Программа развития

Михаил Вильевич Орешкин
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Государственного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Луганский государственный аграрный университет»
на 2017, 2018-2022 годы

Луганск, 2017
(Разработана Орешкиным М.В. в 2017 году).
[В дальнейшем провалена последующим руководством]

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 1. Историческая справка о ГОУ ЛНР «Луганский национальный аграрный университет» 1825 – 2017 2.Характеристика ГОУ ЛНР «Луганский национальный аграрный университет».......5
3. Основные краткосрочные планы развития ГОУ ЛНР ЛНАУ на 2017-2018 годы......9
4. Основные среднесрочные планы развития ГОУ ЛНР ЛНАУ на 2018-2022 годы......10
5. Научная  работа ГОУ ЛНР ЛНАУ  ............................................13

ВВЕДЕНИЕ
Данная программа определяет меры по стабилизации и дальнейшему развитию ГОУ ЛНР «Луганский национальный аграрный университет» (ГОУ ЛНР ЛНАУ) и обеспечению конкурентоспособности университета по отношению  к другим вузам республики и вузам аналогичного профиля, находящимся на Донбассе. В связи с этим:
Целью ГОУ ЛНР ЛНАУ является:
Подготовка высококвалифицированных, гармонично развитых и творческих специалистов и научных кадров для обеспечения устойчивого развития агропромышленного комплекса Луганской Народной Республики, внедрению инноваций в аграрной сфере и дальнейшее формирование и развитие университета как ведущего научно-образовательного комплекса аграрного направления с сохранением традиций старейшего вуза Донбасса.
Задачи  развития ГОУ ЛНР ЛНАУ, определены как:
; реализация модели развития;
; модернизация образовательной системы;
; модернизация системы научных исследований;
; создание и развитие университетского округа аграрного образования региона;
; модернизация информационной деятельности;
; модернизация системы воспитательной работы;
; совершенствование кадровой политики;
; осуществление социальной политики.
Модель развития
Сохранить и упрочить свои позиции на рынке образовательных услуг Университет может лишь при реализации инновационной модели своего развития. Реализация этой модели предполагает:
• развитие университета как высшего учебного заведения исследовательского инновационного типа, деятельность которого ориентирована на опережающие научные исследования, их определяющее влияние на содержание учебного процесса и инновационный подход к обеспечению устойчивого развития Университета;
• приоритетность фундаментального образования, сочетающегося с гибкой адаптацией к динамично меняющимся потребностям государства, общества и личности;
• активную деятельность Университета на республиканском и международном рынках образовательных услуг и научной продукции;
• высокое качество образовательного, научного и обеспечивающих процессов;
• развитие непрерывного и открытого образования с широким использованием дистанционных форм обучения;
• воспитание духа корпоративности;
• формирование современной технологической среды, соответствующей требованиям информационного общества, для обучающихся и работников Университета;
• реализацию эффективной системы управления Университетом на базе принципов менеджмента качества.
Модернизация образовательной системы:
o формирование системы постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в специалистах;
o открытие новых направлений и специальностей, востребованных обществом, корпоративными и индивидуальными потребителями образовательных услуг;
o проведение экономической оценки открывающихся и существующих специальностей;
o формирование системы непрерывного образования с предоставлением полного спектра образовательных услуг различного уровня (рабочие профессии; краткосрочные курсы; бакалавриат, специалитет, магистратура; дополнительное образование; повышение квалификации; переподготовка кадров);
o интеграция учебного процесса с научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях подготовки обучающихся;
o внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий и максимальная адаптация перечня и содержания учебных курсов к требованиям заказчика;
o совершенствование системы содействия трудоустройству выпускников, развитие целевой контрактной подготовки, формирование готовности выпускников к самоопределению в вопросах подбора работы, в том числе открытия собственного дела.
o создание структуры для работы с предприятиями ЛНР и ДНР по формированию портфеля заказов на выпускников Университета;
o совершенствование методов работы по привлечению абитуриентов в условиях осложняющейся демографической ситуации и все возрастающей конкуренции на рынке образовательных услуг.
Модернизация системы научных исследований:
; интеграция с научно-исследовательскими структурами внутри ЛНР и за ее пределами для формирования системы мониторинга спроса на научные разработки со стороны их потенциальных потребителей;
; разработка планов комплексных межкафедральных и межфакультеских исследований;
; поэтапное формирование агротехнопарковой структуры;
; развитие бизнес-инкубатора с целью продвижения и коммерциализации инновационных разработок сотрудников Университета;
; повышение эффективности системы подготовки кадров высшей квалификации.
Создание университетского округа аграрного:
; более полная интеграция в единое образовательное и научно-исследовательское пространство региона;
; совершенствование системы взаимоотношений с сельскими школами для повышения эффективности профориентационной работы с потенциальными абитуриентами;
; восстановление сети представительств;
; реализация на базе представительств программ дополнительного образования, повышения квалификации, переподготовки кадров;
; создание сети стационарных пунктов дистанционного обучения;
; взаимодействие с информационно-консультационными центрами ЛНР;
; формирование сети базовых предприятий Донбасса для создания непрерывной цепочки: образование-наука-производство.
Модернизация информационной деятельности:
; формирование единого информационного пространства Университета посредством развития сетевой инфраструктуры;
; формирование единого информационного фонда Университета и совершенствование системы информационного и библиотечного обслуживания работников Университета и обучающихся и внедрение системы электронного документооборота;
; развитие официального сайта Университета.
