Вандалы

Кайсаралы Тулепбергенов
Первое упоминание о вандалах относится к І веку нашей эры и принадлежит перу Плиния Старшего . Локализует их Плиний между между Одером и Вислой , и вся дальнейшая задокументированная история вандалов тесно переплетена с историей остальных германских племен и описывается через призму римско-варварских взаимоотношении .
О вандалах писали многие авторы античности , некоторые даже посвящали им целые книги , как например Прокопий Кесарийский ( «Война с вандалами»). Так что , в этом отношении история вандалов освещена очень даже хорошо.
В наши же дни , говоря о вандалах ,есть устойчивый стереотип что они были буйными и разрушали все на своем пути, этакие беспринципные святотатцы , одним словом – античные эсэсовцы. Но это является ошибочным мнением , при более глубоком изучении первоисточников выясняется что в таком мрачном свете они предстали с подачи более поздних историков.

Теперь давайте поговорим о происхождении вандалов , кто они и откуда.
Официальная историческая наука склонна считать германцев разновидностью кельтов , и стопроцентно уверены в их принадлежности к индоевропейской языковой семье . Все это уже отшлифовано и самое главное - утверждено ! Но что хорошо , наука на месте не стоит , она развивается дальше,и еще одной особенность наших дней является повсеместное распространение интернета , что предполагает открытый и массовый доступ к первоисточникам. Благодаря этому на сегодняшний день появились уже новые публикации , новые версии трактовок которые в корне отличаются от принятых ранее. В этом контексте можно отметить работу Ю.Н.Дроздова «Тюркоязычный период европейской истории». Даже с учетом того что некоторые моменты с этимологизацией этнонимов являются спорными , в целом , книга бесподобна! Можно отметить работу А.А.Бушкова «Чингисхан: Неизвестная Азия» . Возможно есть и еще публикации которые указывают на азиатские , точнее , на тюркские корни германцев , но они мне пока не известны.
Ну а мы, пока опираясь на эти работы и представленные ими первоисточники попробуем выяснить кто же эти вандалы.
По устоявшейся традиции начнем , наверное , с просмотра первоисточников .
Итак , Прокопий Кесарийский ..Упоминая вандалов Прокопий Кесарийский сообщает следующее : «В прежние времена готских племён было много, и много их и теперь, но самыми большими и значительными из них были готы, вандалы, визиготы и гепиды…Все эти народы, как было сказано, отличаются друг от друга только именами, но во всём же остальном они сходны». Из этого сообщения следует, что вандалы были готским народом. Здесь видно, что готы и вандалы – это практически один и тот же народ.
Идем дальше . У Иордана ,в свою очередь ,про готов имеется такая запись: «Тогда, как рассказывают, Весозис начал плачевную для себя войну со скифами, теми самыми, которых древние авторы называют мужьями амазонок…Мы с очевидностью доказали, что с готами воевал именно тот, о котором мы знаем достоверно, что он сражался с мужьями амазонок, жившими в те времена от реки Борисфена – местные жители называют его Данапром – до реки Танаиса, вокруг залива Мэотийского болота». Как видим , Иордан готов называет то готами , то скифами. Скифами же «и по имени и по племени» называл готов и Иосиф Флавий. При этом он указывал что корни готов восходят к Магогу. («Иудейские древности»). Они не единственные кто возводит готов к скифам и к могогам . Есть еще переводы сделанные Гавриилом Бужинским, повествующие что «От магога родишася Геты и Массагеты племя Скифское».Это из «Лютеранского хранографа» XVII века. А магоги прямиком происходят от Турка , тот в свою очередь от Иафета , то есть , являются тюрками.
Итак , выстроена логическая цепочка : Вандал –Гот – Скиф - Магог –Турк – Иафет.

Семантического разбора этнотермина «вандалы» официальная наука не дает . Единственным кто попытался это сделать , является Ю.Дроздов в своей вышеупомянутой книге. У Ю. Дроздова мы читаем : «Семантику этнотермина ‘вандал’ можно раскрыть следующим образом. На составные части это слово разделится так: в-анд-ал. Здесь видно, что первая составляющая в – это предвнесенный звук, то есть протеза, семантически не связанная с последующими составляющими. Вторая составляющая анд – это древнетюркский вариант слова ант ‘клятва, клятвенный’. Третья составляющая восходит к древнетюркскому слову al (ал), которое в данном контексте следует переводить как ‘принимать’. Исходный этноним был андал с семантикой ‘принявший клятву’. Таким образом, этноним андал (вандал) по смыслу очень близок к названию ант. Так что не исключено, что какую-то часть вандалов позднеантичные авторы могли называть антами.
Теперь по поводу протезы «в» в слове ‘вандал’. Некоторые древнеевропейские этнонимы в греческой и латинской транскрипциях имели нарощенный звук перед начальной гласной, который называется протезой. Так, «…древние германцы, которые этноним алан произносили в форме «фалон» и этим именем называли половцев куман». Следует заметить, что для древнеевропейских тюркоязычных диалектов звук [ф] не был характерным.»(126-стр.)

