Признание в любви, часть 1

Вадим Егоров
    Аэропорт Штутгарта, только что приземлился борт из Москвы. Я прохожу длительный таможенный контроль – немцы тщательно проверяют прибывших и спускаюсь к любимому, хорошо знакомому – езжу более 10 лет – небольшому кафе. Отметить чашечкой капучино начало отпуска и очередной приезд в Германию.

    Мой внутренний голос (ВГ): » Ты зачем сюда приперся? Лежал бы, как все нормальные люди, на турецком берегу, грелся на южном солнышке. Радуешься, как будто  свиданию с любимой женщиной»

    Я: " Как точно ты озвучил  мысли, мой ВГ, недаром  я тебя выпестовал! Да, эта страна, кстати – женского рода, как женщина, о которой я мечтал. Прежде мечты лопались, как мыльные пузыри. Здесь тепло, уютно (кстати, уют, по словарю – удобный порядок) моей душе, духу, да и телу – страна расположена южнее Москвы примерно на 1000км. Одним словом - аккумулятор душевного тепла".
 
    ВГ ( продолжая диалог): «Почему тебе здесь хорошо? Вероятно, удовлетворяются твои желания, потребности, интересы? Они же идут от сердца, ума. Но,говорят,что немцу  - блеск,то русскому – темень!»

    И я задумался. Как раскрыть эту чрезвычайно сложную, многоплановую тему? И актуальна ли она?
Просто признаться в любви и всё? Надо обосновать аргументами, при этом, весомыми. Тебя могут не понять, посчитать не патриотом, а то и врагом народа. Мол, ни куда – либо приехал, например, в Испанию, Францию, а именно в  страну недавнего врага. Ещё не зажили раны прошедшей войны.

    Появилась мысль рассказать о себе, в каких условиях рос, формировался характер, привычки, образ жизни.

    И я решил начать  повествование, попутно рассказывая о лицах, участвующих и способствующих появлению у меня желаний, потребностей. Человеческих, а не животных! В конечном счёте, то, чего каждый хочет, о чём мечтает, и является НАЧАЛЬНЫМ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ этапом в жизни человека, его судьбе. Хочу мало и получаю немного. Другие, что ставят большие цели, меня обходят. Закон Матушки – природы.

                ------------+----------

    Итак, начну с детства. Я и мама – учитель словесности (так называли раньше русский язык и литературу) после эвакуации оказались в рабочем поселке, что в Подмосковье. Трудные послевоенные годы отложили отпечаток на условия жизни, формирование характера. Помню: на столе – гора тетрадей  для проверки; в комнатушке, что в учительском бараке, ученики, пришедшие на дополнительные занятия и голос мамы: «Вадик,пожалуйста,  за водой - на колодец, за дровами – в сарай, печку затопи!» Становился старше – свари обед. При этом рос в обстановке заботы, чуткости, добра.

    Позже, уже взрослым, мне посчастливилось познакомиться с чудесным писателем,  Борисом Васильевым, живущим неподалеку (автором: «А зори здесь тихие»). В другой его повести «Летят мои кони» есть фраза: " Я плыл не по течению и не против него, а туда, куда указывал вложенный в меня компас, стрелка которого с раннего детства была ориентирована на добро". Так вот, этот компас в меня вложила   мамуля.

    Хочу подчеркнуть важную мысль. Каждый из нас невольно находится под влиянием энергетического поля или ауры: добра или зла,  заботы -  ненависти, чуткости - безразличия. При этом особое значение для правильного воспитания характера приобретает общение в семье, с тем, кто играет ведущую роль. Мамочка - я так  называл  всю жизнь  была педагогом от Бога. Строгая, но справедливая. Приучала с раннего детства к самоконтролю, ответственности, особенно нравственной, то – есть к совести. Не говорила, как иные: «Как некрасиво ты делаешь», а  - «Тебе должно быть стыдно, так делать!»

    Я очень любил футбол.Эту любовь пронёс через всю жизнь (ярый болельщик московского "Динамо") Как – то вечером, сделав уроки, слышу из окна: «Вадим, выходи, идём играть». Я - тут же за разрешением. «Хорошо, - говорит мама,- сейчас посмотрю, как ты вымыл пол в коридоре». Рядом жила семья учителя физики, и мы по очереди его убирали. Выходит  мамуля с керосиновой лампой, наклоняется и внимательно изучает пол по углам на уровне плинтуса. Находит не очень хорошо вымытый участок и…обращает взор на меня: "Пожалуйста, сделай, как следует. И пойдёшь гулять". Становилось ясно: надо домывать. Вот так: без крика, упрёка, назидания. Конечно, у мамы было призвание к педагогической деятельности, быть не только учителем, но и воспитателем.

    Хочу сказать несколько слов об учительской братии, уважение, любовь к которой пронёс через всю жизнь. С ранних лет  неразрывно связан со школой, как бы, особой пуповиной. Временами  кажется, что я в ней родился. Папа тоже  был учителем словесности.

    Математика, сказать честно, мне не очень удавалась. И мамуля нередко направляла меня  к Зое Дмитриевне Вечерниной.За дополнительными заданиями. Она много лет вела этот предмет. Удивительно душевная, любящая детей, как своих родных, отдавала всю себя учительской деятельности. И это - не дежурная фраза.  Она, единственная на тот момент в районе, была награждена орденом Ленина. Высшей государственной наградой.

    В каких условиях работал в прежние годы учитель и мог ли сполна выполнять свои обязанности? Выскажу своё мнение, оно, возможно, покажется спорным.

    Главное  предназначение учителя – помочь ребёнку стать взрослым, подготовить к самостоятельной жизни. Где востребованы не столько  знания по общеобразовательным предметам – он их будет еще получать в других учебных заведениях, сколько  качества Личности. Ответственность, дисциплинированность, чуткость, готовность заботиться не только о себе, но и кто рядом, необходимы во всех сферах деятельности, включая создание семьи. Для этого учитель должен обладать знаниями, навыками в области не только педагогики, но и психологии, физиологии, медицины, социологии. Психология же, вместе с генетикой, кибернетикой, считалась в прежние времена ненужной, даже вредной наукой.
 
    И ещё.  Располагая таким умением, педагог, то – есть не только учитель, но и воспитатель, должен подобрать для каждого ученика индивидуальную программу и методику обучения. Дети все разные, не плохие или хорошие, как принято говорить.  А какая могла быть речь об индивидуальном подходе, если, например, у моей мамы в классе было 35 – 40 учеников?

    Я уверенно говорю об этом -  сегодня, в качестве психолога – консультанта на ярмарках вакансий  сталкиваюсь с этой проблемой, как говорят, «лоб в лоб». Многие молодые люди инфантильны, не способны рефлексировать – оценивать себя, свои возможности. Боятся проходить объективное тестирование. Не видят связи своих качеств, как работника, с результатом деятельности. А ведь от него зависит и оплата труда.

Продолжение следует...