Воспоминания выпускника кафедры М-3 МВТУ

Валерий Москаленко
               
 
                Моим преподавателям и одногруппникам посвящается.
               
               

  Для общеобразовательной кафедры «Динамика полета» (М-3) Машиностроительного факультета МВТУ им. Н.Э. Баумана 1963 год стал особой знаменательной вехой. Летом она осуществила первый набор 27 студентов в учебную группу М 3-11 для подготовки инженеров-механиков по специальности 0536: «Динамика полета и управление» и стала выпускающей кафедрой. Одним из студентов этой группы был и автор этих строк. Свои воспоминания о кафедре М-3  начну с впечатлений, которые я  получил, будучи студентом. В те далекие, как мне теперь кажется, времена страна переживала бурный рост и расцвет ракетной техники и космонавтики. Запуски первого в мире искусственного спутника Земли, первого космонавта Ю.А. Гагарина, кораблей для изучения Земли, Луны и многое другое. В школе я посещал кружок и увлекался авиа-судомоделизмом. Поэтому выбор ВУЗа для поступления был сделан однозначно: МВТУ им. Н.Э. Баумана. Поскольку в те времена информация о факультетах и специальностях Училища была скудная, я обратился за помощью к соседу по дому, который был студентом МВТУ. После консультаций и беседы с ним я подал документы на Машиностроительный факультет на специальность  «Приборные устройства». В составе кафедр этой обобщенной специальности была и кафедра «Динамика полета».

            Вступительные испытания в МВТУ были достаточно серьезные: пять экзаменов по иностранному языку, русскому и литературе, физике, математике (устно и письменно), а также физика, математика и средняя оценка из школьного аттестата. Школу я окончил с золотой медалью, но  медалисты сдавали все экзамены на общих основаниях.  Студентов в группу М3-11 отбирали с достаточно высокими проходными баллами, и среди них было много медалистов.

             Зачисленных ждал сюрприз: обучение на первом курсе будет проходить параллельно с работой в цехах Первого государственного подшипникового завода. Так мы на время стали не только первокурсниками, но и токарями, шлифовщиками, контролерами ОТК и другими специалистами. Учеба на первом курсе была для вчерашних школьников достаточно сложна и интересна, а тут еще и трудовая терапия на производстве с выполнением плана, стружка, металлические занозы в пальцах, горячие цеха, брак и т.п. За выполненную работу нам платили, и для многих это был еще дополнительный весомый заработок к стипендии. Работалось тяжело, но, как в последствие оказалось, это было тоже составной частью ШКОЛЫ МВТУ, недаром один из ее девизов- МУЖЕСТВО, ВОЛЯ, ТРУД, УПОРСТВО.

             Знакомство с точным производством подшипников, чтение чертежей, непосредственное изготовление деталей, участие не только в учебе, но и в работе одного из лучших на то время предприятий, выпускающего продукцию не только для страны, но и на экспорт, научило нас многому. Особенно умению ценить время, правильно организовывать свой труд, отдых и что немаловажно пригодилось при освоении многих дисциплин, таких как инженерная графика, материаловедение, сопротивление материалов, детали машин и др.
Правда, группа при этом поредела за первые два курса примерно на 30 процентов. За «хвосты» после сессии отчисляли решительно и быстро. Так мы теряли способных 
ребят, которые хорошо учились в школе, прошли конкурсный отбор, но по тем или иным причинам не смогли ритмично учиться. Среди них были и серебряные медалисты: Иван Басакин, Наташа Вайно, Валерий Мануйленко, Вячеслав Серегин, Галина Коновалова, Олег Бородин и другие. Не знаю, как сложились их судьбы теперь, но я уверен, что они получили хорошую закалку, обучаясь в стенах Училища.

