Амурские были - небыли

Анатолий Бородин
      

В  голове полная  сумятица. Что делать? Мне предлагают переехать
работать в райцентр. А как же школа, ребята?  Ведь за год  освоился , прикипел,
появился какой-никакой опыт работы завуча. Лежу на берегу реки, и события
последнего года жизни, как в кинематографе, проплывают перед глазами.
         Строгая комиссия и слушать не хочет, что я очень хотел бы ехать после
окончания института в родную степь. Её решение категорично: -«Лучше гор
могут быть только горы». А если так – даёшь поближе к Белухе. Дали.
И вот я в горном селе , с красивым названием – Амур, что помнится у римлян,
считается божеством любви. Правда, насчёт Рима и не пахнет, а как насчёт любви?
    А она пришла к этому селу, к народу, который живёт там, и , кажется, навсегда.
           Представьте большое , чуть в стороне от основного тракта, на берегу
горной красавицы реки КОКСЫ. Несколько улиц, не слишком чистых, но и не
через чур грязных, и на последней, ближе к реке, домик. Вот моё первое самостоятельное жилище после, института, правда, на двоих с директором
школы Семёном. Этот Семён, кадр ещё  тот был. Мы с ним четыре
в одной группе учились. Ладно, о нём в другой раз. А поселил нас сюда

сам директор совхоза  Н.Ф. Семёнов. Как выяснилось, хороший
руководитель и гостеприимный хозяин, и большой юморист.
    С первой встречи сразил. Показывая в приёмной на свою
секретаршу, он вполне серьёзно сказал:

    - Анатолий, как тебе эта женщина? Присмотрись, очень даже

ничего.
У  него было две дочки  - близняшки шестиклассницы, которых,

мы учителя часто путали. Но самое интересное, они никогда
этим не пользовались. Мы быстро подружились с этим семейством,
и часто, по субботам , бывали у них в гостях : во –первых – баня,
а во – вторых – пельмени, до которых Николай Фёдороыич был
очень охоч, да и мы не возражали.
       
А какие там были учителя! Один Аркадий Фёдорович  Сковитин

чего стоил. Среднего роста, костистый , благородная седина.
   Работал, говорят в райкоме партии, но чем – то не угодил

и    попал на исправление в эту школу. Большой был оригинал,
и очень большой шутник. В те, шестидесятые, многие только

и говорили о космосе. Аркадий Фёдорович – не исключение.
Сколько помню, он всегда напевал:
            
                Я – Земля, я своих провожаю питомцев,

                Сыновей, дочерей,
                Долетайте до самого солнца,
               
                И домой возвращайтесь скорей.
  Знаю, когда человек в солидном возрасте любит небо, речку,
песни – это хороший человек. Он страшно, как говорят сегодня,
любил приколы.
  Перемена, шум в коридоре как полагается.Открываается дверь
в учительскую, на пороге появляется  женщина. Сразу видно,
 
не совсем трезвая, но пытается, чтобы это не было заметно.
 
    - Здравствуйте, - говорит она, но, вспомнив что –то произошедшее

с  ней в коридоре, быстро поворачивается к ещё не закрытой
двери , и снова к нам:
     -Сволочи!   -  немая сцена в учительской. Понимаем, что это

не к нам, а Аркадий Фёдорович выручает:
    -Правильно, Анна, с чем пришла?
Выяснив всё необходимое, играет уже на меня.
     -Анна, вот Анатолий Александрович интересуется, почему
у тебя восемь детей, а фамилии у всех разные?
    Анна, понимая подвох, но подыгрывая, тем более настроение
подогретое:
   -  Так, Аркадий Пёдорович, мы ведь не кастрированные, -после
этих слов, и её гордого ухода, в учительской хохот  неимоверный.

И под этот хохот он мне поясняет, что женщина не может
выговорить слово «зарегистрированы », и выдаёт то, что мы
услышали.
-Но это больше для смеха, любят у нас, Александрыч,

пошутить.
      ….Сижу на уроке у учительницы начальных классов.О таких ещё
Некрасов писал: «Коня на скаку остановит, В горящую избу  войдёт»
   Дети увлечённо слушают рассказ о птицах.

        -Эти , ребята, скворцы осенью собираются в большие стаи
    и летают, летают и очень часто , прямо с неба какают.
   - Что делают скворцы?  - переспрашивает какая- то девочка.

Учительница  с  восторгом :  -Какают !

   - Моментально приходит в себя , лицо становится пунцовым ,
глаза с мольбой смотрят на меня. Огромным усилием воли
сдерживаю себя , и делаю вид , что крайне поглощён тетрадью,
рядом сидящей ученицы. И только через месяц через два ,
  мы с ней от души смеялись над тем казусом.

   Об  одном  «педагогическом» методе  воспитания «трудных детей»,

который однажды применила Степанида Селифонтььевна до сих пор

с восторгом  вспоминают учителя. Был такой «трудный» и у этой

учительницы. Приходит она однажды на урок, все дети на месте,
а его нет. Проходит минут пять – семь , и из под пола слышится
вначале мяуканье, потом хрюканье, ржание  - в общем, весь
животный набор. Но он зря, этот «трудный», не на ту напал.
      Как бывалый товарищ и брат по цеху, прикладывает палец
к  губам, бесшумно выходит из класса и возвращается с топором
и двумя гвоздями.

