Футбольные страсти

Алексей Нескородов
Пьяными глазами я всматривался в твердую обложку бордового цвета. Нежно поглаживая ее шершавую поверхность, я мечтал о будущем. Я не сомневался, что с красным дипломом журфака я стану настоящей добычей для зубров отечественной журналистики, которые сходу начнут на меня охоту. Не было сомнений, что вскоре меня пригласят в одно из крупнейших изданий, где я сразу же начну строчить умопомрачительные сюжеты и брать актуальные интервью у самых маститых личностей.
Но мечты не совпали с реальностью. Хватило пары месяцев, чтобы понять, что охоту на меня никто не объявлял. Да и на ярмарках вакансий начинающие журналисты даже с самым бордовым дипломом не пользовались особым спросом. Некогда гордые за родного сына взгляды родителей стали наполняться укоризной.

Сменив стратегию, я приступил к активному поиску работы. Иллюзии рушились одна за другой. Высоко задранная планка стремительно опускалось вниз, пока одно набирающее популярность интернет-издание не заинтересовалось мной как молодым и многообещающим сотрудником.

- Футбол любишь? – спросил редактор прямо на собеседовании.

- Ну конечно! – солгал я. Футбол никогда не был мне интересен. Разве что прошедший чемпионат мира заставил как-то обратить на него внимание и теперь я знаю Дзюбу, Мбапэ и ногу Акинфеева. Еще давно я что-то слышал про Яшина, Пеле и Марадону. Последнего, как оказалось, знал и редактор.

- Вот и славно! – продолжал он. – Тебе предстоит встреча с настоящей легендой этого спорта. Тебе повезло! В последнее время он редко идет навстречу изданиям, но для нас он сделал исключение. Наш спортивный корреспондент сейчас на больничном, послать мне больше некого, а упускать уникальную возможность совершенно не хочется.


Я никогда не слышал этого имени и даже не запомнил, чтобы донести его до вас. Но игрок действительно когда-то был очень большой звездой, что «сам Марадона восхищался его игрой в обороне». Именно так описывал его редактор. Спортивные репортажи никогда не входили в список моих интересов. Я всегда мечтал стать политическим обозревателем. Идя на собеседование я был уверен, что мне достанутся темы кризиса российско-украинских отношений или выборы в одном из регионов нашей необъятной. Отказываться от шанса было бы глупо, но и безоговорочно принимать его я тоже не хотел.

- Здорово! – сказал я. – Но это не совсем мой профиль.

- А какой у вас профиль? – спросил он.

- Политика, шоу-бизнес, финансы, интервью.

Интервью были моей визитной карточкой. Преподаватели всегда отмечали во мне талант разговорить даже самого скрытного интроверта. Я всегда мечтал расслаблено сидеть напротив знаменитого собеседника и с мещанской улыбкой расспрашивать о его доходах.

- Ну вот! Интервью тебе и предстоит. Считай, что это вступительное испытание, справишься – займешься и политикой с финансами. На это интервью должен был идти наш спортивный обозреватель. Но он заболел, а те, кто могли бы его подменить, либо в отпуске, либо в командировке. Сам я тоже не поеду, у меня дела. И перенести встречу нельзя. Он же тот еще фрукт. Встреча с ним как с солнечным затмением, происходит раз в несколько лет. Поэтому задание у тебя не шуточное и ставки очень высоки.

- Хорошо, как скажете. – Была не была, подумал я. Тем более, что выбора мне никто и не давал. А с футболом я как-то разберусь, там ничего сложного и нет. Главное немного подготовиться и дело в шляпе.

- Когда приступать? – спрашиваю я.

- Как когда? Прямо сейчас. Я уже обо всем договорился. Он будет ждать тебя в 16 часов в баре на станции Маяковская.

Мы переглянулись. За взглядом, полным сомнений,  я отчетливо ощущал попытку пролезть в глубины моей души.

- Имей ввиду. – Прервал он секундное затишье. – Он самовлюбленный гусь. Любит когда его хвалят, но если что-то идет не так, сразу начинает капризничать. Может просто встать и уйти, запоров всю работу. Провести интервью до конца – это еще полдела. Постарайся, чтобы он рассказал тебе что-то важное и интересное, чего никому не рассказывал раньше. Расположи его. Произведи впечатление опытного журналиста и ни в коем случае не говори, что ты стажер. Он согласился на интервью при условии, что с ним будет общаться наш лучший корреспондент. К счастью, он настолько самозабвенный, что наверняка не знает его имени и вполне может поверить, что лучший – это ты. Не подведи меня.


