Троцкистские связи муллы Рамазана ал-Усугви

Али Албанви
Территория южнодагестанского села Усуг в древности входила в Кавказскую Албанию — государство лезгинских (лезгиноязычных) народов, позже — в объединение Лакз, а еще позднее — в Курахский и Ричинский союзы сельских обществ. С 1864 г. по 1917 г. сел. Усуг находился в составе Курахского наибства Кюринского округа. После образования округа Усуг входил в Курахский участок.

В сел. Усуг при мечети функционировали мектебы и библиотека, в которой хранились десятки рукописей и печатных книг восточных и дагестанских алимов. В мектебе учились муталимы, ставшие впоследствии известными мусульманскими алимами. Многие усугцы продолжали учёбу в Гельхенском медресе (сел. Гельхен), основанном в 1622 г., а также в медресе сел. Кумух, в частности Мухаммад-эфенди ал-Усугви (ум. 1863) обучался у суфийского шайха Джамал ад-дина ал-Гумуки (1788/92–1866).

Сохранились данные о борьбе жителей сел. Усуг против татаро-монгол, сефевидов, сообщается, что борьба усугцев против иранских и турецких завоевателей «была упорной». Усугцы активно участвовали и в антиколониальной и антифеодальной борьбе горцев, которую возглавлял муршид, лезгинский шайх накшбандийского братства Мухаммад ал-Йараги (1771–1838). В данном материале мы расскажем вам о судьбе южнодагестанского сельского муллы Рамазане ал-Усугви (1879–1937) обвинённого по ложному доносу в связях с троцкистами и антисоветчиками.

Рамазан ал-Усугви родился в 1879 году в сел. Усуг. Учился в примечетской школе, затем в гельхенском медресе, знал многие дагестанские языки, а также владел тюркским и арабским языками. Рамазан был мастером на все руки: пахал, сеял, косил, чинил орудия труда, шил шубы и т. д. Он был и цветоводом, занимался пчеловодством, считался хорошим костоправом. Рамазан ал-Усугви пользовался уважением односельчан и вследствие этого влиял не только на духовную, но и повседневную жизнь жителей своего села.

В 30-40 гг. XIX века молодая Советская власть повергла представителей мусульманского духовенства репрессиям, в том числе и сельского муллу Рамазана ал-Усугви. Хозяйство Рамазана ал-Усугви было обложено большими налогами, при неуплате которых в срок его имущество было конфисковано. В 1937 г., в июле месяце его арестовали, обвинив в связях с Абиссинией и Германией, будто бы он был сторонником опального революционера Л.Д. Троцкого (1879–1940), нелестно отзывался о Советской власти, Конституции СССР, колхозном строе, участвовал в кулацком восстании 1930 году.

В свою очередь, Рамазан ал-Усугви категорически опроверг все эти обвинения и отказался подписать так называемое «обвинительное заключение». В то же время он подтвердил, что был муллой до закрытия мечети и учителем примечетской школы. 28 октября 1937 г. «тройка» НКВД ДАССР приговорила его к расстрелу. Приговор в скором времени был приведен в исполнение. После этой трагедии материальное положение семьи Рамазана Усугского оказалось сильно подорвано. Вся тяжесть воспитания детей легла на плечи матери, которая всю оставшуюся жизнь повторяла, что все, что с семьей случилось, это «испытание, а не поражение».

В тоже время, в годы Великой Отечественной войны, трое из четырех братьев воевали против немецких захватчиков. Гарун — героически погиб, защищая г. Ленинград, Эфенди — служил в группе советских войск в Иране, которые обеспечивали стратегические интересы страны, Хидир — в 16-летнем возрасте в 1941 г. добровольно ушел на фронт, активно участвовал в боевых действиях по разгрому Германии и Японии, четвертый брат имел бронь — участвовал в строительстве оборонительных объектов.