Но анты , это отдельная локализация племен , к вандалам отношения не имеют .Тут ,возможно, такое что «антами» антов стали называть по тамге в виде руны «ант» ,которая представляет собой круг с тремя точками внутри этого круга . Она чем-то напоминает условное обозначение головы человека, этаки «смайлик». Если дальнейшие исследования подтвердят наличие у антов этой тамги на основе круга , то это будет говорить о том что они являются племенами асс-албанского круга и однозначно являются родственными вандалам , свевам и албанам. Тут , как бы, ничего из канвы выбиваться не будет, Ю.Дроздов будет первым кто указал на тюркское происхождение антов.Но пока речь не о них , мы сейчас разбираем вандалов.

Существует как минимум еще два источника содержание которых указывают на ошибочность семантического разбора Ю. Дроздова . Это материалы из книги Агусти Алеманя «SOURCES ON THE ALANS»/«АЛАНЫ В ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКАХ» ,выпущенная в 2000 году. (В русскоязычном переводе она вышла в 2003 году). И второе - китайские первоисточники приведенные Н. Я. Бичуриным "СОБРАНИЕ СВЕДЕНИЙ О НАРОДАХ" .
Начнем с работы Агусти Алеманя «SOURCES ON THE ALANS»/«АЛАНЫ В ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКАХ» .
Так вот , там есть один латиноязычный текст который кардинально меняет направление поиска этимологии «вандалов». Речь идет о второй главе , о разделе посвященному Гонорию. Думаю , будет уместным привести этот раздел целиком :
«2.26. Гонорий ./Прим 84/.
Cosmographia, которую написал orator utrisque artis Юлий Гонорий (IV-V вв.), делится на четыре части (oceani) по четырем сторонам света и подразделяется в соответствии с географическими категориями (maria, insulae, montes, provinciae, oppida, flumina, gentes). Этот труд фактически представляет собой изобилующий ошибками комментарий к ученой карте (sphaera), который сохранился только в excerpta, опубликованных учеником без разрешения автора и сохранился в двух редакциях. Пассаж из редакции А дает следующий текст: «народы Западного океана: народы, населяющие Толозу, Новемпопуланию и Нарбону, морины, франки, аланы, ампсиварии, лангионы, свевы, лангобарды, ютунги, бургунды, армилаузины, маркоманны, ...манны, герулы, квады, сарматы, бастарны, карпии, готы, дулии и гепиды»/Прим. 85/.»
Далее А.Алемань комментирует : «Все эти этнонимы можно разделить на две группы: — названия старых галльских «народов»: Tolosates в Тулузе и Morini в Бельгии (область Теруана); — названия народов, вторгшихся на эти земли в различные периоды — западногерманских (Franci, Amsivari = Ampsivarii, Suebi, Langobardi, Iuthungi, Marcomanni, Quadi); восточногерманских {Burgundiones, Heruli, Basternae = Bastarnae, Gothi, Gippedi = Gepidae); иранских {Alani, Sarmatae), а также Carpi, дакское племя. Этноним «Langiones» является ошибочным, употребленным вместо Vangiones (свевское племя). Armilausini это Armalausi, "носящие армилаузу {armilausa)", род открытой спереди и сзади рубахи, соединенной только на плечах; они идентифицируются то как кельты, то как германцы . Что касается -\manni\, это, возможно, = Alamanni (?). В Duli можно видеть [Van]duli = Vandali. Несмотря на длинный перечень западных варваров, следует иметь в виду, что этот труд был написан в период до Великого переселения народов (ср. Riese GLM, p. XXI). Вместо Alani gens (mss. Alanii) codex Palatinus 1356 (редакция В) дает Alamannia gens, что могло послужить причиной чтения Alamani у Мюл-ленгоффа».

Прим. 84 lulius Honorius (изд. A. Reise, GLM, Heilbronn 1878, p. 21—55); LatLit IV.2 122—124; PLREII 569 s. v. Honorius 2; Eurasia 25.

