Девочка и ведьма

Денис Смехов
Пьеса-сказка для детей и взрослых


Действующие лица:

Девочка, 10 лет
Старая ведьма
Безобразный леший
Горожане


Первое действие

Вечер в лесу. Девочка, заблудившись на болоте, оказывается у хижины старой ведьмы. Прислонившись в изнеможении к дверям колдовского жилища, она робко просится на ночлег:


Девочка:

- Мне страшно и зябко, и ночь на пороге.
Могу отдохнуть я от долгой дороги?


Ведьма (зловеще и громко):

- Да знаешь ли ты, что за кров отыскала?!
Чем злая фортуна тебя наказала?


Девочка:

- Я вижу, что путник здесь милость не сыщет,
Но ветер холодный пронзительно свищет!
Промёрзну до смерти иль сгину в трясине.


Обречённо вздыхая:

- Доверюсь покорно жестокой судьбине.


Ведьма позволяет девочке войти.

Внутри дом навевает ужас. Огромный камин освещает единственную его комнату зловещими красными всполохами. На стенах развешаны звериные шкуры. На грубом столе громоздятся чудовищного вида латки и сковороды.   


Ведьма:

- Садись к очагу и снимай все одежды.
Промокла насквозь, и слипаются вежды.
 
Она кидает ей старую ветошь.


Ведьма:

- Укутай колени и зяблое тело.
Сегодня сыта я, а завтра - за дело!
Не сможешь полезной мне стать до обеда,
Сожру с потрохами – и только беседы!

Девочка укладывается на лавку. Ведьма садится в изголовье.


Ведьма:

-  Зачем ты в лесу оказалась так поздно,
Когда в небесах загораются звёзды?
Не ведаешь разве, что звери здесь люты,
В железные когти их лапы обуты?
Что змеи коварны и жалят жестоко?
Не дремлет их зоркое жёлтое око!
Что топи раскрыты, их лико ужасно,
Бездонное чрево смердит безобразно?


Девочка:

- Мой старый отец злой сестрой оклеветан:
Винит в чернокнижии древнем запретном.
Мне ягоды-морок найти до рассвета
Судья обязала, но я не успела.

Она плачет.

- Он нынче погибнет. Иного удела
Теперь не сыскать – я уже ослабела.


Ведьма:

- Те ягоды – малость. Всегда под рукою.
Могу одарить. Но клянёшься ль росою,
Что лес окропила и травы взрастила,
Что жизнью луга и поля напоила,
Вернуться в болото и трапезой сочной
Предстать предо мною в корзине цветочной?


Ведьма щерит крупные жёлтые зубы.

- Злой леший-сосед на свежатину падкий
Плетёт уж силки и колдует украдкой.
Томится без сладости алчная нежить:
Живот ненаедный желает понежить.
Ты станешь его и моим утешеньем,
Для древних кишок дармовым угощеньем.


Девочка:

- Согласна на всё. Я клянусь возвратиться.
Позволь мне сейчас на минутку забыться.
Отца оправдаю и вновь до заката,
Вернусь на жестокую, злую расплату.

Девочка засыпает. Ведьма летит в город и рассыпает морок-ягоды по ложу преступной сестры.


Наступает рассвет.
       
Ведьма:

- Проснись! Уже утро. Пора пробудиться!
Спешить в светский суд! И на казнь объявиться!
Тебя ждут жаровня и ножик-убийца,
Беги же, беги! Не забудь возвратиться!


Девочка:

- Сейчас убегаю. Вернусь до заката!
Ни миг не промедлю с кровавой оплатой!
Не жалко мне юного тела и жизни!
Готова я к лютой, безжалостной тризне!

Девочка уходит.


Ведьма ворожит:

- Требухой гадюк ползучих,
Мерзостью мышей летучих,
Поганью и смрадом мрака,
Терпкостью гнилой клоаки
Заклинаю мирозданье.
Пусть отверзет морок двери,
Пусть слепое недоверье
Прочь уходит восвояси!
Ложь злокозненной сестрицы
Пусть навеки растворится!

Благодаря действию волшебных ягод суд обнаруживает оговор и оправдывает оклеветанного отца. Сестру с позором изгоняют из города.


Горожане:

- Наветчицам лживым не будет пощады!
Покинь добрый город! Тебе мы не рады!
Пускай краснокрылым густым листопадом
Твой след заметает промозглая осень!
Пусть ветер растреплет бесстыжие косы!
Морщинами щёки покроют невзгоды!
Пусть тусклыми станут грядущие годы!
В зерцалах сердец не найдёшь отраженья
Юдоли своей и пребудешь в забвенье!



Второе действие

В конце дня девочка вновь предстаёт перед ведьминским домом.
 

Ведьма:

- Входи поскорее. Визит твой желанен.
Но вид твой счастливый и дивен, и странен!
Отважное сердце не ведает страха?
Его не пугает ни серп и ни плаха?
Душа твоя птицей от радости бьётся…

Она зловеще понижает голос.

- Ты знаешь, что жизнь твоя скоро прервётся?


Девочка обречённо и покорно входит в дом. У очага, сгорбившись, сидит костлявое, безобразное чудище. Это леший. Леший внимательно смотрит на девочку.


Девочка:

- Я рада тому, что отца оправдали!
Мне легче уйти в потаённые дали
С надеждой, что низость отнюдь не всесильна,
Что смоют бесчестье весенние ливни!
Возможно, с небес я смогу любоваться
На дом мой родимый и мыслью касаться
того, что недавно мне было так любо…

Она поднимает волосы, кладёт голову на стол и закрывает глаза.

- Пусть стану для вас я изысканным блюдом!


Ведьма и леший переглядываются. Леший, кряхтя, поднимается.

- Пойду погуляю. Я буду здесь лишним.
 
Разочарованно облизываясь, он указывает на девочку крючковатым пальцем, пристально смотря на ведьму.

- Хоть лаком кусок, но она не для пищи.


Ведьма (задумчиво, как бы про себя):
- Спасти от неправды и жизнь искалечить…

Она принимает решение.

Вслух:

- Не буду грешить, хоть я злобная нечисть.


Обращаясь к девочке:

- Ступай восвояси - отец твой заждался.
Хотя не спеши - уже месяц поднялся!
Тебя провожу, иль в болоте погибнешь.
Уж небо мрачнеет, ты разве не видишь?


Ведьма протягивает девочке медальон, выполненный в форме волчьего уха.

- Тебе амулет подарю на удачу.
Когда станет тяжко, и сердце заплачет,
Шепни: «Помоги!» И он станет горячим!
Я вмиг объявлюсь и развею кручину!
И зло накажу под любою личиной!


После паузы:

А вдруг мир людей станет тяжкой обузой?
Ко мне приходи. От тяжёлого груза
Избавлю - ты станешь частицей природы:
И лесом, и полем. И долгие годы
И ветер, и солнце, и вешние воды
Тебя оградят от беды и невзгоды.

Девочка и ведьма уходят со сцены.