             В разные годы деканами факультета «М» были: Николай Андреевич Лакота, в последствие секретарь Парткома МВТУ и директор НИИ ПМ, Евгений Иванович Бобков в дальнейшем проректор по учебной работе МВТУ, много сделавший для укрепления учебного процесса и высококачественной подготовки инженеров - бауманцев, Анатолий Николаевич Данилов, долгие годы сочетавший этот пост и работу преподавателя на нашей кафедре. А бессменным заместителем декана был Павел Иванович Беднов - отставной морской офицер. Он знал практически каждого студента на курсе, помогал ему в учебе и различных трудных жизненных ситуациях. Все они любили студентов, отдавали много сил и здоровья делу наставничества и подготовки специалистов, за что им мое большое уважение и безмерная благодарность.

             В том же 1963 году на Машиностроительном факультете была сформирована кафедра «Аэродинамика» (М- 9). Надо сказать, что история развития, работа и учебные процессы кафедр М- 3 и М- 9 были тесно переплетены. Так, специальная подготовка нашей учебной группы осуществлялась совместным коллективом преподавателей. Мне хорошо запомнились курсы лекций, читаемые заведующим кафедрой М- 3 профессором Дмитриевским А.А., заместителем заведующего каф. М- 9 доцентом Кошевым В.Н., доцентами каф. М- 3 Устиновым В.Ф., Грабиным В.В. и Казаковцевым В.П.; лабораторные работы, проводимые заведующими лабораториями каф. М- 9 Дьяконовым М.Н., Гридасовым Ю.Р. и ассистентом каф. М- 3 Федотовым А.В.; курсовые работы и проекты по специальности под руководством старшего инженера каф. М-9 Овчинникова В.М. и доцентов Кошевого В.Н., Устинова В.Ф., Жилейкина В.Д.; преддипломная практика на ракетных катерах в г. Севастополе под руководством доцента Устинова В.Ф., старшего инженера каф. М- 3 Зябрева В.Т. и офицеров Черноморского флота. Запомнились также и военные сборы в г. Луцке, где мы не только приобщились к армейской жизни, приняли присягу, но, используя знания, полученные на Военной кафедре МВТУ, реально помогли в работах по перевооружению и установке на боевое дежурство новой модификации ракетного комплекса ПВО в канун известных событий 1968 года в Чехословакии.

            Большинство специальных учебных курсов было новым, они ставились и читались для нас впервые. Только став преподавателем, и столкнувшись с этой задачей сам, я понял, как это непросто и сколько усилий и времени надо затратить. Поэтому я благодарен всем преподавателям, которые внесли свою лепту в подготовку студентов нашей группы. Многих из них, к сожалению, уже нет в живых, но оставшиеся на кафедре до сих пор с энтузиазмом работают и передают свой огромный опыт и знания молодым. И это, наверное, очень важно и нужно обеим сторонам.

            Начиная с третьего – четвертого курса многие хорошо успевающие студенты могли сочетать учебу с работой на кафедре по НИС. Нам давали делать кальки и рисунки к отчетам, несложные выкладки и расчеты. Этот труд позволял получать хоть и небольшую, но дополнительную прибавку к стипендии, которая в то время составляла 45, а для отличников 56 рублей в месяц. Но самое главное он давал возможность узнать направления научной работы, ближе познакомиться с коллективом кафедры, получить опыт и навыки практической работы по будущей специальности.

             Учились студенты нашей группы неплохо, задолженностей после сессий было немного. Мы были дружными и помогали отстающим в освоении дисциплин. К тому же, как я уже упоминал, основные « хвостисты» были отчислены на 1 – 2 курсах. Кафедра дважды в семестр проводила учебные смотры. Руководил и присутствовал на всех смотрах зав. каф. Дмитриевский А.А., помогали их организовывать и проводить доцент каф. М- 3 Покровский М.К., староста группы, а также приглашенные преподаватели. На третьем курсе нам был представлен куратор группы - преподаватель Лысенко Л.Н., я думаю, что мы не доставляли ему больших хлопот. К тому же в те годы контроль за учебой студентов осуществляла комсомольская организация в лице комсорга группы, курсового и факультетского бюро. Выговоры «хвостистам» в то время имели действенный характер.