Прим. 85 Honor. 26 (изд. Reise, GLM, p. 40): gentes occidentalis oceani. Tolosates gens / Novempopulani gens / Narbonenses gens / Morini gens / Franci gens / A lani gens / A msivari gens / \Langiones gens / Suebi gens / Langobardi gens / Iuthungi gens / Burgundiones gens / Armilausini gens / Marcomanni gens / ^manni gens /Heruli gens / Quadi gens /Sarmatae gens /Basternae gens / Carpi gens / f Gothi gens / Duli gens / Gippedi gens.

Как видим , А.Алемань в данном пассаже без особой тени сомнения восcтановил «DULI» как «Vanduli» = «Vandali».Чтобы понять значимость всего этого мало быть тюрком , надо быть казахом ! Здесь речь идет о дулатах! В самой «SOURCES ON THE ALANS» этот этноним варьируется с небольшими изменениями как ван+дале , ван+деле и ван+дули , но фактом является то что «вандалы» однозначно –дулу/дулаты. Но вот , почему-то у самого А.Алеманя я внятного разъяснения кто же такие «дулу» так и не нашел . Есть приведенные цитирования других ученных-историков в попытке придать иранско-осетинское содержание этому этнотермину, при этом напрочь забыв что данный морфемный корень «дулу/деле» содержится в названии «германского» племени , но не более того:
«4.43.Дула.
Dule [род. п. = Dulae] Шимон Кезаи Gest. Hung. I, — аланский князь, отец жен Хунора и Могора, эпонимов гуннов и мадьяр .
I Маркварт (Marquart 1903:172; ср. Gombocz 1924: 105) видит в этом имени персонификацию одного из аланских племен, а именно Tulds.
Skold делает решительный шаг, предлагая их идентификацию с южными осетинами (Twaltae).
Помимо того, русская компиляция конца XIV в., «Еллинский и Римский Лътописец», сохранила так называемый «bulgarische Furstenliste», по-видимому, перевод на староцерковнославянский с византийского греческого оригинала, который был скопирован с двух болгарских надписей на цилиндрических колоннах VII—VIII в., более не существующих. Список содержит имена тринадцати протоболгарских вождей от легендарного Авитохола (Авитохолъ) до Умора (Оуморъ) (ум. в 767 г.), девятый из которых принадлежал к роду Дуло (Доуло).»
Заметьте , не густо для работы которая писалась почти двенадцать лет . Да, мне могут возразить : « ..он про алан писал , дулаты его не интересовали !» Возможно ! Но все же ,что ему мешало заглянуть за Урал , туда восточнее , в сторону Азии? Или по его мнению в Азии истории не может быть просто по определению? В Азии он стопроцентно нашел бы и Дулу , и Теле . В конце-концов , он уперся бы в Дулатов . А они его накормили бы , чапан бы красивый на него одели , еще бы денег на дорогу дали !

А теперь о вандалах из китайских первоисточников ... У Бичурина в разделе "ПОВЕСТВОВАНИЯ О ДОМЕ ХОЙХУ [УЙГУРЫ] " есть неоднократные упоминания о Пандэлэ/Пан Дэлэ . Здесь тоже "Дулу" является обобщающим названием всех вандалов и прочих уйгурских племен. Вот вам выборки :
" Министр Сичжи Пандэлэ, всего с пятнадцатью аймаками, бежал к Гэлолу"..
"Оставшиеся хойху, укрываясь в горах и лесах, пропитывались грабежом, и мало по малу возвратились к Пан Дэлэ. В сие время Пан Дэлэ уже объявил тебя ханом; жил в Гань-чжеу и владел городами, лежавшими далее на запад за Песчаною степью. "..
" Министр Сачжнюй Пан Дэлэ с пятнадцатью аймаками бежал в Гэлолу {Поколение Гэлолу обитало на западной стороне Алтайских гор.}. Остатки народа ушли в Тибет и Аньси. После сего тринадцать родов ханского аймака поставили Уцзе-Дэлэ ханом, и на юге остановились у Великой стены, где разбиты китайцами и уничтожены. Пан Дэлэ объявил себя ханом, и занял Гань-чжеу, Ша-чжеу и Си-чжеу; но уже не мог достигнуть прежнего могущества. "..
Как видим , семантика этнотермина "вандал" к антам никакого отношения не имеет . Речь идет только о Дулу !

В целом , говоря о работе Агусти Алеманя надо отдать дань признательности его труду. Она хоть и написана с позиции «иронистов», все же , на сегодняшний день является беспрецедентной работой вобравшей в себя все античные и средневековые источники по аланам. Так же в нем содержится очень много косвенной информации по готам , свевам и вандалам. Работа действительно уникальная , и целом будет больше полезнее «тюркистам» чем «иронистам» .

