Афон. Пантелеймонов монастырь

Вадим Гукало
Афон. Пантелеймонов монастырь.2019г

 Греция - колыбель демократии, наследница византийского православия.
 Афон - монашеская республика с древними традициями. 
 Когда я получил разрешение на 4 дня посещение Афона, я стал планировать поездку и рассчитал, что двое суток на восхождение и спуск со святой горы Афон, а затем посещение Пантелеймонова монастыря. Из  20 монастырей Афона - это единственный русский монастырь. Конечно, я не мог туда не поехать. Я отправил по электронной почте сообщение с просьбой о резервации места в паломнической гостинице и получил подтверждение: Меня были готовы принять только на одни сутки - 1 августа. 
 Перемещение по монастырям на Афоне осуществляется преимущественно  с помощью парома, который ходит два раза в день. 1 августа в 10.00 к причалу скита Святой Анна подошел паром, на котором  в 11.00 я прибыл на причал центрального порта Афона - Дафни. В Дафни находится таможня и полиция Афона, как самоуправляющейся области. Полицейские  на Афоне проверяют документы у паломников, но делают это выборочно. Когда я прогуливался по причалу, полицейские сидели за столиком в тени дерева, пили чай и вели беседу. 11.40 пришел паром, на котором через полчаса я прибыл на пристань Пантелеймонова монастыря. Со мной сошел на берег мой спутник Николай из Львова, с которым я совершил восхождение на Афон, и еще один русский паломник из Санкт- Петербурга.
   Прямо на причале нас встретили двое русских монахов. Они спросили: "Есть ли у нас резервация в монастыре?" Резервация на одни сутки была только у меня. Тогда они проводили нас в архондаричному - монаху, который имеет послушание и отвечает за прием и размещение паломников. Так как у меня была резервация мне определили одну небольшую комнату - келью. Там были две односпальные кровати, шкаф, туалет и душ. Остальным паломникам без резервации выделили обычные кровати в фойе в коридоре ( хотя в гостинице были свободные комнаты) и сразу же дали послушание - работу на территории монастыря. В корпусе гостиницы находится чайная, где можно выпить чая с баранками. Там я сидел на скамейке, пил чай, пережидая жару. В коридоре я стал читать правила поведения в монастыре на стенде объявлений ( написано только на русском языке) - В монастыре не разрешается: 1. Разговаривать в храме во время Богослужения и в трапезной во время чтения поучений и общей молитвы. 2. Находиться в храме и в трапезной в рубашке или футболке с короткими рукавами. 3. Выходить из-за стола до окончания трапезы и общей молитвы. 4. Входить в братский корпуси братские кельи. 5. Оставаться в монастыре после окончания повечерия. 6. Отлучаться из монастыря, не предупредив архондаричного. 7. Выходить из монастырской гостиницы после ее закрытия. 8. Предоставлять свою келию для проживания другим лицам. 9. Переносить мебель из келии в келию и выносить из гостиницы гостиничные принадлежности 10. Разговаривать в коридорах и на балконах гостиницы после окончания повечерия 11.Громко разговаривать,кричать, включать радиоприемники и магнитофоны. 12. Вести видео и фотосъемку и говорить по мобильному телефону на всей территории монастыря 13. Носить шорты на всей территории монастыря 12. Курить и распивать спиртные напитки 14. Купаться в море загорать, ловить рыбу 15. Лицам некрещенным или неправославного вероисповедания принимать  антидор и просфору.
Далее следует: Нарушители указанных правил лишаются права пребывания на территории монастыря и проживания в монастырской гостинице. Рядом стенд на котором изображены запреты и написано на русском, греческом и английском языках -  Нарушители лишают себя права пребывания в монастыре: 1. Не пить алкоголь. 2. Не курить 3. Не купаться в море.
Понятен строгий запрет употреблять алкоголь и курение. Но почему это равнозначно купанию в море? Почему нельзя купаться в море?
 Я сразу вспомнил смешную песню группы "лимонадный Джо" из 90-х годов: "Стой! Кто плывет? Не притворяйтесь рыбой! Здесь даже рыбам плыть запрещено".
 
 На улице +30, бывает и +40 градусов. Ну очень, очень жарко. От жары спасает только душ, есть вентиляторы, но кондиционеров в монастыре нет. Для меня этот запрет на купание в море  выглядел очень странным.
 Как говорится, со своим уставом в чужой монастырь не лезут. Живи по уставу, завоюешь честь и славу. В этом правиле есть исключение - если только ты сам не станешь игуменом или основателям нового монастыря и сможешь сам устанавливать свой устав. Критиковать мы все любим, а вот принять и подчиниться строгой дисциплине, то есть смириться - для этого нужно терпение.