              В процессе учебы в группе образовался костяк из 4 – 6 студентов, которые регулярно сдавали сессии в основном на «отлично». В разные годы меня выбирали старостой, комсоргом или профоргом группы и мне было легко справляться с обязанностями, опираясь на таких лидеров. Мы с успехом работали на овощных базах, в колхозах по уборке урожая, а также в составе ССО (командир отряда Георгий Сюткин) принимали участие в строительстве железной дороги Абакан – Тайшет. Жили в палатках в  лесу, выезжали в тайгу и на реку Енисей. Такая трудовая терапия воспитывала стойкость, терпение и умение преодолевать трудности в жизни, а также работать в коллективе.
Эти неоценимые качества нам пригодились в дальнейшей уже не студенческой жизни.

           В те далекие годы прошлого столетия существовало обязательное
распределение выпускников ВУЗа по специальностям на предприятия отрасли. Поэтому дипломные проекты мы выполняли по месту распределения и там же их защищали. Учитывая, что это был первый выпуск, четырех студентов – отличников распределили на кафедры М3 и М9 по два на каждую. Так Алексей Афанасьев и я попали на кафедру М-9, а Валерий Базалин и Николай Смирнов на М-3.

            Руководителем дипломного проекта мне был назначен  Всеволод Николаевич Кошевой. Работа связана с разработкой и проектированием струйного органа управления БРДД. Это была новая перспективная тематика, литература по которой практически отсутствовала. Вот где пригодились знания и умения, полученные в МВТУ. Был разработан и спроектирован комбинированный струйный орган управления ракетой, по своим аэродинамическим характеристикам порядка на 20% превышающий существующий прототип. Однако он был выше и по своей стоимости. Я, как мне показалось,  неплохо выступил на защите проекта, ответил на вопросы и ожидал при подведении итогов отличной оценки. Но при обсуждении отметки за проект, как впоследствии мне рассказал Кошевой В.Н., произошел казус. Мнение членов Государственной экзаменационной комиссии сводилось к пятерке, но представитель экономической кафедры требовала снизить балл, так как предлагаемый образец оказался дороже. Спор смог прекратить только председатель ГЭК Главный конструктор Московского института теплотехники (МИТ) доктор технических наук Лагутин Б.Н., который всех успокоил, сказав, что в оборонной отрасли на первом месте стоит успешное выполнение боевой задачи, а стоимость изделия вторична и не является приоритетом. Так я получил диплом с отличием, а материалы проекта были использованы в одной из глав научно – технического отчета по НИР для МИТ и это был мой первый серьезный научный труд.

           В дальнейшем струйная тематика легла в основу кандидатской диссертации, а Кошевой В.Н. стал моим научным руководителем. Не могу не отметить, что Всеволод Николаевич был талантливым педагогом и вдумчивым руководителем. На протяжении многих лет он помогал в становлении и развитии кафедры М-9 ее заведующему д.т.н., профессору Краснову Николаю Федоровичу, в то время занимавшему пост первого заместителя министра высшего и среднего специального образования СССР. Именно в эти годы укреплялась научная школа МВТУ в области аэродинамики, появилось много учебников, монографий и статей, которые использовались студентами, работниками промышленности и специалистами, в том числе и за рубежом. Кафедра упрочила связи с ведущими ВУЗами и предприятиями страны, Краснов Н.Ф. и Кошевой В.Н. вырастили большую плеяду кандидатов и докторов наук. Жаль, что оба они рано ушли из жизни.

             Первые мои шаги в роли молодого инженера кафедры начались с разработки, совместно с таким же молодым инженером Афанасьевым А.А., новой лабораторной работы по газодинамическим органам управления полетом. Получили материальную часть из МИТ, задействовали ее в условиях лаборатории, написали методические указания к проведению двух работ: «Дефлектор» и «Газовый руль» с методиками расчета и внедрили их в учебный процесс. Они были использованы в курсе «Проектирование органов управления полетом», который читал В.Н. Кошевой. Так под руководством Всеволода Николаевича мы впервые выполнили законченную работу по обеспечению учебного процесса и оснащению кафедры реальными работающими конструкциями. Кстати, в дальнейшем мне было поручено и проводить эти лабораторные работы со студентами нашей кафедры. Это был для нас, молодых инженеров, хороший урок, как необходимо решать поставленные задачи, и мы его усвоили.