Я посмотрел на часы. Маленькая толстая стрелка беспардонно смотрела направо, говоря о том, что пора бежать. 

Интервью – это особенный процесс, требующий не только чуткого психологического контакта, но и скрупулезной подготовки с изучением всех деталей биографии собеседника. Ситуация была критической. Времени на подготовку не было, а о легенде футбола, которая ждала меня на Маяковской я толком ничего и не знал. Википедия, на страницы которой я успел заглянуть сидя в метро, не скрывала его многочисленных титулов. За долгую карьеру он успел поиграть в Спартаке, стать чемпионом СССР и России, уехать заграницу и покуражиться в лучших европейских чемпионатах. Где, он и произвел впечатление на игравшего с ним Марадонну. И даже умудрился сыграть за сборную мира. Но не только самоотверженная  игра принесла ему славу. Экстравагантные выходки, которые он вытворял на поле, не редко обескураживали игроков, судью и болельщиков. В последнее время он пропал из виду, а до этого успел попробовать себя в качестве тренера китайских и катарских клубов, но управленческо-педагогических талантов в нем так никто и не обнаружил. Взбалмошный характер и не самые выдающиеся результаты вынуждали клубы спешно расставаться с неоднозначным тренером.

- Станция Маяковская. – Произнес откуда-то хорошо поставленный мужской голос, оторвав меня от чтения. Оставалось не более пяти минут. Огибая прохожих, я мчался навстречу испытаниям.

Забег от метро до бара оказался непривычно долгим и, понадобилось время, чтобы побороть одышку. Я опоздал, и от этого было неуютно. Просторный, практически пустой ресторан обнадеживал меня на то, что и герой интервью не проявит нужную пунктуальность. Может он и сам еще толкается в метро или завис в пробке.
Столик у окна так привлек меня, что я с удовольствием плюхнулся на стоящее рядом кресло. С помощью ручки и блокнота я спешно фиксировал вопросы.  Все-таки у легенды футбола наверняка есть истории и секреты, которыми он может поделиться. Ситуация втиснула меня в очень жесткие рамки. Интуиция и импровизация, как две сестры – были последней надеждой. В поисках официанта я заметил мужчину, сидевшего за столиком в самом углу ресторана. Он держал кружку, наполненную пенистой жидкостью янтарного цвета. Разбрасываясь шутками, он заигрывал с официантками, а те отвечали ему улыбкой. Его губы прилипли к кружке, а острый кадык прыгал вверх-вниз. Осушив содержимое до самого дна, он громко хлопнул кружкой по столу и посмотрел в мою сторону. Растрепанные седые волосы, опухшее лицо и слегка покрасневшие белки глаз вызывали сочувствие к его многострадальной печени, которой без всяких сомнений можно было вручить звание героя. 

- Журналист? – сказал он, вытирая с губ пену.

- Как вы догадались? – удивился я.

- Так это элементарно, мальчик! Но скажу сразу, пунктуальность не твой конек. С тебя два пива и мы продолжим.

- Ну и алкаш, - подумал я, когда он залпом опустошил половину заказанной кружки.

- Я ваш большой поклонник. - заговорил я, пытаясь завоевать его расположение. – Еще в школе я прилипал к телевизору следя за каждым вашим матчем. 

- Похвально. Даже и не думал, что у меня были такие поклонники.

- Ну правда! Я пристально следил практически за каждым матчем, особенно тогда, когда против вас играл Диего Марадонна.

- О! Армандыч! Да, были славные времена. Тогда я бульдоззером прогуливался по его ногам, лишь бы только тот не дошел до нашей штрафной.

- Вы один из лучших опорных защитников своего поколения.

- Фланговых. - Сказал он, нахмурив брови. - Я всегда играл на фланге. Очень странно, что ты об этом не знаешь, если следил за каждым моим матчем.

- Ну конечно фланговый. Я просто оговорился.

Нависшее молчание прервалось хрустом гренок.

- Ну да, бывает. - Продолжил он, как ни в чем не бывало.

- У вас отменное чувство юмора! Шутка с подаренным билетом в солярий для темнокожего футболиста сейчас воспринимается неоднозначно, но я, в свое время хохотал над ней, как над лучшим анекдотом.

- А я тут причем? Это же Пол Гаскойн! А мне этот «подвиг» приписали по ошибке.

- Ну да! Я как раз хотел сказать, что вы с ним очень похожи и по стилю и по темпераменту.

- Только мы играли совершенно на разных позициях.