Модернизация системы социально-воспитательной работы:
; совершенствование комплексной программы воспитательной работы в Университете: духовно-нравственное, патриотическое, эстетическое, экологическое воспитание; пропаганда здорового образа жизни, психологическая поддержка;
; развитие системы студенческого самоуправления;
; активизация кураторской работы;
; развитие музея истории Университета;
; активизация движения студенческих трудовых отрядов;
; осуществление программы поддержки детей из малообеспеченных семей, сирот, студентов, оставшихся без попечения родителей;
; совершенствование системы материального и морального стимулирования студентов.
Совершенствование кадровой политики:
; разработка планов ротации кадров и формирование резерва кадров на должности деканов и заведующих кафедрами;
; совершенствование системы управления Университетом и оптимизация численности работников;
; разработка предложений по закреплению высококвалифицированных и перспективных научных и педагогических работников.
Осуществление социальной политики:
o обеспечение достойных условий работы и совершенствование системы оплаты труда и материального стимулирования всех категорий работников Университета;
o поддержка ветеранов Университета.
1. Историческая справка о ГОУ ЛНР «Луганский национальный аграрный университет» 1825 – 2017 годы
Государственное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Луганский национальный аграрный университет» (именуемое в дальнейшем – Университет) – многопрофильная бюджетная образовательная организация государственной формы собственности, четвертого уровня аккредитации, которое осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением высшего профессионального образования и квалификации широкого спектра аграрных, естественных, технических, экономических и других направлений науки, техники, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования, является ведущим научно-методическим центром, имеет развитую инфраструктуру учебных, научных и научно-производственных подразделений, соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения, способствует распространению научных знаний, осуществляет культурно-просветительскую деятельность.
ГОУ ЛНР ЛНАУ берет свое начало от утверждения 11 апреля 1825 года Государственным Комитетом Министров Российской империи Предложения Министерства финансов Российской империи «Об учреждении образцовых ферм для разведения торговых растений и улучшения хлебопашества и сельского домоводства».
По инициативе Министерства Государственного имущества в 1840 году Луганская образцовая ферма была преобразована в Екатеринославскую учебную казенную ферму для губерний Новороссийского края с включением территорий: Херсонской, Екатеринослаской, Таврийской губерний, земель войска Донского и Кавказа.
20 апреля 1920 года Донецкий губернский отдел народного образования на базе Екатеринославской учебной казенной фермы образовал Луганский сельскохозяйственный техникум пахоты имени К.А.Тимирязева, в 1928 году Луганский сельскохозяйственный техникум пахоты преобразован в институт пахоты.
В 1930 году Луганский институт пахоты преобразован в Луганский институт овощеводства, в 1936 г. Луганский институт овощеводства преобразован в Ворошиловградский институт плодоовощеводства и в этом же 1936 году реорганизован в Ворошиловградский сельскохозяйственный институт, который в 1946 году отнесен к ведению Министерства высшего образования СССР.
В 1951 году институт переименован в Ворошиловградский сельскохозяйственный институт и передан в ведение Министерства сельского хозяйства УССР, в 1958 году переименован в Луганский сельскохозяйственный институт Министерства сельского хозяйства УССР.
 В 1970 году вуз переименован в Ворошиловградский сельскохозяйственный институт Министерства сельского хозяйства УССР, в 1990 году переименован в Луганский сельскохозяйственный институт Министерства сельского хозяйства УССР, 27 ноября 1998 года Постановлением Кабинета Министров Украины № 1880 на базе Ворошиловградского сельскохозяйственного института Министерства сельского хозяйства Украины создан Луганский государственный аграрный университет, 26 февраля 2002 года Президент Украины издал Указ «О присвоении Луганскому государственному аграрному университету статуса национального».
После вооружённого переворота, который состоялся в г. Киеве с нарушением Конституции Украины, 20 октября 2014 года приказами Министерства аграрной политики и продовольствия Украины № 408 и 409 установлено, что до завершения вооруженного конфликта на территории Луганской области, Луганский национальный аграрный университет будет проводить свою образовательную деятельность на базе Харьковского национального технического университета сельского хозяйства имени Петра Василенко.
Однако учебно-методическая, научная база и профессорско-преподавательский состав остались на территории г.Луганска (ЛНР). Базируясь  на этой базе в 2015 году был создан ГОУ ЛНР «Луганский национальный аграрный университет» (ГОУ ЛНР ЛНАУ), который не является правопреемником ранее существующего вуза, выехавшего в Харьков.
2.Характеристика ГОУ ЛНР «Луганский национальный аграрный университет»
Площадь, которую занимает ГОУ ЛНР ЛНАУ, равняется 103,79 га. Далее данные представлены в таблице 1:
Таблица 1 - Земли ГОУ ЛНР ЛНАУ без учхоза - по данным Веселотарасовского сельского совета (площади в га)
С.-Х. угодья Лесополосы Кустарники Дороги Под застрой-кой Прочие земли Кроме того посторонние землепользователи* Всего в границах плана
1 2 3 4 5 6 7 8
34,9 0,4 5,4 0,4 62,5 0,19 1,53* 105,32
*Площадь, занятая сторонними землепользователями в площадь, которую занимает ГОУ ЛНР ЛНАУ не входят.