 В принципе, можно уйти за территорию монастыря и там нарушать правила. Так делают  паломники, чтобы выкурить сигарету.  Было у меня искушение  окунуться в море за территорией монастыря, но я  все-таки решил, что не стоит. Я решил, что лучше обождать жару в чайной. Лень иногда полезна.
 В монастыре  красиво прозвучал колокол. Колокол звал на вечернюю службу. Я пошел в храм. Вся территория монастыря  выглядит идеально, чисто, аккуратно покрашено, пострижено ровно. Я зашел в здание Успенского собора и поднялся по лестнице.  Перила лестницы красиво увиты зелеными крупными листьями виноградной лозы, там висят крупные гроздья винограда,которые заботливо укрыты сеточкой от птиц.
    В отличии от наших монастырей в Пантелеймонове монастыре на АФоне на Богослужении присутствуют больше монахов чем паломников. Монахов на Вечерней было около тридцати человек, а паломников не больше двадцати человек. Помещение храма находится на третьем этаже здания, прямо перед входом  в храм в коридоре стоит стойка-вешалка с рубашками с длинным рукавом. Еще перед коридором небольшой лестничный пролет. Оттуда можно выйти на балкончик. Там можно полюбоваться прекрасным видом монастыря и подышать свежим воздухом. Купола церквей и крыши покрашены в зеленый цвет. Почему выбран именно этот цвет? Мне ответили, что зеленый цвет имеет мантия патриарха. Поэтому символично, монастырь под зеленым покровом патриарха. 
В помещении храма было очень жарко, и я вышел на балкон подышать свежим воздухом. Рядом с храмом и прямо напротив балкона расположена красивая колокольня с часами, которые показывали афонское  время. На Афоне свой отсчет времени - сутки начинаются с момента захода солнца. В объявлениях на стене указывают афонское и греческое время. В храме многие используют специальные деревянные раскладные стулья, на которые можно сидеть только в полуприсяди. Паломники собираются в конце храма и занимают кресла, монахи располагаются по периметру зала в передней части.
 Служба долгая. После службы все спустились  вниз и пошли  в трапезную. Из храма дежурные монахи всех просят уйти вниз. Помещение трапезной представляет собой большой и просторный зал с высокими потолками и прекрасной акустикой. Стены расписаны трапезной хорошо расписаны. В трапезной  стояли накрытые столы. Монахи и паломники питаются все вместе, но рассаживаются за разные столы. Это очень хорошо и не вызывает зависти, когда паломники и монахи питаются отдельно. В центре расположен стол игумена. Мы подождали, когда все усядутся за свои места, затем по команде игумена произнесли молитву перед едой и приступили к трапезе. Молча. Только монах-чтец зачитывал  что-то толи из священного писания, толи из жития святых. Я его не слушал, потому что весь ушел в поглощение пищи. Еда была  сытная  и разнообразная. Суп, второе, салат. На десерт были арбузы. Некоторые монахи сидели за столом и не притрагивались к еде. Они как грустно, уныло и отрешенно смотрели перед собой. Это явно было выглядело в диссонансе на общем фоне активности и возбуждения во время потребления пищи.
 Затем прозвучал колокольчик. Все встали, произнесли молитву и стали выходить из трапезной. Я пошел в паломническую гостиницу и там с балкона любовался на заход солнца. Потом я подошел к архондаричному и сказал, что хочу еще остаться на один день. Он ответил, что я должен подойти к игумену и попросить у него благословления остаться на один день. Лучше всего это сделать завтра в трапезной после  трапезы, но в любом случае я должен буду завтра освободить келию, так как приезжают новые паломники.
  Я помылся в душе и быстро уснул примерно в 22.00 В полшестого мне громко постучали в дверь и разбудили. В шесть часов я был в храме на утреннем Богослужении, некоторые монахи опаздывали и в спешке приходили в храм, а потом спустя двадцать -тридцать минут после начала службы некоторые монахи и паломники начинали  дремать в полусидячем положении.
 После окончания службы все организованно спустились в трапезную. В трапезной все повторилось как вчера. После трапезы игумен Евлогий первым вышел из-за стола. Он направился и встал у выхода, благословляя всех, кто просил его благословления. Я тоже подошел к нему и сказал: Я паломник. Я хочу еще на один день у вас здесь остаться.
Игумен Евлогий сразу ответил:  Подойди в гостинице, попроси там.
Игумен Евлогий совсем недавно с октября 2016 года возглавляет Пантелеймонов монастырь. Монахи сами выбрали его большинством голосов. Интересно, что Евлогий не хотел быть игуменом и убежал из монастыря. Но его нашли и вернули в монастырь. Он согласился встать во главе монастырской братии.
Сейчас в монастыре около 40 монахов. Но не всегда так было.