Теперь попробуем сами разобраться в том что же из себя представляет семантика этнотермина «вандалы». Если отталкиваться от схемы восстановления А.Алеманя то данный термин состоит из двух морфемных корней : «ван» + «дулу».
Начнем с «ван» . Искать ее этимологию в европейских языках смысла нет , так как с европейских языков она никак не объясняется . Исключением являются венгры- мадьяры и поляки . У венгр она сохранилась в вариации «бан» и является обозначением титула . У поляков же это слово имеет форму "пан" и тоже является свидетельством высокого социального статуса . К мадьярам и полякам она могла попасть только от тюрков у которых «ван» является обозначением высшей царской власти .

На сегодняшний день считается , что первые упоминания этого титула имеются только в китаеязычных источниках . Но это не так . Впервые этот титул фиксируется у хеттов . Собрание ванов называется - панкус . Панкус был своего рода «Верховным советом» .(Смотрите ВОЛКОВ А.В., НЕПОМНЯЩИЙ Н.Н. "ХЕТТЫ. НЕИЗВЕСТНАЯ ИМПЕРИЯ МАЛОЙ АЗИИ" (стр 193.)) . И этот титул лишь через тысячу лет от хеттов попадает к государям Древнего Китая . Возможно , это сопряжено с массовой откочевкой протохуннов из Малой Азии и Южного Кавказа на территорию Центральной Азии и Северного Китая .

На территории Северного Китая титул "ван" начинает использовался со времён династии Шан (трад. датировка 1600—1027 до н. э.). Про титул "ван" известно и по гадательным надписям. Верховные правители династии Чжоу (1045—256 до н. э.)тоже называли себя ванами, подчёркивая древность титула (например, Вэнь-ван — Царь Просвещённый). Многие историки пытаются все это подать в таком свете , что титул был ханьским(китайским) и тюрки туда никаким боком . Как раз таки наоборот : «ван» - тюркский титул , и основателями первых государств на территории что Древнего Китая , что в Империи Хеттов , были –тюрки. Доказать тюркское происхождение шанцев и чжоуцев не трудно , есть древнекитайские первоисточники , есть материалы по раскопкам курганов шанских императоров где все один в один бьется с культом погребения скифов-тюрок.

Этот титул так же отмечен у Махмуда Кашкари и он нисколько не сомневается в тюркском происхождении этого титула, и возводит его аж ко времени существования окутанного легендами Тогармы :
«Книга эта Махмуда, живущего в нужде и зарабатывающего на пропитание хлебным пекарем, сына вечного руководителя государства и правителя Мухамада, подобно солнцу служит делу торжества справедливости. Если не было бы так, то разве ваны из рода Тогарма могли ли бы руководить тюркскими народами, разбросанными по континентам. И не видеть верности этих тюркских ванов к своему долгу, обзывание их «порождающими нищеты» будет делом непорядочным. Так же он Махмуд быстро раскрывший глаза своих товарищей на действительность и доказывающий им, что они являются потомками славных тюркских ванов и их дел. И это, возвращение утерянных ценностей, действительно отрада. Сомневающийся, сеющий панику, свинья - Аль Димашки говорит неправду. Сомнения относительно тюрков, это просто признак того что персы не желают знать и изучать другие языки. Оставление без всякого внимания данной книги равно как запрету языка, так и к способствованию кризиса власти в будущем.»
В общем , «ван» следует понимать как – «царь» , и это тюркское понятие которое было широко распространено от самых восточных окраин Азии , до самых западных земель Европы.

Теперь о «дулу». Этот этноним в форме 'дулат' сейчас известен в родоплеменной структуре казахов . Часть «дулу» которые по тем или иным обстоятельствам не влились в состав казахов , сейчас представлены как телесцы /тулюшцы , а остальные же просто ассимилированы европейцами , славянами ,вошли в состав других тюркских народов.
Само название «дулу» произошло от названия сказочной и легендарной птицы , и несет в себе отпечаток культа поклонения ворону. Это хорошо раскрыто в работе Ю.А. Зуева «Ранние тюрки : очерки истории и идеологии.» . Приведем не большой абзац : « Все царские огузы считали себя потомками мифической птицы Тулу/Дулу в эпосе «Китаби дэдэм Коркуд.».
Золотой (каганский) род древнетюркского династийного племени ашина назывался шар-дулы(«Золотая птица Дули», «Золотой/Красный Ворон».) Из этого рода был принц Куль-Тегин .В налобной части головного убора его скульптурного изваяния в урочище Хушо-Цайдам (Северная Монголия) изображена птица с распростертыми крыльями , похожая на орла. Вряд ли будет ошибкой считать этого орла олицетворением Ворона-Солнце.
Название «кызыл карга» отложилось в тюркской топонимике . После прибытия в Куча (СУАР КНР) экспедиция М.М. Березовского в 1905 г. направилась в местность Кызыл-карга , где ею были обнаружены древние рукописи.»