Функционирующие факультеты вуза: агрономический – создан в 1921 году (6 кафедр), экономический – создан в 1959 году (9 кафедр), инженерный – создан в 1966 году (4 кафедр), биолого-технологический факультет – создан в 1970 году (4 кафедр), строительный – создан в 1974 году (4 кафедр), ветеринарной медицины – создан в 2000 году  (6 кафедр), пищевых технологий – создан в 2000 году (5 кафедр), общеуниверситетские кафедры: военная кафедра, физвоспитания, философии науки и техники, физико-математических дисциплин (4 кафедры); всего – 42 кафедры.
Штатная численность работников. По состоянию на 27 июля 2017 года штатная численность работников составляет 1062, фактическая численность сотрудников университета – 907 человек; фактическое количество занятых ставок – 956. Преподавателей – 337, из них докторов наук – 23, кандидатов наук – 154, преподавателей без степени – 160 человек.
Студенты. Студентов дневного обучения на бюджете 978 + 822 заочного обучения, т.е. в сумме 1800 студентов на бюджете. На контракте дневного обучения без оплаты 218 студентов и на заочном обучении 3889 студентов.
Общежития. Места для проживания в общежитиях: № 1 – 220 человек (2234,4  кв.м.), №2 – 260 человек (3701,0 кв.м.), №3 – 242 человек (2038,3 кв.м.), №4 – 236 человек (2044,6 кв.м.), №5 – 266 человек (2149,4 кв.м.), №6 – 527 человек (6415,6 кв.м.), №7 – 420 человек (6355,6 кв.м.), №8 – 91 человек (приводится  общая площадь). Состояние общежитий – удовлетворительное, кроме девятиэтажных общежития №6 и №7, пострадавшие во время боевых действий 2014 года и находящихся неудовлетворительным состоянии не пригодном для проживания. Для чего необходимо отремонтировать крыши, ливневые канализации внутри зданий, канализацию, электропроводку, заменить окна, двери и отремонтировать все помещения, в том числе жилые.
Площади построек университета (общая площадь): главный учебный корпус университета 19451,0 м2, корпус агрономического факультета – 4442,3 м2, учебный корпус физического воспитания – 1779,5 м2, строительный факультет – корпус 1 – 4277,5 м2, корпус 2 – 2656,7 м2, корпус 3 – 2597,1 м2, инженерный факультет – 2990,5 м2, его же лабораторный корпус 1 – 1784,0 м2, его же корпус 2 -1373,4 м2, корпус ветеринарного и зоотехнического факультетов – 8548,2 м2, пищевых технологий – 3169,8 м2, столовая – 1785,3 м2,  хозяйственный блок – 105,5 м2, корпус хозяйственного назначения – 835,6 м2, блоки общего предназначения 5 зданий общей площадью 1332,5 м2, мастерские 4 здания – 2973 м2, гаражи 2 здания – 1041,1 м2, ангары: 4 постройки – общей площадью 1714,2 м2, детский садик -  1620,1 м2, прочие здания (хозяйственные постройки) 5  построек – 572,2 м2.
Образовательный процесс в университете регламентируется учебным годом (курсом), который включает время теоретического обучения, практик, итогового контроля, каникул.
Учебный год длится 12 месяцев, начинается 1 сентября, если иное не предусмотрено приказом по Университету. Для студентов учебный год состоит из учебных дней, дней проведения практик, итогового контроля, государственной аттестации, экзаменационных сессий, выходных, праздничных и каникулярных дней. Промежуточная аттестация, практика, государственная итоговая аттестация весеннего семестра завершается не позднее 30 июня.
Учебный год для очной формы обучения делится на два семестра освоения образовательной программы. По заочной форме обучения устанавливаются не менее двух сессий на учебный год. Межсессионная работа для студентов этой формы обучения организуется в соответствии с логикой учебного процесса.
В учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее 8 недель (за исключением выпускного курса), в том числе не менее 2-х недель в зимний период. Начало и окончание учебы студента на определенном курсе оформляется соответствующим приказом (приказ о зачисление, о переводе на старшие курсы, о выпуске и др.).
Формы организации учебного процесса в Университете:
- аудиторные занятия;
 - консультации;
- самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов;
 - практика;
 - контрольные мероприятия.
Формами обучения в Университете являются: очная, заочная, экстернат.
Подготовка студентов проводится на семи факультетах: агрономическом, биолого-технологическом, инженерном, строительном, экономическом, факультете ветеринарной медицины и факультете пищевых технологий.
На  кафедрах осуществляется подготовка высококвалифицированных кадров для аграрного сектора по 29  направлениям и специальностям.
В частности по бакалавриату (12 специальностей): 38.03.05 бизнес-информатика; 38.03.01 экономика; 38.03.02 менеджмент; 05.03.06 экология и природопользование; 19.03.03 продукты питания животного происхождения; 08.03.01 строительство; 21.03.02 землеустройство и кадастры; 35.03.04 агрономия; 36.03.02 зоотехния; 35.03.01 лесное дело; 35.03.06 агроинженерия; 36.03.01 ветеринарно-санитарная экспертиза;
по специалитету (4 специальности): 08.05.01 строительство уникальных зданий и сооружений; 08.05.02 строительство, эксплуатация, восстановление и техническое покрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей; 36.05.01 ветеринария; 38.05.01 экономическая безопасность;
по магистратуре (13 направлений): 38.04.05 бизнес-информатика; 38.04.01 экономика; 38.04.02 менеджмент;05.04.06 экология и природопользование; 19.04.03 продукты питания животного происхождения; 08.04.01 строительство; 21.04.02 землеустройство и кадастры; 35.04.04 агрономия; 36.04.02 зоотехния; 35.04.01 лесное дело; 35.04.06 агроинженерия; 36.04.01 ветеринарно-санитарная экспертиза; 27.04.01 стандартизация и сертификация.
