Некоторые аспекты памяти

Иосиф Хейфец
      Современные компьютерные технологии позволяют сравнительно легко разобраться в любых непонятных  вопросах. Естественно, что столь сложному и важному понятию как  «жизнь», определяющему мировоззрение человека и общества,  уделяется особое внимание. Казалось  бы, нет смысла ломать голову над неизвестными  миру проблемами.  Выбирай любое устраивающее тебя определение и плыви спокойно по океану жизни не забивая мозги ненужным мусором.  Но столь почетное звание как homo sapience не позволяет, не задумываясь просто получать удовольствие от подаренной  человечеству природой (Творцом)  жизни. 
    Лишь недавно, завершив  и опубликовав книгу  «Жизнь в четырехмерном пространстве», в которой отстаивал идеологическую картину мира, автор решил, что поставил для себя точку в этом вопросе. [1]  Но воинственные оппоненты-материалисты регулярно, и не без успеха , атакуют, требуя проверять собственные позиции и пересматривать вытекающие  аргументы.
    Побудительным началом к проверке собственных позиций послужил доклад моего постоянного  оппонента,  уважаемого профессора психологии Вячеслава Пинхасовича  Исхакова     «О внимании и рабочей памяти как "аттенцио-мнемическом конверторе" - основе всех психических процессов в мнемической психологии». [2]
         Положа руку на сердце, автор должен признаться, что  сосредоточившись в своей работе на проблеме  сознания и субъективности отражения мира в сознании, совершенно  выпустил из внимания степень изученности наукой понятия память.  Пришлось наверстать упущенное и согласовывать собственные представления с известными научному миру фактами.
    Начну с главных утверждений.
   «На сегодняшний день уже доказано, что процессы запоминания и воспроизведения данных, связано с течением химических и структурных изменений в мозгу человека. Стоит отметить, что теорию подтверждает тот факт, что непосредственно запоминание обусловлено электрической активностью в мозгу, или как принято считать химическими или структурными колебаниями, которые влияют на электрическую активность» [3] мозга.
   Обращаю внимание читателя на два безапелляционных  утверждения, что «...процессы запоминания и воспроизведения данных, связано с течением химических и структурных изменений в мозгу человека», а не других форм жизни.   
    На чем основано это утверждение?  На фиксации биотоков различных участков мозга человека.  «Сигналы между нейронами передаются через синапсы — места соединения нейронов. Электрический разряд проходит от клетки в клетку. Сам процесс передачи импульса достаточно сложный, но его конечным результатом должен быть ответ клетки на воздействие. После того, как импульс поражает клетку и активирует ее, его действие направляется к нейрону, импульс которого служил отправной точкой, что обеспечивает собственно, процесс памяти. Такой процесс активизирования клеток в мозгу имеет замкнутый цикл.» 
   Далее начинаются разной степени  предположения о ревербации, при короткой памяти, и консолидации  при долгосрочной памяти.  При этом неоднократно  подчеркивается, что все это предположения и полное непонимание сущности процесса запоминания. Да, зафиксирован факт повышения активности мозга. Не более того. Но весь процесс построения  модели запоминания носит сугубо логический характер.  Если бы появилась элементарная модель запоминания, была бы надежда извлечь память и материализовать ее, как это происходит в памяти компьютера, которая поддается декодированию и копированию.
   
    В этом месте автор прерывает цитирование несметного количества работ психиатров и их моделей процессов запоминания, чтоб присоединиться к столь же многочисленной армии тех психологов, которые убеждены, что современная наука неспособна приоткрыть секреты и назначение мозга и у человека, и у высших форм жизни, обладающих корой головного мозга. Лично автор убежден, что секрет непонимания лежит в нежелании признать существование субъективной составляющей, которую автор относит к четвертому пространственному измерению.  Ответить на вопрос, как связаны биотоки мозга с субъективной реальностью, ни автор,ни его оппоненты естественно не могут. Да и как можно объяснить, что световой сигнал от рецептора (глаза)  действует мгновение, а затем начинает работать короткая память об этом сигнале? Невольно приходят на ум 24 кадра кинофильма и 25-й невидимый кадр, используемый  якобы  для  неосознанного  внушения и одурманивания.
     «Я» существую в тот  момент когда задался этим вопросом. Но меня пытаются убедить, что в анналах мозговой памяти сохранена вся неосознанная мной информация о всей моей жизни и окружающего меня мира. Допустим, что это огромное информационное облако в 1 млн Гб  сохранено в ограниченном числе нейронов и некий, ныне недоступный алгоритм позволяет весь этот мир  извлечь.  «Человеческий мозг состоит приблизительно из 100 млрд нейронов, каждый из которых вступает в тысячи связей с другими. В головном мозгу формируются около 100 трлн  связей. Передача информации осуществляется за счет синапса — точки специализированного контакта нейронов. Когда два взаимодействующих участка нейронов одновременно активизируются, синапс становится более прочным. Выступающее образование на дендритах (ветвящийся отросток нейрона, необходимый для получения информации) — дендритный шипик — также увеличивается в размерах. Шипик обеспечивает контакт с другими клетками, а увеличивается для восприятия большего количества поступающих сигналов.» [4]  Так представляют себе физиологию механизма запоминания ученые.