Вследствие политики Константинопольского патриархата, направленной на выдавливание русских монахов с Афона и действий властей Греции по ограничению прибытия граждан СССР на Афон, в Пантелеимоновом монастыре в начале 1970-х годов осталось 13 монахов. Схиархимандрит Гавриил патриарху Пимену писал: «…Наш Монастырь находится в крайне затруднительном положении и, особенно из-за неимения братства. С течением времени постепенно число уменьшается — старики вымирают, а пополнения нет, такое положение и уже здесь живущих приводит в уныние и безнадежность. Мы, зная любовь Русского Народа к Святому Афону, верим и надеемся, что Вашим Святейшеством и всей Русской Церковью будут приняты все возможные меры к тому, чтобы этот русский (почти последний на Афоне) уголок с его святынями оставался и продолжал своё существование для утешения каждого верующего русского человека…»
 После визита в Афон Патриарха Пимена в 1972 году, ситуация,  с пополнением братии стала улучшаться.
  После трапезной открыли небольшой храм, в котором хранятся мощи и святыни монастыря. Я также вместе с остальными паломниками встал в очередь, чтобы приложиться и отдать свою дань уважения святым, мощи  которых хранятся в монастыре -  часть главы целителя Пантелеймона, мощи апостола Луки, Иоанна Предтечи, и много других, которые я не успел запомнить, все они  хранились в красивых золотых шкатулках.
 Осенью в 2011 году из крупнейшего афонского монастыря Ватопед в Россию привозили пояс Пресвятой Богородицы. Эта святыня побывала во многих крупных городах России. Пояс  Богородицы был в моем родном городе Калининград. Огромное количество людей в основном женщин стояло в очереди в Храм Христа Спасителя, чтобы поклониться святыне. Люди стояли в очереди по несколько часов. Я специально вставал рано утром в пять часов, садился на велосипед и ехал в храм, чтобы почти без очереди помолиться Пресвятой Богородице и приложиться к уникальной святыне, которая по легенде принадлежала самой Богородице Деве Марии. Женщины молились, Благословенна Мария помогала каждой из них. Через девять месяцев в тех городах, куда привозили пояс Богородицы, был зарегистрирован бэби-бум, то есть всплеск рождаемости. Счастье материнства посетило многих женщин, которые почти отчаялись забеременеть и иметь детей.
  Афон находится по особым покровительством Божьей Матери. Женщинам туда вход запрещен, даже животные в монастырях мужского пола. Так повелось очень давно.
Мужчины монахи полностью отгородились от эмоционального мира женщин и частично от мира. Без женщин мужчина становится или очень жестким или очень закомплексованным или психически не здоровым или холодным циником, интеллектуалом с девизом по жизни "горе от ума". Конечно, есть иключения, но в целом мужчины без женщин более  агрессивны, циничны, практичны, жестко рациональны. Нарушается закон равновесия начал - мужского и женского.  А ведь женщины основа любой церкви, в храмах женщины составляют примерно 80 процентов от всех прихожан, женщины приводят с собой детей. Согласно преданию, в 422 году дочь византийского императора Феодосия хотела войти в монастырь Ватопед, но была остановлена голосом, исходившей от иконы Богородицы. С тех пор и существует запрет на посещение Афона женщинами.  Но утверждать, что на Афон никогда не ступала нога  женщин нельзя. В 1821 году в Греции вспыхнуло восстание против турок. На Афоне укрывали повстанцев, помогали им материально, приютили около восьми тысяч женщин и организовали их вывоз в безопасные районы Греции. Во время фашистской оккупации на Афоне скрывались женщины.
 В настоящее время женщины могут легально приехать в Грецию в Уранополис, сесть на туристический катер и посмотреть на Афонские монастыри и на гору Афон с моря. Туристическим катерам запрещено приближаться к берегу ближе чем на 500 метров. Иногда, монахи на лодках подплывают со святынями на своих лодках.
 Я считаю, что старый запрет на посещение святой горы Афон женщинам нужно отменить. Не хотят мужские монастыри принимать женщин. Бог их вразумит. Женщина для мужчин на Афоне эта сестра во Христе.  Даешь женщинам зеленый свет на посещение горы Афона!
  В Новую эпоху не место рухляди старых запретов, ветхим религиозным предрассудкам, дискриминации женщин!
В Уранополисе я зашел в небольшую греческую церковь. Я увидел там верующую женщину, которая служила там в качестве дьяконицы.  Она с такой эмоциональной чистотой и искренностью молилась, сердечно и громко читала молитвы, что я заслушался ее. Я почувствовал, что эта женщина всем сердцем и душой искренно служит Христу и Пресвятой Богородице.
Да благословит  Господь и Матерь Божия всех женщин, которые мысленно посетят Афон с молитвой и святой верой!