              Параллельно с этим я продолжал заниматься вопросами струйного управления и совместно с В.Н. Кошевым и работником МИТ Селюгиным Г.Б. мы получили авторское свидетельство на струйный орган управления полетом, использующий выдув струи. Этой идеей заинтересовалось Конструкторское бюро приборостроения (КБП) г. Тула и нам предложили заключить научно – исследовательскую тему по оценке возможностей такого органа управления и доработки конкретных изделий. Так началось наше долгое и плодотворное сотрудничество с известной фирмой Шипунова А.Г., которое вылилось потом в ряд НИР по Правительственной тематике. Результаты внедрялись в конкретные  образцы техники, был получен ряд совместных авторских свидетельств на изобретения.

               Для проведения таких серьезных исследований в промышленных целях потребовалось существенно переоснастить существующую экспериментальную базу лаборатории дозвуковой аэродинамики. Тем более у кафедры появились дополнительные площади при переезде в новый корпус факультета «Специальное машиностроение». Совместно с заведующим лабораторией Дьяконовым Михаилом Николаевичем мы наметили модернизацию старой и создание новой малотурбулентной дозвуковой трубы, оснащенной точными средствами измерения и координатными устройствами. На этом этапе серьезную помощь оказал Николай Федорович Краснов, который помог получить средства на закупку импортного оборудования: комплекта высокоточного термоанемометра фирмы DISA и уникального мощного двигателя – вентилятора с плавной регулировкой скорости  для новой аэродинамической трубы, а также разместить заказ на изготовление трубы и аэродинамического оборудования в Специальном конструкторском бюро Минвуза.

                На каком-то этапе выполнения такого большого объема работ кафедра подключила нам в помощь ассистента Холоднова С.К., а затем дипломника и в последствии инженера кафедры Тимофеева В.Н. Мы исполняли грандиозные замыслы по созданию целого аэродинамического комплекса с дозвуковыми трубами, точными координатными устройствами, аэродинамическими весами, измерительными насадками, откатными аэродинамическими столами и учебными моделями для новых современных лабораторных работ и НИР, а также  музея по истории развития аэродинамики в России и МВТУ. Мы считали себя продолжателями дела Николая Егоровича Жуковского, который когда-то работал в нашем Училище, создал одну из первых аэродинамических труб, вел кружок воздухоплавания, и не жалели своих сил. Особым энтузиастом этой работы и связующим звеном был Михаил Николаевич Дьяконов. Мы с ним познакомились с директором Музея Жуковского на ул. Радио и она передала копии некоторых экспонатов для нашего музея.

                В аэродинамический учебно - лабораторный комплекс по нашей задумке входили: дозвуковая лаборатория аэродинамических испытаний, термоанемометрическая лаборатория, музей и созданный класс технических средств обучения (ТСО). Необходимо отметить, что на то время это была пионерская разработка. Класс ТСО был оснащен посадочными местами на две группы студентов, оборудованными автоматизированной системой контроля и проверки знаний как в темпе проведения лекций или лабораторных работ, так и по их окончанию в режимах самоподготовки, защиты лабораторных работ или контроля отдельных разделов дисциплин. В классе размещались демонстрационные стенды, плакаты по учебному процессу, кино- и теле- аппаратура для трансляций учебных фильмов, а также экспериментальных исследований, проводимых в лабораториях.

                Для разработки аэродинамического комплекса на кафедре проводился ряд госбюджетных НИР.  Темы были успешно выполнены, их результаты внедрены в учебно - научный процесс. Коллектив авторов – разработчиков получил свидетельство на промышленный образец малотурбулентной аэродинамической трубы. Эта труба и класс ТСО экспонировались на ВДНХ и были удостоены Золотых медалей, а дозвуковой аэродинамический  комплекс Решением  Минвуза был утвержден типовым для ВУЗов страны. За время работы по этой тематике образовался научный коллектив и целое направление в работе кафедры: аэродинамика дозвуковых течений. Доцент Холоднов Сергей Константинович стал научным консультантом по теме моей диссертационной работы, а я после успешной защиты – научным консультантом аспиранта Тимофеева В.Н.. Вот такая получилась взаимная помощь и преемственность поколений.