  Задумайся читатель. Автор совершенно однозначно определяет собственную начальную память возрастом в три года, так как проверил это воспоминание пребыванием в этом возрасте  на  месте расположения еврейского местечка , где провел лето в доме бабушки и дедушки, и протестировал свои воспоминания найдя место расположения колодца и дороги к нему.  Но затем вдруг осознал, что помню себя за пару лет до этого, стоящим ухватившись за оградку в детской кроватке, а напротив, на старом резном буфете полу-лежит опершись на локоть правой руки с курительной трубкой в сжатой ладони  фарфоровый гном с огромным красным колпаком.  Извлечь из глубин памяти  несмышленого полугодового ребенка стало возможно упомянутым В.Исхаковым аттенцио-мнемическим конвертором, которым послужил тот самый старинный буфет, сохранившийся в нашей семье, и восстановивший легендарного фарфорового гнома в памяти. 
   Все утверждения, что в клетках крошечного мозга (100 млрд  нейронов), судя по расчетам института Х.Вейцмана [1] сохранена вся информация о жизни взрослого человека не выдерживает никакой критики. А возможно, что реально существует некое облако памяти, по образу и подобию компьютерного облака, заменившего всем известную флешку.
    Как  объяснить   возникающие  сомнения? Напрямую экспериментом, как требует материальная наука,- пока не получается.
  Постараемся чисто технически объяснить, как природа  решает свои проблемы не стыкуемых процессов и явлений своеобразными дифильными мостиками, в надежде что читатель сумеет построить свой мост между хитростями природы и тем самым четвертым пространственным измерением, в котором каждый из нас постоянно живет одновременно в двух мирах, в материальном и субъективном (духовном).
   Начну со своей публикации о молоке [5], в которой  природа  соединяет две не стыкуемые системы. Как природа сохраняет в равновесии молочную эмульсию состоящую из не стыкуемых компонентов (жир и вода). Для этого она использует дифильные молекулы  разной  степени гидрофильно-липофильного баланса (ГЛБ).  Эти дифильные молекулы, как нейроны,  пронизывают пространство между не стыкуемыми средами. Стабильность и устойчивость системы в целом в различныях условиях (температура, давление, степень загрязнения) автор  оценивал по изменению электропроводимости системы.  (Некоторое подобие активности мозга). И это позволило создать стабильное анти молоко, заменив жир соляркой.    Аналогичный метод был положен в основу метода очистки водной поверхности  от углеводородного загрязнения. [5]    Этот же принцип был положен в создание всем известного мыла, дифильная молекула которого внедряется гидрофобной частью в пленку жирного загрязнения и вырывает ее из пленки потоком воды, смочившей  ее гидрофильную часть.
    Но самое интересное, на взгляд автора,  это  модель создания первой  органической молекулы  на нашей планете под каталитическим воздействием глинистых высокодисперсных  минералов – своеобразных твердых поверхностно-активных веществ (ПАВ).   
      Это ни о чем не напоминает психологам?  Явно прослеживается необходимость поиска  некоторого  «двойного» соединения, связывающего объективную и субъективную реальность.
    Обратим внимание.   Когда мы  говорим о функции мозга, автоматически вторгаемся в совершенно неизведанную область.  Попытка израильских ученых дифференцировать клетки организма и сопоставлять их с клетками мозга, окончательно запутали регулирующие возможности мозга, чтоб делегировать ему  все неразрешимые задачи организма. [1]   Но четвертое пространственное измерение существует не только у человека, а и у низших форм живых организмов, не обладающих высшей нервной системой. Например у растений.  Напомню о бразильской   мухоловке со складывающимися листьями ловушками.  Любителям популярных  журналов  «Наука и жизнь» и «Химия и жизнь» напомню о неоднократных  публикациях об ауре  бегонии, резко изменявшейся при приближении человека, обрывавшего ранее куски листьев.  Где, во всех этих случаях растений  те следы памяти, которые наука однозначно делегирует коре головного мозга?
   Пора  наконец  признать, что в ближайшей перспективе (а возможно и  в дальней)  материализму не дано опровергнуть наличие  духовной сущности не только человека, но и любой другой  формы жизни. Именно жизнь обладает заложенным в организм алгоритмом  развития, куда совершенно закрыта дорога  современной  системе  познания мира.
    До тех пор, пока ученые (главным образом советские) будут продолжать запрещать приоткрывать дверь с надписью «лженаука», все секреты субъективного мира будут навечно для них закрыты.
  Автор не сомневается, что мировая наука обязательно созреет для раскрытия секретов субъективной реальности, к которой относится сознание, память, и другие секреты живого организма .  Вся надежда  автора на волшебные возможности математики, которой  доступны все стороны нашего мира. Напомню что  математика и не относится к науке. (Как эту нематериальную  область знаний еще не запретила Дура?)
       БИБЛИОГРАФИЯ
 1. И.Хейфец. Жизнь в четырехмерном пространстве.   http://samlib.ru/h/hejfec_i_b/chetiremernoe.shtml 
2. В. Исхаков. О внимании и рабочей памяти как «аттенцио-мнемоническом конвенторе» - основе всех психических процессов в мнемической психологии. http://rehes.org/lst2/lst2_ishakov032018.html
3. Физиология памяти. http://razvitie-intellecta.ru/osnovy-fiziologii-pamyati
4. Д. Сапрыкина. Миллион гигабайт в человеческой памяти.  5. И.Хейфец. Молоко. http://www.elektron2000.com/article/2194.html