Автор: ‘Али Албанви



ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК


АЛ-ГУМУКИ, АЛ-ГАЗИ-ГУМУКИ, АЛ-ГАЗИГУМУКИ, АЛ-ГАЗИКУМУКИ, АЛ-ГАЗИ АЛ-ГУМУКИ, АЛ-КИБУДИ — нисба восходит к дагестанскому селу Гази-Кумух (ныне сел. Кумух, Лакский р-он).

АЛ-ГУМУКИ (КАЗИ-КУМУХСКИЙ), ДЖАМАЛ АД-ДИН АЛ-ХУСАЙНИ (1788/92–1866) — дагестанский духовный и общественный деятель, учёный, шайх накшбандийского тариката, преемник шайха Мухаммад ал-Йараги (ум. 1838). Духовный наставник имама Шамиля ал-Гимрави (ум. 1871), родился в сел. Гази-Кумухе. Его сыновья ‘Абд ар-Рахим (ум. 1901) и ‘Абд ар-Рахман, были женаты на дочерях Шамиля, который, в свою очередь, был женат на их сестре, т. е. дочери Джамал ад-Дина. Умер в г. Стамбуле (Турция). Один из первых проповедников мюридизма в Дагестане. По сведениям дагестанского исследователя И.И. Ханмурзаева (род. 1974), ал-Гумуки получил также иджазу от шайха братства Кадирийа — Ибрахима ал-Кадири. Книга Джамал ад-Дина ал-Гумуки о сущности суфизма, морально-этических нормах суфия, взаимоотношениях шайха (муршида) и мюрида под названием «ал-’Адаб ал-мардийа фи-т-тарика ан-накшбандийа» («Удовлетворительные правила в накшбандийском тарикате») издавалось неоднократно (г. Порт-Петровск [г. Махачкала], 1904; г. Темир-Хан-Шура [г. Буйнакск], 1908; г. Оксфорд [Великобритания], 1986). Перевод на русский язык также издавался в г. Тифлисе в 1869 г. Следует указать: (1) «Асар та’лиф аш-шайх устад ат-тарика ан-накшбандийа ас-саййид Джамаладдин ал-Гумуки. Туби‘и би-ма‘рифат Мухаммадмирза ад-Дагистани ал-Мавраев би-изн ибн ал-му‘аллиф». (2) «Кифайат ал-а‘вамм би-лисан Газигумук. Тарджамат аш-шайх, устад ат-тарика ан накшбандийа ас-саййид Джамаладдин ал-Гумуки» (1914). У Джамал ад-Дина ал-Гумуки было много последователей, одному из которых кому он передал право на наставничество был шайх Курбан-Мухаммад ад-Дайбуки из сел. Дейбук (ныне село в Каякентском р-оне Дагестана).

АЛ-ЙАРАГИ — нисба указывающая на принадлежность её носителя к сел. Верхний Яраг (ныне Магарамкентский р-он, Южный Дагестан).

