Дворжецкий в юности

Светлана Шакула
     О Владиславе Дворжецком – однокурсники по медучилищу:

   1)  Из воспоминаний Рождественского В.М.
 
   О Владике? Я был председателем профкома. А он – секретарь комсомольской организации. Мы организовывали концерты самодеятельности. Он – самый активный участник. Помню, как он читал юмореску «Лекция о любви». Не только студенты, но и преподаватели буквально лежали. Ухахатывались. Кроме того, он был участником акробатических этюдов. Вместе с другими рисовал «комиксы». Их проецировали на экран.
   Во время зимних и летних каникул мы ехали в одном купе, в одном поезде. Он отправлялся к своему отцу в Саратов, а я – к своему, в Челябинск.
   Владик вернулся из армии: худой-худой, тощий. Когда мы учились, не голодали. Хлеб бесплатный. Когда мы с Владиком были совсем на мели, то шли в столовую. Брали за 15 копеек 5 стаканов чая. И глубокую тарелку хлеба. Всё – был порядок. Щёки – во!
   Весной 1975 года я встретил Владика в Омске – он уже был знаменитостью, приехал на встречу со зрителями. Но остался простым в общении. Никакой «звёздности». Говорю ему о том, что мы собирали встречу выпускников, давали ему телеграмму на «Мосфильм». А он: «Меня не было в Москве, я был на съёмках в Югославии». Я ему: «Зайди в училище. Тебя там ждут». Потом узнал: ему накрыли отличный стол. Подарили напольные часы.
   ____________
 
 2)  Из воспоминаний Дочилова В.С.

   Мы с Владиком встречались на занятиях. Правильно сделали, что поступили в училище. Во-первых, нам дали год отсрочки от армии. Во-вторых, мы получали профессию. В-третьих, легче после этого поступать в мединститут.
   Крупный парень. Сидел передо мной. Я за него прятался. А он шептал: «Подсказывай мне…» Великолепный рассказчик – знал массу историй. Мне казалось, что он ещё где-то учился. В нём было что-то артистическое.
    ____________
 
 3)  Из воспоминаний Саитова А. Р.

   Да, мы учились с Владиком. Девушки, за которыми мы ухаживали, жили в одной комнате общежития. Там встречались. Уже тогда у него на голове редели волосы. Но зато на лице – присутствие интеллекта. Прекрасно читал стихи в клубе.
   Мы играли с ним в одной волейбольной команде. В 1958 году обыграли спортсменов из пехотного и танкового училищ. Заняли первое место среди училищ и поехали выступать в Барнаул. Владик играл в нападении.
   Летом виделись на танцах в горсаду и в Саду офицеров. Зимой ходили на танцы в Дом офицеров и в свой клуб. Там бесплатно. Студенты – народ безденежный. Входили и заходили в училище через КПП, предъявив студенческие билеты. Иначе не попасть.
   Что мне известно о службе Владика в армии? Призвали в июле 1959 года. Ему повезло. Он заведовал аптекой. Служил на самом юге острова Сахалин, омываемом тёплым Японским морем. Воинская часть находилась в районе города Анива. Он два года срочной отслужил. Женился. Ему предложили остаться на сверхсрочную. Согласился. Почему нет? Двойной оклад. Служба – год за полтора. Работа непыльная. Ещё три года отслужил. Семейная жизнь дала пробоину. Вернулся в Омск.
   
   // Из книги И. Бродского и С. Шпынова «Вацлав и Владислав Дворжецкие: омские годы» 2014 г. //