Контингент студентов составляет 5907 человек (1196 – дневная форма обучения и 4711 – заочная форма). Кроме этого в качестве структурных подразделений в состав ГОУ ЛНР ЛНАУ входят ОСП Славяносербский техникум ЛНАУ и ОСП Политехнический колледж ЛНАУ с общим контингентом 649 человек.
В университете ведется подготовка кадров высшей квалификации по 9-ти направлениям (аспирантура) по таким специальностям: 05.05.11 машины и средства механизации сельскохозяйственного производства; 05.23.05 строительные материалы и изделия; 06.01.09 растениеводство; 06.02.04 технология производства продуктов животноводства; 08.00.04 экономика и управление предприятиями (по видам экономической деятельности); 09.00.04 философская антропологии, философия культуры; 09.00.14 богословие; 16.00.03 ветеринарная микробиология, эпизоотология, инфекционные болезни и иммунология; 16.00.05 ветеринарная хирургия.
При этом интерес у абитуриентов вызывают практически все направления и специальности подготовки в Университете. Однако повышенным спросом пользуются экономические программы подготовки и ветеринария.
Наполняемость групп. Согласно «Порядка организации учебного процесса, проведения промежуточной аттестации и отчисления обучающихся в ГОУ ЛНР «Луганский национальный аграрный университет» наполняемость академических групп (в том числе и на заочной форме обучения) не превышает 25 человек. Численность лекционного потока не более 75 человек
В Университете был проведен анализ потребности АПК ЛНР в выпускниках (кафедра экономики предприятий и управления трудовыми ресурсами), который был передан в Министерство сельского хозяйства и продовольствия ЛНР для составления контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки.
Согласно разработанного в июне 2017 года «Положения о планировании и учете рабочего времени педагогических и научно-педагогических работников в ГОУ ЛНР «Луганский национальный аграрный университет» педагогическая нагрузка не превышает 750 часов на год, при этом среднемесячная нагрузка на преподавателя составит в педелах 75 часов.
Мониторинг. Для решения вопросов трудоустройства выпускников и мониторинга направлений и специальностей подготовки, востребованных в настоящее время в АПК ЛНР, в Университете создано подразделение по трудоустройству, которое помимо всего прочего анализирует данные о трудоустройстве и дальнейшей работе выпускников ГОУ ЛНР ЛНАУ. В 2016 году было трудоустроено по специальности 373 выпускника. С целью трудоустройства в Университете регулярно проводится «Ярмарка вакансий».
Специфика территорий Луганской Народной Республики заключается в том, что агропромышленный комплекс должен удовлетворить своей продукцией высоко урбанизированный регион Донбасса. Что может найти своё разрешение через создание новых специальностей синтетического типа, как то «фермер универсал».
Дистанционное образование. В ГОУ ЛНР ЛНАУ широко используются современные методики, связанные с дистанционной формой обучения. Результатом должно явиться дистанционное обучение не менее чем 300 студентов (в том числе и с территорий, находящихся под временным контролем Украины) по всем специальностям бакалавриата.
ГОУ ЛНР ЛНАУ имеет опыт эффективной работы с использованием дистанционных образовательных технологий по выполнению совместных образовательных программ с вузами Российской Федерации, когда практически 100% студентов стационарной формы обучения ГОУ ЛНР ЛНАУ получают дипломы вузов России (в частности с Воронежским ГАУ им. Петра I, Донским ГАУ, Донским ГТУ).
Обучение и воспитание в университете проходит на русском языке. Отдельные программы по решению ученого совета Университета могут частично или полностью реализовываться на иностранных языках.
Проживание студентов. Студенты стационарной формы обучения проживают в общежитиях бесплатно.
Студенты стационарной формы обучения обучаются бесплатно. Студенты заочной формы обучения оплачивают обучение один раз в год перед сессией при этом сумма обучения колеблется (за год) от 5 до 14 тыс. рос. руб. по специальностям.

3. Основные краткосрочные планы развития ГОУ ЛНР ЛНАУ
на 2017-2018 годы
Сохранить достигнутое и приумножить его – главная задача на ближайший учебный год. Набор студентов на первый курс после окончания школы, на третий курс после техникумов, на первый курс магистратуры в совокупности превысил в 2 (два) раза показатели прошлого года.
Наиболее важными на текущую перспективу являются следующие действия -  (таблица 2).
Таблица  2  - Действия университета на ближайшую перспективу
Что планируется Методы достижения
Учебная и научная работа (главное на текущий момент)
Набор студентов на заочное обучение По факту начат. (Особенность заключается в том, что традиционно аграрный вузы начинают набор абитуриентов на заочное обучение с сентября-октября текущего года в виду специфики сельскохозяйственных работ)
Увеличить в 2018 году приём на первый курс всех специальностей очного обучения до 1200-1400 человек и до 2000 на все специальности заочного обучения. Достигается увеличением набора с помощью круглогодичной рекламы по радио, телевидению, в печати, на рекламных щитах и с помощью адресной коллективной и индивидуальной работы, в том числе с помощью проводимых каждые три недели функциональных дней открытых дверей.
