Термен играет на вольтметре

Леонид Лоцев
https://vk.com/video-118057506_456239072
Термен играет на вольтметре
..
Так, почти человеческим голосом поёт терменвокс, так великолепно играет на нём сам Лев Сергеевич Термен, его изобретатель, объездивший весь мир со своими концертами. (Шутка тех времён: "Термен играет на вольтметре").
..
Он сидел в маленькой комнатке московской консерватории. Приятный добродушный старичок. Сначала он спро-сил меня, слышал ли я о терменвоксе? Мне было стыдно: я впервые слышал это слово. Но вдруг, догадавшись о чём идёт речь, я ответил: "Это не те, что поют человеческим голосом?" - ему явно понравился мой ответ.
..
"Почти" - сказал он, улыбаясь.
..
Он внимательно слушал меня. На мой вопрос, использует ли он унтертоны, он ответил, что сам он унтертонами не занимался, но тут (в консерватории) есть группа молодых энтузиастов - они обнаружили, что унтертоны возникают на струне в момент её обрыва.
..
"Нет же," - сказал я - "унтертоны - это прецессия. Прецессионный спектр даёт гармоническую последовательность, ту самую, унтертонную. Это доказывает их идентичность.
..
Моя идентификация прецессии и унтертонов его поразила. Он не знал об этом и сразу изменился в лице. Резонанс-нахлёст, решето первого уровня и возможность свободно меняющейся электронной "воздушной клавиатуры" ему тоже понравились.
..
Он много рассказывал мне о себе. Я всё это помню. Что все свои приборы он покупает на свою пенсию. На моё недоумение: "неужели государство не помогает?" - он засмеялся: "нет, конечно, пришли, переломали все мои приборы - вот и вся помощь".
..
Добавил, что предлагали заняться созданием сверхмощных инфразвуковых генера-торов для установки их на советско-китайской границе.
..
Спустя много лет, в беседе с нашим садовым водопроводчиком, когда он начал мне рассказывать про знаменитого изобретателя сталинской эпохи, Льва Сергеевича Термена, я сказал, что видел его и разговаривал с ним.
..
- Ты разговаривал с самим Терменом?
- Ну да, а что тут такого?
- Да ты знаешь, с кем ты разговаривал? Это же первый изобретатель телевизора!
- Не знал. Вроде как не он, помнится.
- Никому не верь - первым был именно он. Я это знаю точно.
..
И хотя в интернете мелькают другие фамилии, слова водопроводчика не выходят у меня из головы: слишком уж твёрдо он стоял на своём.
..
Наши сегодняшние само-открывающиеся двери в супер-маркетах - тоже его творение.