О покаянии и смирении

Наталия Курчевская
Как часто вы думаете о покаянии? Независимо от конфессии и религии. Будучи христианином и не будучи христианином. Будучи воцерковленным и не будучи воцерковленным.

Так в чём же суть покаяния? В исповедании грехов? А что значит «исповедался, да не раскаялся», «каялся, каялся, а до истинной сути покаяния так и не пришел», «молился, да только лоб расшиб»?

Дошёл ли каждый кающийся до сердечной сути покаяния?
Участвовало ли сердце в покаянии или только ум? Что нужно уму? Видимость благополучия! А сердцу? Любовь!

А исходит ли кающийся из Любви к себе и ближнему? Я не говорю о себялюбии в том понимании, как вы привыкли.
 
И сказал Господь расслабленному: «Иди и больше не греши». В этом мире каждого можно назвать «расслабленным»!

Так вот из Любви к своей душе и к душе ближнего воздерживаетесь ли от грехов, в которых каялись? Или от покаяния к покаянию грех без внимания?

Когда вы расслаблены? Когда нет концентрации на деянии, из-за которого нужно покаяние. Концентрируясь, уничтожаете гнилую поросль.

Много ли тех, кто следует этому пути? И не только в миру, но и в монастырях… Гнев, злоба, раздражение по малейшему поводу… зависть, самолюбование… Перед кем кичитесь? Кому взращиваете цветы чёрного огня?

Молитва – благое деяние. Но что в молитвах? Часто: «дай, дай, дай…»
Без сердечного участия и молитва мертва.

Иногда спасение идёт через ухудшение состояния, здоровья, отношений. Почему? Господу видней. Чаще всего так излечивается гордыня. Через смирение.

Но смирение не значит ничегонеделание или непротивление злу. Здесь важно различение, где пожинаешь плоды неразумных своих деяний, где влияние чужой, чаще всего злой воли, а где Божья Воля.

И это различение самое трудное.

(О смирении читайте святых старцев).
***
20.06.2017 г.