              После объединения кафедр М-3 и М-9 в 1987 году в одну с новым заведующим кафедрой профессором Лысенко Л.Н., его заместителями по научной работе доцентом Захарченко В. Ф. по учебной работе ст. преподавателем Хлупновым А.И. дозвуковое аэродинамическое направление в работе кафедры не было свернуто, а наоборот, укреплялось и расширялось, особенно в области прикладной аэродинамики. Появились новые направления, такие как ветроэнергетика, пневмотранспорт, движение тел в запыленных потоках, термоанемометрия и др. Кафедра дооснащалась необходимым оборудованием и методиками исследований. Так, например, был разработан и изготовлен малогабаритный переносной термоанемометр с пластинчатыми датчиками, способный работать в промышленных условиях запыленных сред, на который был получен патент. С помощью этого термоанемометра мой аспирант Туполев В.С. успешно выполнил экспериментальные исследования работы струйного органа управления в потоке с инородными частицами, положенные в основу его диссертационной работы.

               Как преподавателю кафедры мне было поручено читать новые курсы лекций: «Прикладная  аэрогидродинамика» для студентов факультета «Авиамоторная» и «Конструкция  специальных машин и устройств» для нашей специальности. Деятельность на кафедре более 10 лет приходилось совмещать с работой в деканате в качестве заместителя декана по курсу, а с 1997 года, в связи с организацией в Университете обучения студентов и на платной основе, и с работой в Центре маркетинга образовательных услуг МГТУ  заместителем директора. Ректором Университета академиком Федоровым И.Б. была поставлена перед нами задача организовать такое обучение на всех факультетах и специальностях. Приходилось начинать с нуля, опыта этой работы в МГТУ и других вузах в то время практически не было. А это и формы договоров, стоимость, сопровождение обучения и многое другое. Но мы справились с задачей, и в короткие сроки в МГТУ стала функционировать система обучения студентов на договорной основе, а также второе высшее образование и дополнительные платные образовательные услуги. Сочетать такие большие объемы работы становилось все сложнее, поэтому я перешел с полной  на 0,5 ставки доцента кафедры СМ-3.

               В 2005 году ректором и первым проректором – проректором по учебной работе Юдиным Е.Г. мне было предложено перейти в ректорат на должность проректора по учебной работе МГТУ им. Н.Э. Баумана. Это был период очень сложной, ответственной, но интересной работы. В Университете было открыто много новых специальностей, направлений подготовки и научно – образовательных центров (НОЦ), организовывался бакалавриат и магистратура. В непростых условиях перехода на Болонскую систему и новые учебные планы нам удалось сохранить специалитет и традиционно высокий уровень подготовки выпускников. По нашему ходатайству Президентом РФ Д.А. Медведевым был подписан Указ о праве МГТУ реализовывать обучение по собственным образовательным стандартам. Для качественного сопровождения учебного процесса в новых условиях многоуровневого обучения ( бакалавриат, магистратура, специалитет) и управления  университетом в МГТУ на протяжении ряда лет разрабатывалась и одновременно внедрялась новая уникальная информационная управляющая система «Электронный университет», за которую коллектив авторов – разработчиков, в том числе и я, стали Лауреатами премии Правительства РФ в области образования за 2010 год. Среди немногих Университету был присвоен высокий статус Национального исследовательского университета техники и технологии и многое другое, но это уже другая история.