Открыть на базе Абхазского государственного университета консультационный пункт по обучению  студентов по зоотехнии, ветеринарии, переработке сельхозпродукции (мясо и молоко), строительству, экономике сельского хозяйства. (Данные специальности в Абхазии отсутствуют, но потребность в них  имеется). Заключён договор с Абхазским государственным университетом. Конец сентября - начало октября 2017 года командировка сотрудников ГОУ ЛНР ЛНАУ для заключения договора на открытие консультационного пункта и заключение хоздоговоров с местными предприятиями. (Договоренность об этом имеется).
Компьютеризация университета и развитие цифровых технологий в процессе обучения и научных исследований. За счёт собственных средств и бюджета.
Открыть в рамках вуза два малых НИИ: а) НИИ ГИС технологий; б) НИИ радиологии; А) вся документация разработана;
Б) есть необходимая аппаратура и приборы.
Открытие ряда новых специальностей, в том числе: а) техносферная безопасность, б) оператор БПЛА (аналогичную специальность открыть и  по кафедре военной подготовки). А) документация разработана на 80%;
Б) документация разработана на 80%
Провести оптимизацию научных исследований на факультетах через выявления аналогичных исследовательских структурных единиц. Аудит лабораторий намечен на октябрь-ноябрь 2017 года.
Углубить процессы взаимодействия и интеграции учебных процессов с:
1) Воронежским государственным аграрным университетом имени Петра I (г.Воронеж), 2) Донским государственным аграрным университетом (п.Персиановский), 3) Российским государственным аграрным университетом – МСХА  имени К.А. Тимирязева (г.Москва). С Воронежским ГАУ – продолжать ранее достигнутые договорённости; с Донским ГАУ – перезаключить договор через МСХ РФ и Ростовской области; с Российским государственным аграрным университетом – МСХА  имени К.А. Тимирязева –договорённость, подтверждённая со стороны вуза о заключении договора в сентябре-октябре 2017 года о сотрудничестве.
Открытие 2-3 советов по защите кандидатских и докторских диссертаций Кадровая подготовка и переговоры с Российскими вузами о вхождении российских докторов наук в наши советы по защите диссертаций.  Ограничивающий фактор – начало работы ВАК ЛНР.
Открытие профильного лицея, учащиеся которого затем становятся студентами ГОУ ЛНР ЛНАУ. (Специфика лицея – углубленное изучение естественных и технических дисциплин, обучение детей из неполных семей, малоимущих семей и детей оставшихся без родителей). Разработана концепция лицея, часть документации разработана, продолжается работа над учебной документацией, найдена кандидатура в директора лицея. Возможный срок открытия – следующий учебный год.
Хозяйственная работа (главное на текущий момент)
Завершение ремонта котельной. 90% готовности. Завершение октябрь 2017 года.
Ремонт теплотрасс. 90% готовности. Завершение октябрь 2017 года.
Ремонт крыши главного корпуса. Из собственных средств и бюджетное финансирование. Октябрь 2017 года.
Ремонт 2-х девятиэтажных общежитий №№6 и 7. Бюджетное финансирование. Сроки не определены.

4. Основные среднесрочные планы развития ГОУ ЛНР ЛНАУ
на 2018-2022 годы
В настоящее время Государственное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Луганский национальный аграрный университет» (ГОУ ЛНР ЛНАУ) является единственным выпускающим бакалавров, специалистов и магистров профильным университетом в Донбасском регионе, а так же ведущим подготовку аспирантов, т.е. вуз является реально функционирующим, готовящим кадры для аграрного сектора экономики. Наша фора составляет 2-5 лет по сравнению с Макеевской аграрной академией в ДНР.
Считаем, что нам необходимо создать за пятилетний период (2018-2022 гг.) на базе ГОУ ЛНР ЛНАУ ведущий аграрный академический комплекс Луганской Народной Республики, удовлетворяющий требованиям современного инновационного университета, как центр кадрового и научно-технического сопровождения модернизации аграрного сектора нашей республики.  С этой целью мы расширяем наши международные связи – таблица 3.

Таблица   3 – Международные контакты ГОУ ЛНР ЛНАУ
Мероприятие Где решается
- совместного проведения научных исследований с коллективами ведущих зарубежных университетов и организаций; Воронежский ГАУ, Донской ГАУ, ФГБНУ ВНИИЗК им. И.Г. Калиненко (Зерноград),, Абхазский ГУ, Российский государственный аграрный университет – МСХА  имени К.А. Тимирязева
- организацию стажировок и повышения квалификации сотрудников ГОУ ЛНР ЛНАУ в родственных зарубежных университетах; Воронежский ГАУ, Донской ГАУ, ФГБНУ ВНИИЗК им. И.Г. Калиненко (Зерноград), Абхазский ГУ, Российский государственный аграрный университет – МСХА  имени К.А. Тимирязева
- обмена студентами для проведения различных практик, совместных научных конференций и семинаров, лекционными курсами; Воронежский ГАУ, Донской ГАУ, ФГБНУ ВНИИЗК им. И.Г. Калиненко (Зерноград), Российский государственный аграрный университет – МСХА  имени К.А. Тимирязева, Абхазский государственный университет.
- активизацию работы по привлечению иностранных студентов и аспирантов для обучения в ГОУ ЛНР ЛНАУ, в первую очередь дистанционно; Республика Абхазия, Абхазский государственный университет.
- организацию совместно с ведущими иностранными фирмами центров по обучению аграриев работе на современном оборудовании, с программными продуктами и т.п. Воронежский ГАУ, Донской ГАУ, ФГБНУ ВНИИЗК им. И.Г. Калиненко (Зерноград), Российский государственный аграрный университет – МСХА  имени К.А. Тимирязева, Абхазский государственный университет.