Заползшие на переносицу седые брови скрылись за толстым стеклом стремительно пустеющей кружки, которая, взлетев днищем вверх, стремительно стукнулась о стол, заставив меня содрогнуться. Что-то я увлекся в своих дифирамбах. Думал, что пьяный дурак их проглотит залпом как пиво, а он к словам придирается. Так и уйти может, а то и по физиономии треснуть. Кто знает, что от него ожидать?

- Вы знаете! - заговорил я, демонстрируя все свое дружелюбие.  - У меня сегодня просто тяжелый день и в голове такая каша. Да и с тех пор как вы играли столько времени прошло, целая эпоха. Многое уже забылось.

- Теперь еще и стариком меня называешь. – Вздохнул он. 

- Расскажите мне лучше о чем-нибудь таком, - продолжил я, полностью игнорируя его ироничный выпад, -  что было бы интересно нашим читателям. Например, о самом важном матче в вашей жизни. Ведь у вас наверняка был такой?

Вопрос был риторическим. Во-первых, важные матчи есть у всех, а во-вторых, даже бегло пробежавшись по википедии, я нашел как минимум три: финал кубка УЕФА, матч за сборную мира и игра с Барселоной в 2003 году. О последнем матче ходило много слухов, вплоть до того, что он был договорным. Да и мой интерес подогревался тем, что я так и не успел прочесть, чем он закончился. Было бы здорово услышать об этой игре из первых уст.

- Ну конечно же был! - Ответил он, раскрывая за широкой улыбкой целый ряд золотых зубов. - И я с удовольствием тебе о нем расскажу, если ты мне закажешь еще два пива.

На банковской карте денег было немного, а запросы набухшей звезды заставляли идти ва-банк. Выбор был невелик и я не собирался сливать в унитаз уникальную возможность стать профессиональным журналистом.

Лишь после того, как официант наполнил пивом опустевшие кружки, старый футболист вновь заговорил. А я, достав ручку и блокнот, приготовился к конспекту. 

- Это было тяжелое время. – Начал он. - С треском проиграв на выезде, мы были обязаны брать реванш дома. Ажиотаж, скажу тебе, был просто фантастический. Каждая собака считала своим долгом посмотреть эту игру. Чтобы пройти дальше, нужно было выигрывать с разницей, по меньшей мере, в три мяча.

Он планомерно сделал несколько глотков из кружки и закусил гренками.  Его глаза наполнялись влагой от нахлынувших воспоминаний или кружек пива, а может от всего одновременно.

- Ты же понимаешь как это сложно? – Вновь заговорил он, продолжая жевать гренки.

-  Я как всегда вышел на позиции защитника. Моей задачей было сдерживать Эйсебио – лидера их атак.

- Эйсебио? – Переспросил я. – Тот самый?

- Ну конечно!– Бодро подтвердил он. – Ох уж и пришлось потрепать нервы, колени и душу, чтобы не позволить этому сорванцу забить хоть один гол в наши ворота. Но ты знаешь, я неплохо с этим справлялся. Хотя… Давай обо всем по порядку.

- Я с удовольствием вас послушаю.

- Вот и молодец! Только закажи-ка еще пивка. И мне и себе.

Я не стал припираться. Боялся сглазить присевшую на плечо удачу, которая в любой момент могла упорхнуть. Пришлось выполнить его просьбу.

- Матч начался для нас более чем успешно! – Говорил он, под звон стекла от столкновения наших кружек. – Первая же атака закончилась взятием ворот. Второй гол пришлось ждать очень долго. Мы всей командой сели в оборону и держали ее до последнего. А когда Эйсебио споткнулся, я подхватил мяч и стрелой помчался к воротам. Огибая соперников, кочки и лужи, я добежал до их вратаря и со всей мощи пробил по воротам. Мяч со свистом пролетел рядом с ухом голкипера. Я был так счастлив, от забитого гола, что даже не обращал внимание на звон и проклятья, сыпавшиеся на меня из-за ворот соперника. Ах, как же это было прекрасно.

Я торопливо записывал в блокнот водопад информации, пытаясь не упустить ни одного момента.

- А давай еще по пивку?! – Воскликнул он. Выбора не было, пришлось квасить дальше.

- Мы вели в два мяча, но для итоговой победы этого было мало. В этот день мы были лучше. И я не сомневался в победе. Но из-за разных обстоятельств поле покинули сразу два ключевых игрока. Мы остались без центрфорварда и голкипера.

- Их удалили?

- Да. Это форменный беспредел. Их попросили уйти с поля без всяких на то оснований.