            В 2010 году в целях реорганизации работы кафедры «Инженерная графика» (РК-1) мне было предложено занять должность ее заведующего. Это была одна из самых больших общеобразовательных кафедр Университета с коллективом преподавателей более 120 человек, ведущая обучение всех студентов 1 и 2 курсов общим число более 6000 человек в каждом семестре. Понимая все это, я долго отказывался, но Евгений Григорьевич Юдин убеждал: надо. В итоге я согласился, с условием, что сохраню свою работу на родной кафедре. Стороны пришли к согласию, и я окунулся в новую «пучину». Сначала было сложно, но уровень подготовки, многолетняя работа  в МГТУ и поддержка коллег помогли мне справиться. За неполные три года руководства благодаря нашим усилиям кафедра, я считаю, вышла на новый уровень современной подготовки студентов. Мы пересмотрели и утвердили новые учебные планы подготовки по начертательной геометрии и инженерной графике, используя широкое внедрение в учебный процесс компьютерной графики и сохраняя традиционные подходы школы Арустамова Х.А.. Укрепили сотрудничество с передовой в области компьютерной графики зарубежной компанией AUTODESK, провели переподготовку преподавателей, открыли Научно – образовательный центр «МГТУ AUTODESK». Оборудовали и внедрили в учебный процесс два новых компьютерных класса, оснащенных интерактивными досками и персональными компьютерами с большим количеством современных лицензионных вычислительных пакетов. Наладили четкую организацию учебного процесса, документооборот, открыли сайт кафедры  и многое другое, чего не было ранее. Так что я с легким сердцем в 2013 году передал  бразды правления кафедрой новому заведующему Серегину Вячеславу Ивановичу, а сам полностью перешел работать на свою родную  СМ-3, которая стала называться «Динамика и управление полетом ракет и космических аппаратов».

            На кафедре СМ-3 сейчас также новый заведующий: известный летчик – космонавт, профессор Соловьев Владимир Алексеевич. Кафедра продолжает наращивать свой потенциал, появились новые специализации, отражающие космическую направленность. Учебные классы оборудуются образцами и макетами новой техники, переоснащается баллистическая трасса кафедры и многое другое, но традиции кафедры остаются неизменными: высокий уровень подготовки и спрос на ее выпускников.

             Заведующий кафедрой и  бессменный все эти годы его заместитель по учебной работе  доцент Хлупнов Александр Иванович поручили мне читать очередной новый двух семестровый курс лекций для студентов кафедры М-6: «Основы аэродинамики и теории полета». Курс интересный и довольно сложный для студентов, представляющий симбиоз двух фундаментальных дисциплин, с лабораторными работами и домашним заданием. Вести его непросто, но ничего, справлюсь, подготовка нашей кафедры  позволяет это делать. Как говорил нам на первом курсе профессор Дмитриевский А.А., в прошлом Главный инженер крупного оборонного завода, наибольшим спросом пользуются специалисты, имеющие подготовку на стыке областей. Выпускники нашей кафедры тех лет имеют как раз такую специальность: «Динамика полета и управление». Я благодарен всем нашим педагогам и родному МГТУ им. Н.Э. Баумана, в котором я нахожусь и работаю уже более 50 лет, за эту судьбу.

              Такова краткая история и жизненный путь одного из первых выпускников нашей кафедры. Что касается моих одногруппников, многие достигли больших успехов. Так, Афанасьев Алексей Алексеевич защитил кандидатскую диссертацию на кафедре и работает сейчас заместителем руководителя Департамента математического моделирования динамики АС в РОСАТОМ, Смирнов Николай Николаевич  защитил диссертацию, работал на кафедре доцентом, сейчас – заместитель директора Департамента имущественного страхования ОАО «ЖАСО», Базалин Валерий Григорьевич защитил диссертацию на кафедре философии, работал деканом, Вартанов Георгий Владимирович был распределен в ЦНИИ АГ, отработав, стал Генеральным директором компании «Агропромсервис», Котикова (Кузнецова) Людмила Сергеевна распределена в Центр управления полетами и работает там же по настоящее время. Многие стали успешными предпринимателями и ведут частный бизнес. Я поздравляю всех со славным семидесятипятилетним ЮБИЛЕЕМ нашей кафедры!

Москва, сентябрь 2015 год.

Фото. На преддипломной практике в г. Севастополе. Слева направо: руководители В.Т. Зябрев, В.Ф. Устинов и студенты Георгий Вартанов, Раиса Еремина, Юрий Шустров, Валерий Москаленко, Людмила Ишимцева, Николай Смирнов, Валерий Базалин, Александр Фомичев.