Признание в любви, часть 2

Вадим Егоров
    Извините, читатель, я слишком увлёкся этой весьма остро - болезненной темой. Возвращаю Ваше внимание ко мне, любимому.

    Учился я в школе до 7 – го класса. Далее ждал техникум. Родительница беспокоилась -  при её слабом здоровье я мог рано остаться один и хотела побыстрее подготовить  меня к самостоятельной жизни.
 
    Я рос слабым ребёнком – сказывались  полуголодные годы эвакуации. Нас выручала коза, несколько курочек и огород. Учёба давалась нелегко - надо  выполнять и домашние обязанности. Что выручало?  Много читал, кроме рекомендуемой в школе литературы, и пришел к выводу: успех зависит от организации труда и отдыха, дисциплины. Мне нравится высказывание Дж. Максвелла: «Дисциплина -  это решение делать то, чего не очень хочется делать, чтобы достичь того, чего очень хочется достичь» Да, еще в школьные годы я учился ставить цель, разбивал на задачи. Их реализовать помогал распорядок дня, его вывешивал на тетрадном листке над рабочим столом. Конечно, не всегда, но удавалось его  придерживаться.
 
    Мы жили рядом с  лесом, очень он помогал. Летом – ягоды, грибы; в другое время - еловые ветки от крыс для подпола (хранили запасы), да и закрывали ими в заморозки посадки на огороде;  ветки кустарника - для подкормки козы.

    Ещё подростком заметил, что при возвращении из леса, особенно хвойного, поднимается настроение, повышается работоспособность. Вычитал, не помню в каком произведении  В.Гюго: « Нужно поддерживать крепость тела, чтобы укреплять крепость духа». Старался выкроить ранним утром несколько десятков минут на занятия. Позже назвал  утренним комплексом радости ( УКР) и делаю его почти 60 лет, где бы не находился.Всегда с собой - спортивный костюм. Считаю его важнейшей предпосылкой к любой успешной деятельности. По всем направлениям жизнеобеспечения. Попробую привести аргументы.
   
    УКР за счет одновременного  воздействия нескольких факторов обладает системно -  взрывным  эффектом. Каждый из входящих  усиливает друг друга. Этим  обеспечивается готовность организма к  физическим и психическим нагрузкам.
 Укрепляется сила воли, уверенность в себе – одерживаешь каждый день  победу над собой. Слаще, важнее её ничего нет.
 
    Утренние занятия поддерживают честное отношение к труду. Да, это  – труд, да ещё какой! Мне не раз, особенно в ненастную погоду, внутренний голос, пытаясь убедить, соблазняет: " Давай сократим, ты сегодня такой усталый, неважно спал, а запишем , что  выполнено полностью!" Говорит уверенно, непросто ему возразить.
- Нет, - отвечаю, надо быть ответственным, будешь находить оправдание, обманывать внутри, начнётся обман снаружи - в других делах. В результате – досада, потеря уверенности, неудача.

    Почему назвал комплексом радости? А обратно летишь как на крыльях, хотя туда, бывает, заставляешь идти.На первых порах.А потом образуется зависимость.Чудесная зависимость. Так укреплению защитных сил организма, формированию важнейших черт характера помогает Матушка – природа. При этом – бесплатно.

    Также вспоминаю, как мне, мальчишке – подростку, интересующемуся здоровым образом жизни, привезла мамина подруга врач Нина Павловна Кузьмина, выполненный, так называемым, самиздатом на папиросной бумаге, материал по раздельному питанию Герберта Шелтона. Только тогда стал понимать, почему вечером после картошки с мясом и чая с вареньем спал неспокойно от мучившего метеоризма.

    Учась в техникуме,  затем - в институте, меня заметили в деканате, и я в студенческие годы был старостой группы. Так что особенности учебы знал изнутри. Говорят, что у нас было лучшее образование в мире. Понятие « образование» - ёмкое, в него входят несколько показателей . Здесь и  качество  преподавания,  условия обучения, и разумеется,  конечный продукт – выпускник учебного заведения. Способный к самостоятельной, ответственной работе или нет.

     Преподаватели в Московском авиационном институте (МАИ) были самого высокого уровня – могу уверенно это утверждать. Например, предмет «Газовая динамика»  (2 – й факультет) читал Генрих Наумович Абрамович. Всегда подтянутый, благородной внешности и манер, владевший, как лектор, безупречной дикцией, вызывал у нас восхищение и стремление подражать. Преподносил учебный материал не медленно, но и не быстро. Так, чтобы мы успевали зафиксировать в памяти и сделать конспект.

    Какие, на мой взгляд, были  минусы? На лекции, особенно в "первую  пару" (утром) ходили далеко не все. На экзамене многие пользовались шпаргалками, и ряд преподавателей на это  «закрывал глаза». Однако на выходе из ВУЗа дипломы давали всем без исключения. У нас же тогда  не должно  быть безработицы! Помню студента Петрова, которого я почти не видел на занятиях, а его распределили на ремонтную авиабазу в г.Ставрополь. Глубоко сомневаюсь, смог он тогда, как инженерно – технический работник с дипломом Московского Ордена Ленина авиационного института имени Серго Орджоникидзе ответственно, со знанием дела ремонтировать авиадвигатели. А ведь это важнейший с точки зрения безопасности сотен пассажиров (!) узел самолета.

    После института я с радостью оказался в НИИ,  однако, отработав положенный  срок , был вынужден по семейным обстоятельствам расстаться с этой отраслью. Причина: на дорогу от дома до работы и обратно приходилось затрачивать около 5 часов. Жить в общежитии не мог – мама нередко болела и нужен был уход. Прошло много, много лет, пока  не раскрылась истинная причина частых   её жалоб  на сердце. И, как следствие,  обращений  с просьбой вызвать врача скорой помощи. Минули десятки лет, а у меня до сих пор при виде машин скорой сжимается сердце и перехватывает дыхание.
 
    Мамочка тогда нередко, ничего  не объясняя, плакала по ночам. Стал замечать, что после педсоветов, где обсуждали деятельность учителей, приходила недовольной, чем – то очень обеспокоенной. Изредка у ней прорывалось: « Опять я плохая, тяну школу назад! Всю себя вкладываешь, а отдачи - никакой!»

     А суть  в том – об этом поведала  перед   кончиной с некоей долей иронии на грани сарказма её коллега, пережившая маму на 10 лет: "Видишь ли, она была слишком «честная", не использовала, как мы, подчистки, ластики для  исправления ошибок учеников в диктанте».

    Существовало правило: если в  этой отчетной, скорее для учителя, чем для ученика, письменной работе  ошибок больше 5, то надо  ставить двойку, больше 10 – единицу. А на плохие оценки устанавливался на  школу пресловутый План. Спускаемый  сверху, из РОНО. Не выполнишь – строгое порицание руководству, а то и лишение премии. Другим учителям  было легче – при устном ответе скажи ученику хоть несколько слов, и уже можно ставить тройку.

Продолжение следует...