Цирк на сцене

Вадим Басов
Когда мне не весело, то для быстрого излечения от этого недуга, я срочно вспоминаю смешные или просто весёлые моменты своей жизни… Иногда кому-нибудь рассказываю, а жена просит записать, чтоб не потерялись детали…
На этот раз вспомнил, как однажды довелось мне в приехавшем в Саратовскую область Московском цирке на сцене поработать вместо убывшего на экзамены контрабасиста. (Московский цирк на сцене – это выступление артистов цирковых и оригинальных жанров на сценах клубов… цирковая трупа давала выездные преставления для жителей малых городов и поселков Центрального региона России). 
До сих пор, вспомню – улыбнусь… 
В 70-е годы это было. Профессия циркача довольно экстремальна и опасна… так я изнутри этого цирка увидел ситуацию.
Профессиональная эквилибристка Елена, покоритель больших цирковых пространственных высот, например, однажды упала с высоты и теперь ее боялась. Ну а у клубных сцен потолки не столь велики, и можно было как-то смириться с полетами и выкрутасами на трапеции недалеко от пола. А иногда потолок был так близок, что полеты на трапеции отменялись, ибо ноги шаркали о пол, или вонзались занозами в колени…
Я спросил ее на репетиции: - Разве зацепившись за трапецию головой сзади и отпустив руки летать, это трудно?
- А ты попробуй, - сказала она.
Я зацепился шеей за трапецию и отпустив руки повис, как ни в чём не бывало…  Музыканты, вечно ругавшиеся с артистами в автобусе  и друг друга хаявшие, злорадно воскликнули и кинулись повторить фокус. Но фокус не удался… тот-час же падали на сцену… А я никому не сказал, что раньше в школе занимался гимнастикой…

Н-да… Городские карточные шулера циркового фокусника Феликса конечно же заткнут за пояс. А деревня рукоплескала… Карты воочию меняли масть на глазах, и выпорхнувшие откуда ни возьмись в руках голуби ставили трудно оттираемые метки на головах зрителей…
Молодые силачи Владислав и Александр не добрали мастерства с многопудовыми гирями. Так что в деревнях накаченных на комбайнерских колесах трактористов не удивляли. Однако в трупе они были очень кстати для погрузо-разгрузочных работ.
Кого я там еще не упомянул? Музыкантов? Как же без них? Баянист, саксофонист, главный барабанщик и контрабасист. В смысле, временно я. На сцене не всегда умещались и иногда играли в первых рядах стоячей за нехваткой мест толпы. Пацаны за струны дергали. Саксофонист старухе уши продувал. Баянист никак меха до конца не мог растянуть. Барабанщик литаврами отпугивал напирающих.

По порядку не вспомню. Начну с клоунов.  Старые клоуны с такими же древними шутками смешили лишь деревенскую публику. Эту интермедию с отрезом материи для пошива рубах я еще в детстве на Сенном Базаре в бродячем цирке-шапито видел. И потому смеялся над тем, что над этим смеются. Потому что не смешно уже…
Представьте: После не сорвавшейся с трапеции эквилибристки выходит клоун…
1-й ( в публику): - Я тут отрезик на рубашку достал… (показывает и дает пощупать зрителям)… так его много… моему другу тоже хватит…
2-й выходит, восхищается добротой первого и берется пошить рубахи у знакомого портного… Уходят, освободив место фокуснику…
Фокусник мутит что-то непотребное… потом разбрасывает по сцене меченные игральные карты и сваливает под жидкие аплодисменты… и пока эти карты собирает лапухастый работник сцены Лёня, клоуны продолжают заставку…
2-й выходит и хвалится перед публикой вновь пошитой рубашкой… зрители с ним согласны… но тут слышен возмущенный голос 1-го клоуна, 2-й прячется за занавеску и просит зрителей его не выдавать… 1-й выскакивает на сцену и спрашивает, не видел ли кто этого его друга… я с контрабасом сцену не покидал и клятвенно заверял 1-го, что в глаза его не видел… (потянуть надо)…  в конце-концов 1-й находит 2-го и отвешивает ему пилюли, поскольку его рубаха из-экономии пошита до груди, а у 2-го эта рубаха нескончаемо длинная…
Так вот, однажды, 1-й вылетев на сцену спросил у Лёни, собиравшего карты фокусника, не видел ли тот где этот 2-й клоун…
_ Да вон он за занавеской прячется, - отвечает Лёня…
1-й (проходя мимо и втихаря злобно): - А то я без тебя не знаю…
Я укатался… А клоуны меня зауважали. Потому что из артистов смеялся только я.

Цирк особо впечатляет если есть дрессированные животные.
О! Это у нас было. Чокнутая обезьяна на привязи, чтоб не укусила мимо проходящего в зевоте, и медведи. Барабанщик Изя в нашем автобусе всегда сидел сзади дрессировщика, обезьяна в клетке в проходе воняет… Изя незаметно пинает клетку ногой, обезьяна бесится и лапой старается зацепить и порвать джинсы Изи…  А на сцене она восседала в образе старой дореволюционной фря и что-то там делала ещё… потом вспомню…
Но медведи! Это фурор! Они ездили на велосипедах по манюсеньким сценам клубов с большим риском съехать в восторженную публику. А в публике находились неверующие, что медведи настоящие. Это у вас там, говорят, студенты в шкурах подкалымливают. Ибо, чтоб задними лапами крутить педали, а передними руль держать, тут человеческий мозг нужен!
Так думали, пока экстренный случай не произошел. После концерта один медведь на выходе из клуба встал на задние лапы, передней отпихнул выводящего его к подъехавшему рефрижератору (им холод нужен) рабочего сцены Лёньку и вышел в темную ночь.  Деревенские то разошлись, а мы, усталые от всей этой суеты, реквизиты озабоченно собираем… не забыть ли чего… Но про опасность работы в команде с медведями не забываем… Кому охота после гастролей домой  с откусанной рукой вернуться?...
И вот я с контрабасом в обнимку пересекаю подозрительно пустой клубный холл… кручу головой, куда все делись… а из гримерной что-ли выглядывает барабанщик Изя и истошно кричит мне, чтоб я бросал свой контрабас и кидался к трясущимся артистам в эту каморку… я не понял, но послушался… а дрессировщика артисты дружно выпихнули пинками в сверкающий кромешной темнотой проем под названием «выход» с большим сомнением, что тот вернется живым…
А медведь, обалдевший от всех этих требований дрессировщика на тесной сцене, где и студент-то вряд ли удачно проедет на кривом, сваренным под короткие ноги зверя, велосипеде… так вот вышел он в темень деревни, обошел клуб, сделал несколько физкультурно-разминочных упражнений, и покорно встал перед рефрижератором…  В общем, обошлось…
Возвращались, однажды, в дождь… Грейдер (глиняная в насыпь как круглое бревно дорога, названная в честь немецкого изобретателя) склонял наш автобус свалиться в кювет… а встречный грузовик не оставлял шансов… помогли цирковые силачи… они сердечно спихнули грузовик в кювет… мы были спасены… а силачи простудились и заболели…
Но это, как говорит Каневский, уже совсем другая история…
Рассказ мой не выверен по глаголам во времени… простите… как-нибудь выровняю...