История Тамани часть 87

Николай Мринский
Ночью они маневрировали в 700-800 метрах от берега, маскируясь его фоном. В отдельные дни на линии блокады находилось до восьми быстроходных барж и несколько торпедных катеров противника. Несмотря на превосходство неприятельских кораблей в оружии, советские катера смело вступали с ними в бой, пытаясь прорваться к району высадки и доставить пополнение. Авиация и артиллерия наносили удары по порту Камыш-Бурун, где базировались немецкие корабли. Все стационарные артиллерийские батареи продолжали поддерживать своим огнём действия десантников на захваченном побережье, прикрывали наши суда на переходе, обеспечивали перевозки по Керченскому проливу из Новороссийска и Анапы в порты Таманского п-ова. Огонь береговых батарей корректировали корпосты, высаженные в боевые порядки 318-й сд, а также на затопленное судно в Керченском проливе. Ими руководили ст. лейтенанты С.И. Ходосевич и И.П. Еременко. В работе по корректировке огня отличились радисты старшина 2 ст. А.Я. Кобзев и краснофлотец А.Н. Караев. Они обеспечивали непрерывную и надежную связь в условиях сильного миномётного, пулемётного и артогня противника. Хорошо было налажено целеуказание, осуществляемое подразделением звуковой и оптической разведки под руководством ст. лейтенанта А.И. Русланцева. Для корректировки огня батарей по целям, расположенным, в глубине обороны врага на Керченском п-ове, привлекались самолеты-корректировщики авиации ЧФ.

Эффективность огня 167-го ОАД обеспечивалась достаточно достоверными данными о противнике, сообщаемыми штабом артдивизиона (начштаба - капитан В.И. Лаврентьев). С высадкой десанта 130-мм батареи постоянно привлекались к обеспечению прохода наших судов в порт Тамань. Они вели огонь по артбатареям, внезапно начинавшим обстрел района высадки или проходящим судам и кораблям. Наиболее выгодную позицию занимала 743-я батарея, расположенная на холмах мыса Панагия. Она перекрывала огнём весь Керченский пролив от мыса Железный Рог до горы Митридат в Керчи. Однажды ночью на КП батареи был получен приказ: «Немедленно открыть огонь на подавление батареи противника на мысе Такиль. На подходе к проливу наш караван судов. Обеспечьте его безопасный переход в порт Тамань». Сразу же прозвучала боевая тревога, было сделано несколько выстрелов на контрольную пристрелку. За вспышками разрывов зорко следил дальномерщик В.П. Тропынин. Вскоре он доложил: «Попадание в цель!» По команде командира батареи началась стрельба. Вражеская батарея молчала. Очевидно, разрывы наших снарядов не давали гитлеровцам возможности привести в готовность свои орудия и открыть огонь. Хотя немецкие прожекторы непрерывно вели поиск на подходе к берегу и в проливе, советские корабли, пройдя через Тузлинскую промоину, благополучно вошли в порт Тамань с войсками и грузами, предназначенными для переброски на эльтигенский плацдарм. Успешно подавляла врага и 770-я батарея ст. лейтенанта А.И. Власенко. Общее руководство по распределению огня батарей осуществлялось с КП артдивизиона.

Противник артогнём тяжёлых батарей и бомбовыми ударами с воздуха пытался уничтожить наши стационарные береговые батареи. Нередко начавшиеся перестрелки переходили в длительную артиллерийскую дуэль. Примерно через неделю после высадки войск в район Эльтигена 155-мм немецкая батарея, расположенная на мысе Такиль, начала обстрел огневой позиции 743-й батареи. Тяжёлые снаряды врага падали недалеко от наших орудий, осыпая их градом осколков. На первом орудии старшины 1 статьи В.И. Макеева взрывной волной были сорваны прицелы, 2 краснофлотца получили ранения. Расчёты 2-го и 3-го орудий старшин 1 ст. М.Г. Плоцкера и А.И. Дубова не прекращали стрельбы, пока не подавили огневую точку немцев. Керченско-Эльтигенская десантная операция завершилась. В ходе её проведения с 31 октября по 11 декабря 1943 г. потери СКФ составили 6985 убитых и пропавших без вести и 20412 раненых (по книге Г.Ф. Кривошеева, "Вече" 2010 г.). На плацдармах севернее Керчи войска Отдельной Приморской армии, ведя оборонительные бои, готовились к наступлению. Они оттянули на себя значительные силы вражеской крымской группировки и тем самым создали 4-му Украинскому фронту благоприятные условия для наступления. После завершения эльтигенской эпопеи и стабилизации линии фронта в Крыму главной задачей АВФ и КВМБ стало обеспечение доставки пополнения и питания для Отдельной Приморской армии через Керченский пролив. Другой не менее важной задачей была высадка тактических десантов и нанесение артударов по огневым точкам и скоплению войск противника, его артбатареям, препятствующим нашим морским перевозкам.