Выполнение данных мероприятий позволит  вывести ГОУ ЛНР ЛНАУ на позиции ведущего инновационного аграрного академического комплекса Луганской Народной Республики.
Рассмотрим теперь прагматические цели развития университета на 2018-2022 годы, учитывая, что 2018, а порой и 2019 год – это годы подготовки и накопления количественных характеристик, долженствующих начать качественный переход в начале 2019 годов (таблица 4):
Таблица 4 - Цели развития 2018-2022 годы
№ Цель 2018 2019 2020 2021 2022
1. Формирование к 2022 г. сети базовых хозяйств (до 4-8 хозяйств разной формы собственности) Подготовительный период 2 4 6 8
2. Довести к 2022 г. ежегодное количество патентов на полезные образцы и изобретения до 30. Подготовительный период 5 10 20 30
3. Сертификация системы менеджмента качества (СМК)  и постоянная ее поддержка в актуальном состоянии Подготовительный период Подготовительный период Внедрение Под-держа-ние Под-держа-ние
4. Разработка электронных курсов в системе дистанционного обучения к 2022 г. не менее 100% от читаемых дисциплин. 20% 40% 60% 80% 100%
5. Разработка электронных учебно-методических комплексов к 2020 г. для 100% дисциплин 20% 40% 60% 80% 100%
6. Внедрение кредитно-модульной системы по всем (100%) образовательным программам Подготовительный период 30% 60% 90% 100%
7. Оптимизация системы трудоустройства и доведение ее эффективности до 80% Подготовительный период 50% 70% 75% 80%
8. Формирование специализированных групп студентов для подготовки в соответствии с требованиями работодателя. К 2022 г. до 10 групп. 2 4 6 8 10
9. Целевой заказ на подготовку специалистов по  к 2022 г. должен составить не менее 60% Подготовительный период 20% 40% 50% 60%
10. Введение ежегодной комплексной рейтинговой оценки деятельности преподавателей, кафедр, факультетов  и научных школ Подготовительный период Внедрение Использование Использование Использование
11. Увеличение доли поступления внебюджетных средств от научной деятельности в бюджет университета до 50% 5% 10% 20% 30% 50%
12. Создание Технополиса ЛНАУ Подготовительный период Подготовительный период Создание Создан
13. Формирование  новых научных школ. 1 2 2 3 4
14. Довести число действующих диссертационных советов до 3 (количество ежегодных защит в советах не менее 6) Подготовительный период 1 2 3
15. Эффективность аспирантуры не менее 50% Подготовительный период 20% 25% 35% 50%
16. Создание экспоцентра и 5 научно-производственных центров и бизнес-инкубаторов Подготовительный период Подготовительный период 2 3 5
17. Увеличить количество базовых школ ЛНАУ в ЛНР до25 5 10 15 20 25
18. Увеличить количество заключенных договоров о сотрудничестве с зарубежными вузами до 15. 5 7 9 12 15
19. Академическая мобильность студентов до 500 человек в год 100 200 300 400 500
20. Языковая подготовка студентов и преподавателей: до 30% свободно владеющих иностранным языком 2% 5% 10% 20% 30%
21. Оборудование 20 аудиторий  презентационными комплексами 5 8 10 15 20
22. Объединение всех корпусов и общежитий оптоволоконными магистралями к 2022 г. Подгото-вительный период 40% 70% 85% 100%
23. Внедрение автоматизированного библиотечного обслуживания во всех абонементах Научной библиотеки к 2022 г. Подгото-вительный период Испол-нение
24. Создание сетевой инфраструктуры во всех общежитиях к 2022 г. 20% 60% 100%
25. Публикация всех внутривузовских изданий в электронной библиотеке Университета с 2019 г. + + + + +
26. Создание портала Университета с системой электронного документооборота  к 2022  г. + + + + +
27. Увеличить количество постоянно действующих (включая выходные дни) компьютерных мест для самостоятельной работы студентов до 200 25 50 100 150 200
28. Реализация программы к 2022 г. по повышению качества всех внутривузовских изданий + + + + +
29. Увеличение количества компьютеров до соотношения 1 к 5 по приведенному контингенту к 2022 г. Подготовительный период Подготовительный период 1 к 6 1 к 5.5 1 к 5
30. Реализация программы развития единого музея ГОУ ЛНР ЛНАУ + + + + +
31. Вовлечение в  молодежный центр и в спортивный клуб студентов Подготовительный период Подготовительный период 60% 80% 100%
32. Создание 3 стройотрядов к 2022 г. + + + + +


5. Научная  работа ГОУ ЛНР ЛНАУ 
Без науки нет университета. Университет – это центр региональной научной деятельности.
Ныне научно-исследовательская работа в университете проводится по 53 научным темам, из них 2 по хоздоговорным тематикам. Хоздоговорная тематика выполняется на базе 2 научно-производственных лабораторий университета: лаборатории «Ремонта и обкатки автотранспортных двигателей» и лаборатории «Биоудобрений», которая наращивает объемы производства биогумуса, ЭМ-компоста (эффективные микроорганизмы), бактериальной вытяжки и гидропонного корма. Общий объем выполненных работ составил 750 тыс. рублей.
Несмотря на дефицит финансирования научных исследований (реактивов, современного оборудования и пр.) в университете активно ведутся научные исследования по самым актуальным направлениям, которые параллельно развиваются в ведущих научных центрах мира, в том числе: University of Cambridge, University of California technology, Московский государственный университет, Department of Genetics and Developmental Biology, Monash University, Clayton, Melbourne и др.