АЛ-ЙАРАГИ, МУХАММАД Б. МАЛЛА ИСМА‘ИЛ Б. МАЛЛА ШАЙХ-КАМАЛ Б. НУЗУР АЛ-ЙАРАГИ АЛ-УЛЙА АЛ-КУРАЛИ АД-ДАГИСТАНИ (1772/73–1838) — учёный, поэт, хафиз, основатель муридизма на Кавказе и учитель имамов Дагестана и Чечни; муршид накшбандийского братства. Мухаммад ал-Йараги стал суфийским шайхом в пределах между 28 сентября 1821 г. и 17 сентября 1822 г. Ученик богослова Мухаррама ал-Ахти (XVIII в.), который приходился ему тестем, Мухаммад ал-Йараги был женат на его дочери Айшат. У них было трое детей: Хаджи-Исма‘ил, Исхак, Хафса (Хафисат, Афисат). Сам ал-Йараги происходил из знатной мусульманской семьи. Его дед Шайх-Камал-эфенди был известен как мусульманский просветитель, которому принадлежала заслуга открытия исламской школы в сел. Вини-Яраге. Его отец Исма‘ил-эфенди, являвшийся главным кадием мечети в сел. Вини-Яраге, пользовался большим уважением в округе, а мать — Муминат ал-Гилйари — была дочерью знаменитого местного ’алима, Фет-‘Али-эфенди ал-Гилйари из сел. Гильяр (ныне село в Магарамкентском районе Дагестана). Мухаммад ал-Йараги был главным идеологом — активным участником народно-освободительного движения народов Северного Кавказа в 1820–1850 гг. в и одним из самых энергичных проповедников суфийского учения накшбандийского толка. Он был «первым проповедником обновлённого мюридизма в Дагестане», призывавшим, в отличие от своих предшественников, перейти от созерцания и отречения от жизни к практической, вооружённой борьбе. Перу Мухаммада ал-Йараги принадлежит большое число широко известных в Дагестане работ, писем, обращений. В их числе: «Асар аш-шайх ал-Йараги». Темир-Хан-Шура, 1910 г. (на араб. яз.) Это основной суфийский труд ал-Йараги, здесь же — богатая переписка учёного. В самом конце мая 1830 г. шайх бежал в Табасаран из-за преследования русскими. Мухаммад ал-Йараги пробыл в табасаранском селении Кюряг (ныне в Табасаранском р-не РД) в течение «16 месяцев» — с конца мая 1830 г. по середину августа 1831 г. Промежуток времени с середины августа по начало сентября 1831 г. шайх провел в табасаранском селении Дюбек (ныне в Табасаранском р-не РД). 9-10 сентября 1831 г. по ал-Йараги присоединился к имаму Гази-Мухаммаду, который поселил шейха на несколько дней в кумыкском селении Эрпели (ныне в Буйнакском р-не РД). В сентябре 1831 г. Мухаммад ал-Йараги с семьей переехал в аварское селение Чиркей (сел. Старый Чиркей находилось на территории Буйнакского р-на РД) и покинул его примерно 8 ноября 1831 г. Приблизительно 9 ноября 1831 г. шайх, и его домочадцы перебрались в аварское селение Игали (ныне в Гумбетовском р-не РД), где жили до начала апреля 1832 г. В начале апреля 1832 г. шайх переселился в аварское селение Гимры (ныне в Унцукульском р-не РД), где жил вплоть до конца сентября 1832 г. Приблизительно 26 сентября 1832 г. по ал-Йараги с семьей переселился в аварское селение Балахани (ныне в Унцукульском р-не РД). В период пребывания в Балахани (конец сентября 1832 — конец февраля 1835 г.) шайх начал терять остроту зрения, принялся заучивать Коран наизусть и стал хафизом. В первых числах мая 1835 г. ал-Йараги вместе с семьей переехал в аварское селение Согратль (ныне в Гунибском р-не РД). Скончался шайх в сел. Согратль четвертого сентября 1838 года. Мухаммад ал-Йараги прожил 66 лет (68 лет по мусульманскому летоисчислению), из которых последние восемь лет мухаджиром. Нисба «ал-Йараги ал-Улйа» говорит, что её носитель имеет отношение к сел. Верхний Яраг. В книге Мухаммад Тахира ал-Карахи («О дагестанских войнах в период Шамиля», 1941 г., стр. 39) имя ал-Йараги приведено с нисбой «ал-Кудали».

ТРОЦКИЙ, ЛЕВ ДАВИДОВИЧ (1879–1940) — российский революционер, советский государственный и политический деятель, идеолог троцкизма — одного из течений марксизма. Вначале конституционный монархист, затем искровец, меньшевик, создатель Августовского блока, межрайонец. Дважды ссыльный при монархическом строе, лишённый всех гражданских прав в 1905 году. В 1905 и 1917 - председатель Петросовета. Один из организаторов Октябрьской революции 1917 года, один из создателей Красной армии. Один из основателей и идеологов Коминтерна, член его Исполкома. В первом советском правительстве — нарком по иностранным делам, затем в 1918—1925 — нарком по военным и морским делам и председатель Реввоенсовета РСФСР, затем СССР. С 1923 года — лидер внутрипартийной левой оппозиции («Новый курс»). Член Политбюро ВКП(б) в 1919—1926 годах. В 1927 году был снят со всех постов и отправлен в ссылку; в 1929 году — выслан за пределы СССР. В 1932 году лишён советского гражданства.

