Вихри не враждебные

Василий Храмцов
ВИХРИ НЕ ВРАЖДЕБНЫЕ
Куда от него денешься, от детства? Оно иногда так отчетливо всплывает в памяти, будто это было вчера.

…Однажды мы, малолетки, ушли далеко за село, к полям пшеницы, и останавливались перед этой ширью, перед этим размахом.  Смотрим, как завороженные, всем своим существом впитывая мощь родной земли. Позже, уже взрослым, я понял и полюбил песню со словами: «Поле. Русское поле… Светит луна или падает снег, — Счастьем и болью вместе с тобою. Нет, не забыть тебя сердцем вовек».

Кстати, другую песню: «Мы пойдем с конем по полю вдвоем» я не люблю. Нечего зря поле топтать! Нечего ночью лошадь мучить. Цель – доступна каждому сельскому мальчишке: как земля рождает зарю!  Пишут – лишь бы красиво. Да ладно. Хоть мелодия приличная, даже напеваю иногда. Не грех и помечтать авторам, запертым в городской квартире.

… Мы смотрим во все глаза на пшеничное поле, понимая, что это не природное чудо. Его создали колхозники, наши родители. Вот зачем они каждый день ходят на работу!
Наше внимание буквально приковало интересное явление. Мы не могли отвести от него глаз. То тут, то там слегка прогибались колосья, закручиваясь в каком-то невидимом вихре. Такая воронка перемещается, пригибая другие растения. Движется что-то по полю! Мы это видим! А ветра нет!
 
Мы стоим, как под гипнозом. Кто-то шастает по пшенице, легко перекатываясь с места на место. Но пшеницу не ломает, стоит она, как и стояла. Проследив за одним прогибом растений, мы переключаемся на другой. Площадь поля огромная, по ней одновременно в разных местах что-то передвигается, не вредя пшенице. Дойдет до края и исчезает без следа. Но в это же время где-нибудь в другом месте возникает другая, такая же воронка.

Мы переглядываемся, стараясь узнать, кто что думает, кто что понимает? Что происходит? И Васька Серебряков, который старше всех, загадочным приглушенным голосом говорит:

- Это черти к себе домой возвращаются после ночной работы. Держитесь от них подальше. Попадешься им на пути, где колосья закручиваются, можешь не вернуться домой. Унесут с собой. И никто не узнает: они сделают тебя невидимым.

Нам страшно. Мы и не собирались заходить в пшеницу, а теперь и вовсе охота отпала.

В такую безветренную погоду в селе тоже иногда откуда-то появляются маленькие вихри, не больше метра в поперечнике. На пыльных дорогах их хорошо видно. Мы их сторонимся. А все тот же Васька говорит:

- Если в средину такого вихря ударить ножом, то брызнет кровь.

Так и росли мы, опутанные разными суевериями. Не только этими. Верили в чертей, ведьм, домовых. И в школу пошли с убеждением, что есть помимо нашей, видимой жизни, еще и невидимая. В каждом доме висели иконы. Часто слышали: «За такие дела Боженька накажет!» 

Я уже ходил в школу и не верил ни слову Васьки. Понимал, что смеялся он над нашей наивностью.  Но его рассказ не давал мне покоя. «В пшеничном поле проверять не буду, а в селе эти вихри проверю!» Сколько раз разочаровывался! Бывало, вихрь катится себе рядышком, а ты стоишь без ножа в руках. Забегал я весь в эту воронку. И ничего не происходило.

Но случай такой подвернулся. Маленький вихрь запылил по дороге, выскочив откуда-то из-за угла дома. А у меня в руках оказался кухонный нож. Превозмогая трусость, я подбежал и всадил нож в самую середину. И что? Он как гонял пыль и соринки, так и продолжил свой путь. А я, подобрав нож, остался довольным. Этот случай помог мне окончательно победить всякое суеверие.

А вихри-то остались, как и были! Сейчас их значительно больше, чем  в нашем далеком детстве. Города разрушают, страны терроризируют. Хотя и тогда хватало. Просто мы не всегда с ними сталкивались.

 Как-то подростком плавал я по нашему довольно большому озеру на лодке-плоскодонке. Вихрь меня застал, когда я был на средине. Не ослабил его и высокий берег, на котором стояли наши дома. Он навалился на воду с огромной силой, так что волны поднялись в момент.

Я, конечно, был опытный в управлении лодкой. Решил поставить ее носом к волнам. Для удержания ее в таком положении потребовалась вся моя сила, на которую только способен. И… весло переломилось. Ветер  развернул посудину так быстро, что ни одна волна не успела перевалить через борт. Я оказался спиной к буре. Остатком весла удерживал лодку по ходу ветра.

Он нес ее, как скорлупку. С такой скоростью, что она, кажется, обгоняла волны, и они не успевали захлестнуть ее. Через несколько минут такого полета она оказалась у противоположного берега, и ее выбросило на сушу. Оглушенный стихией, я выбрался на берег. Стоял и смотрел, как беснуются волны, потерявшие жертву. И думал только об одном: что бы я делал, если бы оказался в воде? Вряд ли удалось добраться до берега. Считаю, что мне тогда повезло!  Ведь о спасательных жилетах мы даже не слышали.