       -Валентин, вылезь  по хорошему, - просит она. В ответ
те же крики зверей.
   Ну что же , пеняй на себя, -учительница вставляет гвозди в
готовые  отверстия доски, которую мальчик выдрал на перемене
из пола, и таким образом оказался в своём убежище, и начинает эти
гвозди  вбивать.
      Реакция следует незамедлительная.
    - Я сейчас подожгу школу, - кричит подпольный затворник.
Ученики, затаив дыхание, ждут  развязки. На чьей они стороне ?
Да как сказать? Он уже и их достал со своими приколами.
  А учительница  невозмутимо :
      -Поджигай, первым сгоришь.
Минута, другая, и сквозь слёзы : -Открывайте, я так больше не буду.

    Вот он на лицо личностно – ориентированный подход к воспитанию
Оказывается он давно открыт в Амуре , а его только сегодня
выдают за «ноу – хау».

       А перед глазами новая картина. Суббота, урок истории в 9- м
классе провёл,  сбираюсь домой. Впереди поход в гости к Семеновым
 -банька. Хозяйка Николая Фёдоровича куда –то отъехала, и
Обещает быть мальчишник. Класс! 
  Но существует всегда закон подлости. И ему безразлично, что
суббота , что заканчивается вторая смена, что на мальчишнике
уже ждут меня.
      Открывается дверь. И ВАЛЯ Жданова , чуть не со слезами:
-   Сходи к этим балбесам в восьмой класс. Обросли двойками,
ничем не прошибёшь.
   - Валь, ну суббота же , давай в понедельник ?- канючу , но
понимаю , что труба зовёт.
           Настраиваюсь на серьёзный лад , иду к «цветам нашей
жизни «. Сорванцы успели уже пол помыть, сидят хмурые.
  Кому на воскресение хочется получать нахлобучку.
Опытные и нормальные учителя , а не шитики и павлины ,знают,

что  кричать на ученика – самое последнее дело, вызовешь
только  злобу и ненависть, а то и открытое неповиновение или
смех в лицо. Я и тогда был нормальным .но опыта явно
не хватало, и пошло «снимание стружки».
   Осталось снять эту самую « стружку» с одного, и……
на  мальчишник. И вот тут-то чуть не « сгорел».
   Этот мальчишка из Красноярки , посёлок недалеко от Амура,
был,  наверное , самый медлительный в школе.
  Поднимается из – за парты медленней некуда , ребятишки
начинают подхихикивать, видя , что я начинаю злиться.
Знаю , что нельзя , ну а вы на моём месте?

   Там мальчишник уже идёт, пельмени, мясо вяленое, а тут

этот увалень, кое –как шевелится. Парень видит , что я направляюсь
к нему , начинает  двигаться побыстрее , но всё равно медленно.
  Мы почти рядом. Протягиваю руку , и вот, она уже около
плеча мальчишки.
  Он в это время делает судорожное движение вперёд, но чёртов
пол- его только ведь  помыли, и понятно , что протёрт кое –как.
Ученик поскальзывается и падает мне в ноги. В сознании бешено:
     - В классе подумают , что это я его дёрнул, и молниеносно
нашёлся один выход:
   -Что? За двойки передо мной на колени !Ты что с ума сошёл ?
Встань!
      Тишина в классе гробовая. Таким он меня ещё не видел.
Лет через восемь мы встретились с этим учеником. И первый
вопрос , который он задал мне, был о том , испугался я ли тогда?
Услышав ,что испугался, юноша признался, что он ещё больше.
И сказал о том, что я ожидал или не ожидал, не знаю:
         -А мы тогда поразились вашей находчивости, а то ведь
девчонки могли сто бочек арестантов напридумывать.
    ….И не понять, то ли уже в дрёме или наяву  вижу Гришу
Серых , завра оно Это он начал меня перетягивать в райцентр.
Сдружились мы с ним крепко и сразу, он тоже из степи.
И машина у него была легковая. А в Амуре и в окрестных сёлах
девчат красивых было хоть отбавляй. Скажите, а какой степняк
не любит красоту ? Вот и Гриша, да уж чего греха таить ,
я тоже сладкое люблю.
            Так вот, между нами был договор. Если я ему звонил
в райцентр и говорил, что «над Амуром небо чистое» , то он
мог смело ехать поправлять пошатнувшееся здоровье.
Если же была фраза, что «над Амуром туман» , здоровье
надо лечить дома , около жены.
     …Так я о чём ?  А, о том ,что Гриша начал тянуть меня
в райцентр, в школу. Вот я лежу и думаю , что делать.
И Гриша победил, переманил. Да, но не по честному : сам – то
упорхнул в город.

    …Часто думаю, как бы сложилась судьба, останься
тогда в Амуре ? Не знаю. Много воды утекло с тех пор. Жизнь
закружила ,завертела. Но когда бываю в этом селе, кажется,
что приехал в гости к большой родне.
      А возвращаясь из степи в район проезжая мимо этого села,
всегда чувствую , как сердце застучит быстро – быстро , а в глаза
  будто соринка попала….И с чего бы это ?
                Не  знаете ? Я  тоже…