В университете регулярно проводятся научные конференции и научно-практические семинары, в том числе Международного значения (например, с этой целью нас посетила профессор из Парижа). Исследования наших учёных публикуются в ведущих научных изданиях мира, в том числе входящих систему: SCOPUS, AGRIS, РИНЦ и др. и применяются при разработке Научно-практических рекомендаций для сельскохозяйственных предприятий Луганской Народной Республики и Донецкой Народной Республики.
На базе ГОУ ЛНР ЛНАУ созданы и активно развиваются научные школы, по фундаментальным и прикладным научным направлениям (табл. 5).

Таблица 5 - Научные школы  ГОУ ЛНР ЛНАУ

Подразделение  университета Основатели
научной школы Научное направление
Агрономический факультет д.б.н., проф. И.Д. Соколов Биология развития  растений; математическая биология;
генетика  растений;
динамика климатических факторов и урожайности
д.б.н., проф. И.В.Кирпичёв Биология развития контрактильных корней
к.б.н., доцент В.Е.Харченко Биология развития соцветий 
к.б.н., доцент С.Ю.Наумов Биология развития листьев 
Агроинжинерный д.т.н., В.П. Ермак Повышение эффективности  сепарации семян  сельскохозяйственных  культур
к.т.н., А.Н. Брюховецкий Научные основы энергосбережения при эксплуатации энергосиловых установок в агробиотехноценозах
Биолого-технологический д.б.н., проф. Г.Д. Кацы Разработка системных методов исследования биологии животных
д.с-х. н., проф. В.С. Линник Разработка технологических основ повышения продуктивности животных в регионе Донбасса
Ветеринарной медицины д.б.н., проф. О.П.Тимошенко Современные биотехнологии лечения внутренних болезней с.-х. животных
д.в.н, проф. В.Й. Издепский Инновационные методы хирургии сельскохозяйственных и домашних животных
Экономический к.э. н., проф., Богачев В. И. Организационно педагогическая, методическая и научная направленность высшей и средней школы
д.э. н., проф. В. Н.Гончаров Адаптация предприятий к инновационным направлениям
д.э. н., проф. И. П.Житная Финансы  и денежное обращение
Общеуниверситетская кафедра философии д.филос.н., проф.
 С.А. Титаренко История русской философии и  теологии  (философия хозяйства С. Булгакова, философия права И. Ильна, философия свободы Н. Бердяева, теология культуры Вл. Соловьёва)
В перспективе, предусмотрено формирование научных школ: «Техносферная безопасность» - д.с.х.н., с.н.с., проф. М.В. Орешкин; «Машины и средства для сепарации в сельскохозяйственном производстве» - д.т.н., проф. В.Е.Зубков; «Проблемы финансовой безопасности» - д.э.н., проф. В.Ю. Ильин.
Научно-исследовательская работа в университете выполняется на базе учебно-научных лабораторий и научно-производственных лабораторий (центров).
В учебно-научных лабораториях результаты исследований используются в учебном процессе при подготовке специалистов высшей квалификации: магистров и аспирантов. Учебно-научные лаборатории входят в состав кафедр соответствующих факультетов.
Таблица 6 – Учебно-научные лаборатории ГОУ ЛНР ЛНАУ
На агрономическом факультете:
Учебно-научная  лаборатория светокультуры растений при кафедре биологии растений аудитория А-322 руководитель лаборатории: проф. д.б.н., Соколов И.Д
Учебно-научная биохимическая лаборатория при кафедре почвоведения и агрохимии аудитории А-217, А-218, А-315 руководитель лаборатории: доцент, к.с-х.н. Денисенко А.И.
На строительном факультете:
Учебно-научная лаборатория по разработке магнитных компенсирующих устройств при кафедре сопротивления материалов и теоретической механики аудитория 3С-402 руководитель лаборатории: доцент, к.т.н. Несвит В.Д.
Учебно-научная лаборатория послеуборочной переработки зерна при кафедре сопротивления материалов и теоретической механики аудитория 1С-101 руководитель лаборатории: доцент, к.т.н. Чекановкин А.А.
На факультете ветеринарной медицины:
Учебно-научная лаборатория морфологической диагностики при кафедре анатомии и ветеринарного акушерства в аудиториях В-114, В-518а руководитель лаборатории: ассистент Ракитин А.М.
Учебно-научная лаборатория таксидермии при кафедре анатомии и ветеринарного акушерства в аудиториях В-113, В-115 руководитель лаборатории: учебный мастер Бураков В.И.
Учебно-научная лаборатория факторных инфекций при кафедре заразных болезней, патологической анатомии и судебной ветеринарии аудитория В-613 руководитель лаборатории: доцент, к.в.н. Руденко А.Ф.
Учебно-научная лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы при кафедре качества и безопасности продукции АПК аудитория В-517 руководитель лаборатории: доцент, к.в.н. Коновалова О.В.
Учебно-научная лаборатория обеспечения качества и безопасности продукции АПК при кафедре качества и безопасности продукции АПК аудитория В-606 руководитель лаборатории: доцент, к.в.н. Зайцева А.А.
Учебно-научная лаборатория хирургических болезней животных при кафедре хирургии и болезней мелких животных аудитория К-102 руководитель лаборатории: ассистент Стужук Д.А.