165 суток действовала переправа, и всё это время артбатареи 163-го и 167-го дивизионов КВМБ, вместе с артиллерией Отдельной Приморской армии, поддерживали своим огнём боевые действия войск на Керченском плацдарме, прикрывали переправу, вели контрбатарейную борьбу, неоднократно подавляя батареи противника. Ожесточённые сражения с немецко-фашистскими захватчиками на Керченском плацдарме велись в январе 1944 г. при высадке советских тактических десантов на мыс Тархан и в Керченскую бухту. В феврале командующим Отдельной Приморской армией был назначен ген. армии А.И. Еременко; командующим ЧФ вновь стал адмирал Ф.С. Октябрьский. В начале апреля войска Приморской армии, усиленной 83-й и 255-й бригадами, перешли в наступление и 11 апреля освободили Керчь. Во время этой операции артиллерия, дислоцировавшаяся на Таманском п-ове, вела особенно интенсивный огонь на подавление вражеских батарей, боевой техники и живой силы противника. О действиях морской береговой артиллерии начштаба АВФ капитан 1 ранга А.В. Свердлов в своей книге «На море Азовском» писал: «71 дальнобойное морское орудие нанесло врагу значительные потери. Было уничтожено: быстроходная десантная баржа, 6 орудий, 16 складов боеприпасов, 26 ж/дорожных вагонов и один эшелон; повреждены 3 быстроходные десантные баржи; 102 раза подавлены артиллерийские батареи; выведены из строя 4 батареи. Добрую славу снискал в этих боях личный состав береговых батарей №№ 663, 640, 688, 1010, 795, 740, 723, 743, которыми командовали гвардии ст. лейтенанты В.М. Давиденко, И.М. Исаюк, Г.П. Яковлев, Ю.Н. Варенцев, И.Е. Гармата, С.Б. Магденко, капитан Л.Г. Репков, капитан-лейтенант С.Ф. Спахов».

Трудные испытания выпали на долю 770-й батареи ст. лейтенанта А.И. Власенко, установленной на косе Тузла. Более 4-х месяцев её 45-мм орудия вели бои за Керченский п-ов. Они обстреливали скопления войск и огневых точек противника у Эльтигена, уничтожали прожектора, вели огонь по вражеским катерам, обеспечивали переход конвоев в Керченском проливе, идущих в Тамань из Новороссийска и Анапы, отражали налёты авиации противника. На батарее бдительно несли службу дальномерщики 3-метрового корабельного дальномера Н. Кодатко, Г. Дураков и другие, своевременно и точно выдававшие данные об обнаружении целей. Батарея подвергалась сильнейшим артобстрелам и бомбардировкам с воздуха, но моряки мужественно продолжали выполнять свой воинский долг. В боях особенно отличились старшина батареи, служивший на крейсере «Коминтерн» командиром 45-мм орудия, старшина 2-й статьи А.Н. Торшин и дальномерщик батареи краснофлотец Н.П. Кодатко. Артиллеристы 173-й зенитной батареи стойко обороняли воздушное пространство Приморско-Ахтарска и Темрюка. После освобождения Керчи 743-я батарея вошла в состав 163-го ОАД. Её командиром был назначен капитан В.П. Дмитриев, выросший впоследствии до генерала - начальника ракетных и артиллерийских войск и морской пехоты ЧФ. Освободив Керчь, Приморская армия, корабли и части ЧФ во взаимодействии с войсками 4-го Украинского фронта развернули боевые действия по освобождению Крыма. В период, предшествовавший Крымской операции, корабли и авиация флота систематически действовала на коммуникациях противника, срывая подвоз пополнения отрезанной с суши вражеской группировке и эвакуацию из Крыма материальных ценностей.

К началу операции в готовности к действиям находилось 13 подлодок, 31 торпедный катер (15 из них базировалось в Скадовске), на аэродромах Таврии было сосредоточено около 200 самолётов. Под ударами наших войск 17-я немецкая армия отступала к Севастополю. 15 апреля войска 4-го Украинского фронта, а 16 апреля и Приморской армии подошли к Севастополю и завязали бои за город. Утром 7 мая в наступление перешла 51-я и Отдельная Приморская армии. Они штурмом овладели Сапун-горой - ключом вражеской обороны Севастополя. Части 2-й гв. армии к исходу дня захватили район Мекензиевых гор и продвигались к Северной бухте. К вечеру 9 мая город русской морской славы Севастополь был полностью освобожден от фашистских оккупантов. 1 мая в час ночи Москва салютовала доблестным войскам 4-го Украинского фронта, Приморской армии и морякам ЧФ, освободившим город, 24 артзалпами из 320 орудий. Определенный вклад в борьбу за освобождение Крыма внесли и моряки крейсера «Коминтерн». В общей хронике боевых дел действия артбатарей корабля занимали скромное место, но они являлись неотъемлемой её частью. Коминтерновцы вновь показали свое умение бить врага. Родина высоко оценила подвиги воинов армии и флота при освобождении Крыма. 238 бойцам было присвоено звание Героя Советского Союза. Тысячи были награждены орденами и медалями. В их числе - артиллеристы с крейсера «Коминтерн». После освобождения Крыма многие коминтерновцы, служившие на артиллерийских батареях Туапсинского оборонительного района и КВМБ, были направлены во вновь формируемую Дунайскую флотилию.

Продолжение следует в части  88                http://proza.ru/2021/03/02/1119