Дежурство по бригаде

Голубев Сергей Юрьевич
Было и такое.  Оленья Губа. ЗАТО в ЗАТО. Хотя гордые оленегубцы с этим категорически не согласны.  У них свое маленькое, но гордое ЗАТО Оленья Губа. Если посмотреть из космоса из просторов вселенной – даже не микроб. Но для житья-бытья военного люда вполне места хватает, со своей школой, детским садом и магазином.
Вот в таком маленьком, но гордом поселке я, уже будучи отлученный от службы в Гаджиево и проходил дальнейшую службу.

Опустим подробности военной службы, это все еще секрет и подписка о неразглашении, но жизнеописание дежурства по бригаде разнородных сил вполне возможно.

Все те же безумные 90-е годы на Кольской земле. Режим службы и несения дежурства, но уже по бригаде  вполне схож с гаджиевским – через день на ремень в летний период и раз-два в неделю в остальное время.
Голодное время никуда не ушло. В качестве еды и пропитания с собой долгое время оставался бич пакетик Доширака, на сутки дежурства. Благо, что хлеб можно было достать на камбузе. Этот пакетик получалось растянуть на два раза, полпакета в обед и остальное на ужин, остальное додавливалось хлебом и чаем. Кстати, заваривал я эти полпакетика в граненом стакане, как сейчас перед глазами стоит, заваривается. Веселое было время. А ведь оно реально было так.

Как и прежде вся служба  зависела от настроения начальства, достоишь – не достоишь, снимут – не снимут.

Служба дежурного определяется многочисленными инструкциями. Вроде и нет ничего проще, соблюдай инструкции и вопросов от начальства нет. Логично? Ан нет! Придраться можно и к фонарному столбу, было бы желание. Поэтому будь ты хоть ангел во плоти и неси службу со всем рвением и щелканьем каблуков, снимут как миленького, если начальство возжелает. Поэтому к службе мы относились философски и с должной степенью усердия, и инструкции выполняли, но и успевали «забить».

Вечерний развод суточного наряда, инструктаж. Люди все знакомые, проверенные, послужившие, поэтому инструктаж короткий, особое внимание новичкам и дежурным с командами личного состава срочной службы. Годковщина в те годы еще была.
Заступление в дежурство не означает, что дела экипажа можно забросить и заниматься только несением ДВС. Поэтому до «схода на берег» начальства бригады и командира корабля приходилось метаться и по корабельным делам и по делам службы.
Но вот начальство, выдав последние ЦУ, покидает борт ПКЗ, уходит командир и наступает то время, которое приближено к слову «забил».
Инструктаж своих подчиненных, необходимые звонки по службе, обход ближних подразделений и… можно пойти в свою старпомовскую каюту, поставить чайник, заварить ароматный чай в железном подстаканнике «а ля РЖД» и открыть книгу, погрузившись в увлекательное чтиво.
Прерваться на проверку ужина личного состава, обойти подразделения, зайти в рубку дежурного и снова в каюту.

В особо удачные дни, обставившись фишками, заинструктировав подчиненных, удавалось заскочить в сауну, которая была тут же на ПКЗ. Главное не привлекать внимания, не светиться от удовольствия и тратить на это минимум времени.

Однажды удача меня подвела. Терзала меня давно проблема запуска двигателя на моей многострадальной «семёре». А на машине приходилось мотаться много. Маршрут ежедневный Гаджиево – Оленья Губа, на службу туда-сюда, да плюс по мелочам в Полярный, Снежногорск, Мурманск, Североморск…  Стартёр запуска двигателя барахлил, мог запустить двигатель, а мог и продинамить. Приходилось искать место и ставить машину под уклон, чтоб она с толкача запускалась, а это очень неудобно, надо ж еще это место найти.

И вот, комбриг сошел на берег, начальство и командир покинули ПКЗ. Проинструктировав службу, дежурных и вахту, обзвонив оперативных, бегу в сторону комбриговского гаража, договариваюсь с шофером, он выкатывает комбриговский уазик, а я загоняю свою «семеру». Можно бы конечно и на улице, но был дождь и копаться на улице под ним было не айс, тем более смеркалось и осень на дворе….В общем, предстал я во всей красе перед комбригом в его служебном гараже с грязными масляными руками. М да. Забыл он чего-то в бригаде. Вернулся.
Копался я в машине, не снимая шинели и кобуры с пистолетом, поэтому удалось  уговорить комбрига не снимать меня до утра и не беспокоить командира лодки. М да. Пошел он мне на встречу. Ну уж а утром то со всей пролетарской ненавистью я был снят и тут же вечером заступил  снова. Наука однако. Мичман на дальнем КПП, с моего, кстати, экипажа долго потом извинялся, что проглядел комбрига. Хороший был мичман, заслуженный. Не стал его наказывать, сам виноват.

Но в остальном служба неслась исправно. Ночные обходы территории, внешних КПП отдельная проблема.

Вся ДВС заступала  в дежурство без оружия, дежурные по лодкам, верхние вахтенные, дежурные на КПП и прочие. Специфика у нас была такая. Поэтому на все про все мой ПМ с двумя обоймами патронов. На все про все – это охрана и оборона воинской части с ее специфическим и уникальным оборудованием и кораблями. Время беспокойных 90-х. Шалили в больших городах ребятки с оружием, до нас долетали отблески. Неспокойное время.
Ночью необходимо было обойти всю территорию, проверить несение вахты и дежурства, пройти по кубрикам личного состава. Освещения на территории нет, дорог нет, темень полная, собаки воют, прелесть, а не условия. Что испытывали дежурные на внешнем КПП, одному Богу известно, из оружия у них только телефон с прямой связью с рубкой дежурного.

Был и один плюс  от дежурства. Рыба. Все ловили рыбу, стараясь не попадаться на глаза дежурному по бригаде. Кормиться же надо было. Треска, зубатка.  Если закрыть глаза на лов рыбы дежурной службой, то можно пару тройку хвостов, полученных в подарок,  заморозить и унести домой. 

Вот такая она служба дежурного по бригаде, обыденная и беспокойная.

*
• ДВС – дежурно-вахтенная служба
• ЦУ – ценные указания
• ПКЗ – плавказарма
• ПМ – пистолет Макарова
• КПП – контрольно-пропускной пункт
• ЗАТО – закрытое административно-территориальное образование