- Судейский беспредел! – Загудел я, допивая вторую кружку.

- То, что беспредел - это точно! Игра стала превращаться в сущий кошмар. Я окончательно измотался и стал ошибаться. Одна из ошибок привела к голу. Мы были уверены, что он был забит с нарушением правил. Я стал спорить, говорил, что их ворота больше чем наши. Но померив их, оказалось, что я был не прав. Мы продолжали вести в счете, но 2-1 нас не устраивало. Нужно было идти на крайние меры. Я сделал великолепную передачу, которая оказалась голевой. Мы снова повели в два мяча.

- А что дальше-то? – Спросил я, продолжая делать записи в блокноте.

- Дальше было больше. Но я не скажу ни слова, пока кружка на моем столе не заполнится до необходимых пределов.

- Еще пару кружек и ты точно не скажешь ни слова. – Чуть было не сказал я в ответ.

Я уже засомневался, что смогу оплатить выставленный счет. Но, проверив сбережения, понял, что еще на пару кружек хватит. «Гулять, так гулять», - подумал я и подозвал официантку.


С отсутствием какой-либо твердости во взгляде он молчаливо смотрел на меня, дожидаясь новой кружки. Лишь получив ее и, сделав несколько глотков, он продолжил.

- Как я и сказал. Мы вели в два мяча, но для абсолютного успеха нужно было забить еще как минимум один и не пропустить в ответ. – Сказав это, он громко рыгнул.

- Ой, прости. – Он виновато посмотрел на меня. – Игра была настолько насыщенной, что мы даже не заметили как начало темнеть. Освещение было отвратительным.

- Да ладно? В таком-то матче? – удивился я.

- Мальчик! В те времена и не такое бывало! – Он поучительно затряс указательным пальцем. – В полутьме, я пробирался к воротам соперника. Невзирая на сложности, я мчался во весь опор. Забить гол – было для нас делом чести. Ведь на кону были наши задницы!

- Неужели вас могли уволить?

- Хуже! – Воскликнул он, допивая последнюю кружку. Глаза его медленно закатывались. Лимит выпитого был исчерпан.

- Не спите!

- Я и не собирался! – Еле держась над столом, отвечал он. – Так на чем я остановился?

- На том, что на кону были ваши задницы.

- Точно! Я шел к воротам, получал по ногам, падал и снова вставал, но не отпускал мяч. Словно питбуль, я вцепился в него шипами бутс и мчался к воротам. Ложным движением убрал двух защитников и вратаря и пробил по воротам. Счет стал 4-1.

- Победа? – Спросил я, пытаясь зафиксировать все на страницах блокнота. Но ручка и рука подводили меня. Выпитое, начинало напоминать о себе. 

- Еще нет! Как сейчас помню кислую рожу вратаря, вытирающего слезы. Он рыдал как девчонка. А я триумфально возвращался к своим воротам. Казалось, дело в шляпе, но не тут-то было. Наш вратарь грубо сыграл против нападающего. После долгих споров было назначено пенальти. Травмированный и раздосадованный голкипер покинул поле. Мне пришлось встать на его место. Натягивая на ладони тесные перчатки, я пристально смотрел в глаза соперника, который готовился к разбегу. Мы смотрели друг на друга, подобно ковбоям из голливудских фильмов и между нами не было ничего кроме круглого мяча. Судьба встречи, да и наша собственная, решалась в этот момент. Если я возьму удар, то мы победим. Если нет, то нас ждет катастрофа.
Он снова завис. Уставшие глаза вновь стали закрываться. И седая голова медленно примкнула ухом к столу. 

- Ну а что было дальше-то? – С нетерпением спросил я, теребя его за плечо.

- Дальше? – сонно ответил он, чуть оторвавшись от столешницы.

- Ну да? Вы взяли этот пенальти?

- Нет.

- Вам забили?

- Нет.

- Как же так? А что было-то?

- Ничего. Игорек выбежал на поле и забрал мяч, так и не дав по нему пробить.

- Какой Игорек? – Изумился я. – Игорь Шалимов?

- Какой Шалимов? Игорек из соседнего подъезда пришел и забрал мяч, поскольку мама позвала его домой на ужин.

Я обескуражено смотрел на прилипшее к столешнице пьяное лицо легендарного футболиста, который, прежде чем уснуть, успел сказать: - «Да и сам я в этот вечер хорошо всхлопотал по заднице хорошего ремня. Отец никогда не любил, когда я после уроков  допоздна задерживался на улице.»