Учебно-научная лаборатория клинической биохимии при кафедре внутренних болезней животных аудитория В-519 руководитель лаборатории: ассистент Старицкий А.Ю.
Учебно-научная лаборатория функциональной физиологии и гистологии при кафедре физиологии и микробиологии аудитория В-617 руководитель лаборатории: ассистент Енин А.В.
На факультете механизации сельскохозяйственного производства:
Учебно-научная лаборатория  «Исследователь» при кафедре эксплуатации машинно-тракторного парка аудитория 31П, руководитель лаборатории: доцент к.т.н. Колесников В.А.
На биолого-технологическом факультете:
Учебно-научная лаборатория экстракорпорального оплодотворения и культивирования эмбрионов in vitro при кафедре биологии животных в аудиториях В-601, В-602 руководитель лаборатории: доцент к.б.н. Кретов А.А.
Учебно-научная лаборатория экспериментальной биологии при кафедре биологии животных аудитория В-317 руководитель лаборатории: доцент, кб.н. Гарская Н.А.
Учебно-научная лаборатория генетических методов исследований в селекции животных при кафедре биологии животных аудитория В-618 руководитель лаборатории: доцент, к.с.-х.н. Губарев А.А.
Учебно-научная лаборатория оценки продукции птицеводства и мелкого животноводства при кафедре технологии производства и переработки продукции животноводства аудитория В-208 руководитель лаборатории: ассистент Сметанкина В.Г.
На факультете пищевых технологий:
Учебно-научная лаборатория технологии мяса и мясопродуктов при кафедре технологии мяса и мясопродуктов в аудиториях Т-306, Т-307 руководитель лаборатории: доцент, к.с.-х.н.  Рогова Н.В.;
Учебно-научная лаборатория инкрустации семян растений при кафедре химии аудитория Г-425 руководитель лаборатории: доцент, к.х.н.  Пилавов Ш.Г.

В научно-производственных лабораториях и центрах результаты научных исследовании апробируются и внедряются в производство, что позволяет этим подразделениям производить сельскохозяйственную продукцию и оказывать услуги.
В университете функционируют следующие научно-производственные подразделения:
Таблица 7 – Научно-производственные подразделения ГОУ ЛНР ЛНАУ
Научно-производственная лаборатория ремонта и ускоренной обкатки автотракторных двигателей расположена на базе производственных помещений учебного парка ЛНАУ № 19, 20, 32 и 33 руководитель лаборатории доцент, к.т.н. Изюмский В.А.
Научно-производственная лаборатория биоудобрений расположена в аудиториях А-217, А-218, А-315 и помещений УНПАК ЛНАУ «Колос» руководитель лаборатории Пацюк А.Н.
Учебно-научно-производственный центр пчеловодства расположен на базе аудитории В-217 и пасеки УНПАК ЛНАУ «Колос», руководитель лаборатории старший преподаватель Папченко А.В.
Научно-производственная лаборатория адаптивных технологий зерновых культур и подсолнечника расположена на базе аудитории А-204а и опытного поля УНПАК ЛНАУ «Колос руководитель лаборатории доцент, к.с-х.н. Барановский А.В.
Научно-производственная лаборатория селекции и первичного семеноводства расположена на базе аудитории А-209 и опытного поля УНПАК ЛНАУ «Колос» руководитель лаборатории доцент, к.с-х.н. Гелюх В.Н.
Научно-производственная лаборатория технологии и селекции озимой расположена на базе аудитории А-114 и опытного поля УНПАК ЛНАУ «Колос» руководитель лаборатории доцент, к.с-х.н. Савкин Н.Л.
Научно-производственная лаборатория грибоводства расположена в аудиториях строительного корпуса и учебного парка ЛНАУ руководитель лаборатории Малич А.Т.
За период с 2013 по 2017 годы учеными университета проводились, апробировались и велась подготовка к внедрению результатов научных исследований по следующим направлениям: Агрономия (14 тем), Зоотехния (10 тем), Ветеринарная медицина (7 тем), Переработка продукции животноводства (2 темы), Реконструкция помещений и оборудования (5 тем), Механизация сельского хозяйства (4 темы), Экономика сельского хозяйства (11 тем).
В перспективе научно-исследовательская и научно-производственная деятельность в Луганском национальном аграрном университете может быть направлена на создание следующих научных подразделений университета:
• научно-исследовательского центра селекции и семеноводства;
• научно-исследовательского института оценки почвенных ресурсов Луганской Народной Республики
• научно-исследовательский центра биотехнологий в животноводстве;
• научно-исследовательского института геоинформационных технологий;
• научно-исследовательского института социально-экономической безопасности.
Основной целью создания указанных научно-производственных подразделений является сочетание между собой научных исследований с обучением высококвалифицированных специалистов и производством сельскохозяйственной продукции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализация программы развития ГОУ ЛНР ЛНАУ, которая направлена на оптимизацию основной деятельности вуза позволит:
1) создать кластер аграрного образования в ЛНР;
2) обеспечит повышение качества образовательных услуг;
3) использовать современные технологии обучения;
4) сертифицировать систему менеджмента качества;
5) сформировать научно-методическую базу для обеспечения инновационного развития агропромышленного комплекса на основе последних достижений науки и техники;
6) сделать университет привлекательным для абитуриентов, студентов и аспирантов;
7) улучшить условия проживания и организации досуга студентов, аспирантов, научно-педагогического состава и сотрудников университета;
8) достичь уровня пороговых значений критериев эффективности вузов.