Подводя итоги можно констатировать что «вандалы» никто иные как «царские Дуло». Они являются одним из хунских племен которые на заре нашей эры откочевали на запад в следствии поражения от коалиции китайцев и уйсуней.
На своей новой родине , в Булгаре , лидером хуннов Баламером была заложена основа Второй Хонской династии , которая в 363-году н.э. сменила во власти Аланскую . Основоположник династии Баламер был личностью незаурядной , он был не только успешным военачальником , дипломатом который сумел объединить весь Идель под своей властью , так же был талантливым поэтом . Некоторые его четверостишья и двухстишья позже были внесены в книгу Махмуда Кашкари в качестве дидактического материала и благодаря этому дошли до наших дней.
Родословная Баламбера восходила к Модэ- шанью , основателю Великого Хунского каганата .
Тут не большое отступление....Думаю многим будет интересно узнать что Модэ/Мете не назывался ни «каганом» , ни «шанью» . Есть хорошие работы архивоведа И.Зианбердина проясняющий этот вопрос , Модэ носил титул «Канглы явлу» / «Канглы ябгу»/ , так что , тут уместнее говорить о «государстве» , чем о «каганате». «Каганатом» он стал с подачи более поздних историков , но ,в принципе , это не существенная ошибка.
С привязкой к Баламиру муссируется еще версия о том , что именно Баламир являет основателем Первого Тюркского каганата. Если это будет обоснованно и доказано ,то нам надо пересмотреть дату выхода Тюрков на историческую арену.
Одним из ярчайших и славных потомков Баламера является всем нам известный Атилла . Один из величайших тюрков , «Бичь божьи» , приводивший в трепет своих врагов одним упоминанием своего имени ,владевший мечем самого Марса и принудивший обе Римские империи к выплате дани .
Если утрировать , Атиллу можно назвать Величайшим Вандалом , и для многих из вас ,наверное , будет интересно узнать что в битве на Каталаунских полях вандалы не сражались против Атиллы , хотя и являлись федератами Римской империи. Каким-то образом их король Гизерих смог уклониться от этой «всеобщей мобилизации» .Все эти недосказанности и тайны проясняются если внимательно читать Иордана . У Иордана мы читаем : «Поняв, что помыслы Аттилы обращены на разорение мира, Гизерих, король вандалов, о котором мы упоминали немного выше, всяческими дарами толкает его на войну с везеготами, опасаясь, как бы Теодорид, король везеготов, не отомстил за оскорбление своей дочери..»
«Тогда Аттила, порождая войны, давно зачатые подкупом Гизериха, отправил послов в Италию к императору Валентиниану, сея таким образом раздор между готами и римлянами, чтобы хоть из внутренней вражды вызвать то, чего не мог он добиться сражением; при этом он уверял, что ничем не нарушает дружбы своей с империей, а вступает в борьбу лишь с Теодоридом, королем везеготов.»
Уяснитете для себя - в первую очередь , тут речь идет о том что дулу Атилла «решал проблемы» вандала/ дулу Гейзериха , который ,возможно, приходился ему родственником , а не о дарах и подкупе. Дары и разного рода «магарычи» в данном контексте дело второстепенное, хотя и не менее важное в культурном и этнографическом плане .
У тюрков умение отблагодарить , красиво преподнести подарок , «сіз –біз» всегда считалось хорошим тоном , можно даже привести пословицу у Кашкари :
«;;ру; ;ашук а;из;а йарамас
;;руг суз ;ула;;а йа;иншимас.»

„Сухая ложка не входит в рот,
А пустые слова не доходят до уха”.
(«Так говорят, советуя кому-либо стремиться к тем, в ком есть потребность». М.Кашкари.)

То что тут Иордан пытается преподнести как подкуп Гейзерихом гуннов , который в оконцовке спровоцировал Каталаунскую битву народов следует понимать так : вандалы решали свои общие проблемы , а дары само- собой разумеющиеся вещи.