.

Интересна оценка, которую Гегель однажды дал России: «Россия же, уже теперь, может быть сильнейшая держава среди всех прочих, в лоне своем скрывает небывалые возможности развития своей интенсивной природы».

Искусство и религия по Гегелю

Гегель утверждал: «Познание духа есть самое конкретное и потому самое высокое и трудное».
Он сформулировал свою модель ступеней познания мира или философию духа. В ней три ступеньки. На первой стоит субъективный дух. Не будем особенно вникать. На второй - объективный дух. Это абстрактное право, мораль и нравственность. И можно поспорить, поскольку и правоведы, и моралисты все сегодня могут перевернуть и исказить. Черное станет таким белым, что хоть очки солнцезащитные бери. Какая уж тут объективность? Но нам до этого дела нет! Наконец, на третьей – высшей ступеньке – находится по Гегелю абсолютный дух. Это искусство, религия и философия.

Итак, религия, как мы видим, на высшей ступени. Философ ставит рядом с религией искусство. Нет уверенности, что закономерно, но бесспорно лестно для творческих людей. Критики, разбирая вопрос, отмечают: «Если под влиянием вдохновения человек на одно мгновение мог вообразить себя тождественным с Богом, который его вдохновляет, то он сразу видит свое ничтожество, лишь только приходится дать материальную форму его идеалу. Это значит, считает Гегель, что искусство неотделимо от религии. В искусстве и в чувстве прекрасного, возвышенного, божественного, лежит источник религии».
«Богоуподобление» творцов – деятелей искусства не может оскорбить Творца. Однако такое сравнение накладывает на художников особую ответственность. Все мы, если перефразировать писателя, в ответе за то, что натворили.

А вот причинно-следственная (диалектическая) связь тут прихрамывает. Кажется, что критики слегка все поменяли местами. Ведь в религии лежит источник прекрасного и возвышенного. Не правда ли?

Наука и религия у Гегеля

Из православной энциклопедии: «Соединение христианства с философией составляло одну из задач, поставленных Гегелем, и независимо от того, на каких путях он пытался решить эту задачу и насколько он преуспел в ее разрешении, бесспорно, что эта цель обусловила общий характер его философии как философии богочеловечества и всеединства».

«Он мечтал, закусив удила, Свесть Америку и Россию. Но затея не удалась, За попытку... спасибо», этими словами Андрея Вознесенского из рок-оперы «Юнона и Авось» можно проиллюстрировать попытку Гегеля.
Он не всегда четко давал определения используемым понятиям. В связи с этим и как следствие (диалектика, однако!) появляются разные направления, объединившие в себе последователей учения. Философы по-разному истолковывают мысли основоположника диалектики и формируют собственные законы развития абсолютного духа.
Попытка не провалилась, но, благодаря разночтениям, оставила больше сомнений и вопросов, чем четких ответов. Гегель, желая объяснить и объединить, разобщил и запутал. Бывает.

Если обратиться к его книгам, то мы найдем чёткую информацию. В сочинении «Народная религия и христианство» Гегель рассматривал религию как необходимую основу человеческого бытия. В этой ипостаси религия отвечала потребностям сердца, давала людям силы для осуществления моральных предписаний и борьбы с чувственными побуждениями.
Строго говоря, ранние теологические сочинения Гегеля называть теологическими вряд ли оправданно. Вопросы, рассмотренные ученым в этих работах, имели отдаленное отношение к христианскому богословию. Основной темой была история возникновения христианства. Ученый исследовал её исключительно с философской и нравственной точек зрения. При этом он допустил ряд ошибок. Простительно. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Гегель и Вера

Но отвергал он Творца или нет? Ах, была бы машина времени, мы отправились бы к Гегелю в Германию XIX века, нашли бы в Иене, Гейдельберге или Берлине в университете, сказали: «Гутен таг». Да и спросили бы прямо, верует он или…
Ох, и удивился бы Георг Вильгельм Фридрих! Он родился в законопослушной Германии в достопочтенной семье. Воспитывался в духе почитания христианских ценностей. Он прилежно учился в гимназии, а потом в богословской семинарии при Тюбингенском университете. Там прослушал философский и теологический курсы и защитил магистерскую диссертацию. Мог стать священником, но выбрал иную стезю.
И мы с таким глупым вопросом. Верил!
Но как у всякого ученого у него были, как сейчас говорят, свои тараканы. Они почти безвредны, никого не могут травмировать.

Что сделал ученый? Он изучил религии восточных стран, сравнил их с верованиями древних греков и римлян, потом сопоставил с христианством. И сделал вывод, что «христианство по отношению к предшествующим ему религиям есть то же, что поэзия по отношению к изящным искусствам: оно их в одно и то же время очищает, дополняет и подводит им итог. Христианство представляет собою абсолютную религию, совершенный догмат».
Философ объяснил разницу. Покажем совсем схематично. По Гегелю понятия «религия» заключается в составляющих. Их три: Бесконечное - или Бог, конечное - человек и отношения, которые существуют между ними.
А дальше включаются различные подходы. Многое зависит и от точки зрения, и от того, кто рассуждает. Оценивать одно и то же можно очень по-разному. Шуточный пример проиллюстрирует ситуацию: «Собака думает: «Хозяин меня кормит, поит, выгуливает. Значит, он — бог». Кошка думает: «Хозяин меня кормит, поит, убирает лоток, ухаживает за мной. Значит, я — богиня».

Люди вообще разные. И они меняются век от века. Поэтому в разных странах и в разное время в оценке человеком составляющих религии (Бог, человек, отношения) придавалось разное значение.
«Для сына Востока, - пишет Гегель, - Бог есть все, человек же ничто или очень малое. Для грека Бог значит ничто или очень мало, человек значит все», - разница существенная. Оценка христианству дана выше.
И всё же, всё же… Обратимся к авторитетному мнению православной энциклопедии: «Не менее важной стороной, обусловившей религиозно-философский и универсальный характер учения Гегеля, было христианство, вера в абсолютную истинность которого… никогда не ставилась им под сомнение». На этом можно было бы поставить точку. Но рано! Не будем спешить. Поищем в его книгах дополнительные подтверждения такой оценке.
Гегель писал длинными предложениями. На целый абзац. На половину страницы! Если бесконечно долго освобождать главные мысли Гегеля о христианской вере, то мы можем получить такие его идеи: «Религия — одно из самых важных дел нашей жизни», «…религия поднимает моральность и ее мотивы на новую, более величественную высоту…» и, наконец, ««Христос явился: человек, Который есть Бог, и Бог, Который есть человек; благодаря этому в мире настали мир и примирение».
С такими словами мы охотно согласимся. И вот на этом закончим.