Хмельная весна...

Валентин Суховский
    Весна Победы была радостной для многих, но в то же время было немало трудностей в освобождённых от врагов районах из-аза сильных разрушений. Некоторые деревни были сожжены  вместе с жителями, чудом кто-то спасся. Вот, когда Владимир Фомичёв на одном из вечеров в ЦДЛ пламенно говорил о сожжённых  деревнях, ко мне подошёл один из пожилых людей, оказалось его детство было опалено войной в калужской деревне. Наш разговор продолжился по дороге до метро и в метро до пересадки. И вот его рассказ с небольшими сокращениями:
   Наша деревня была освобождена ещё в самом начале  1944 года. Полностью не уцелело ни одного дома. Два дома с небольшими разрушениями общими силами удалось восстановить и в них набились все уцелевшие жители, потому ремонтировали те дома, где не было крыши или одной из стен. Труднее было вставлять окна, стёкол не хватало. Ухитрялись делать деревянную мозаику с кусками стёкол. Когда мы перебрались в наш дом, с нами жили ещё родственники, они продолжали ремонт с утра до позднего вечера. Где находили паклю, а где конопатили всяким тряпками, а то и резали шинели убитых фрицев, из них же перешивали нам и взрослым верхнюю одежду. Мы изо всех сил пилили  хворост, поскольку в морозы долго не могли согреться . Я даже спал на печи.
    Однажды я стал свидетелем такого зрелища. У хозяйки, которая жила гражданским браком с фронтовиком, у которого нога от колена была деревянная. У них только что родился ребёнок и часто плакал, мать не высыпалась и взяла нянчится с ним ночью свою двоюродную, которой было лет четырнадцать. Она качала колыбель и временами засыпала на широкой скамейке.
  Вот ребёнок плачет Я уже хотел сойти с печи и покачать зыбку, как в это время выходит хозяин и тормошит девку сначала за плечо, потом за колено. У ней ноги раздвинулись и он залез на неё, а она даже не проснулась. Потом он покачал зыбку  и ребёнок уснул. Так повторялось раза два в ночь  и уже весной в апреле или мае девка сказалась беременной. Хозяин свалил на меня, а мне и тринадцати лет не было. И вот когда уже у неё пузо слишком заметно стало, нас отправили с ней в только что построенную баню. Ну, что-то наподобие любви у нас получилось. И стал я с ней спать на печи, поочередно качая зыбку, если ребёнок плачет. А когда у неё свой ребёнок родился, моего ничего нет, весь рыжий и лицом в хозяина. Ну, а я уж в школе отучился в седьмом классе и на работы ходил. Вот одна молодая вдовушка попросила меня вечером помочь ей дрова попилить, а потом поколоть. Угостила меня чем-то наподобие браги, а когда я охмелел, завалила с собой в кровать. Честно сказать мне она больше нравилась и я к ней стал всё чаще захаживать. И к самой Победе, когда она родила дочь от меня, мы с ней и записались. Она хорошо шила и красиво вышивала. И к свадьбе мне такую красивую расшитую рубашку приготовила да и причёску мне изменила, что я сам себя в зеркале не узнал.
  И счастливо прожили мы с ней почти всю жизнь. Трёх детей вырастили. Вот несколько лет как её не стало, а снится мне молодой, как в ту хмельную весну.