АЛ-УСУГВИ — нисба указывающая на принадлежность её носителя к сел. Усуг (агул.: Усугъ; лезг.: Усар, Усугъар, ныне Курахский р-он Дагестана).

АЛ-УСУГВИ, МУХАММАД-ЭФЕНДИ (ум. 1863) — суфийский шайх из сел. Усуг (агул.: Усугъ; лезг.: Усар, Усугъар, ныне Курахский р-он Дагестана), крупный деятель освободительного движения на Кавказе.

АЛ-УСУГВИ, РАМАЗАН (1879–1937) — мулла сел. Усуг. В 1937 г., в июле месяце он был арестован, и обвинён в связях с Абиссинией и Германией, будто бы он был сторонником революционера Л.Д. Троцкого (ум. 1940), нелестно отзывался о советской власти, Конституции СССР, колхозном строе, участвовал в кулацком восстании 1930 году. Рамазан ал-Усугви категорически опроверг все эти фальшивые обвинения и отказался подписать так называемое «обвинительное заключение». В то же время он подтвердил, что был муллой до закрытия мечети и учителем примечетской школы. 28 октября 1937 г. «тройка» НКВД ДАССР приговорила его к расстрелу. Приговор в скором времени был приведен в исполнение».


ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

КЮРИНСКИЙ ОКРУГ — административная единица в составе Дагестанской области и Дагестанской АССР, существовавшая в 1862–1928 годах. Центр — село Касумкент. Кюринский округ в составе Дагестанской области был образован из Кюринского ханства в 1862 (по другим данным — 1866) году. В 1921 году вошёл в состав Дагестанской АССР. В ноябре 1928 года в Дагестанской АССР было введено кантонное деление и все округа были упразднены. В 1905 г. из Кюринского округа разными скупщиками было вывезено ковров и паласов на сумму 279 945 руб. Округ делился на наибства, которые в 1899 году были преобразованы в участки. Участки подразделялись на общества. Кюринский округ подразделялся на наибства: 1) Гюнейское (центр — сел. Касумкент), 2) Курахское (центр — сел. Курах), 3) Кутур-Кюринское (центр — сел. Вакаляр), 4) Южно-Табасаранское (центр — сел. Зизик) и 5) приставство Улусский магал (центр — сел. Куллар). В конце 1864 г. к округу присоединен южный Табасаран, а в 1883 г. Улусский магал, входивший прежде в состав Дербентского градоначальства. К 1926 году округ делился на 6 участков: Агульский (центр — сел. Тпиг), Гюнейский (центр — сел. Касумкент), Курахский, Кутур-Кюринский (центр — сел. Ичин), Улусский (центр — сел. Заграб-Кент), Южно-Табасаранский (центр — сел. Зильдиг).

ЛАКЗ — раннефеодальное государственное образование VI–XIII веков, охватывавшее в основном ареал расселения лезгиноязычных (лезгинских) народов на территории современного Южного Дагестана и Северного Азербайджана. Сведения письменных источников о Лакзе весьма отрывочны, но они позволяют иметь определённое представление о существовавшем политическом образовании лезгин. Столица Лакза у средневековых авторов не упоминается, однако некоторые авторы, считают столицей село Цахур (ныне Рутульский р-он Дагестана), которое названо у Закарийа ал-Казвини (ок. 1203–1283) «главным городом» страны Лакзан. По мнению же российского востоковеда А.Р. Шихсаидова (род. 1928), возможно, под Лакзаном у ал-Казвини понимается Западный Лакз. В X веке Лакз охватывал территорию, занимаемую носителями лезгинской группы языков (агулы, лезгины, рутульцы, цахуры), в бассейне рек Самур, Курах-чай и Чирах-чай. Востоковед В.Ф. Минорский (1877–1966) локализует область, населённую племенами лакз, к западу от Маскута, в верхнем течении реки Самур. Он также отмечал: «В лакзском районе мы встречаем упоминание о месте, называемом К.р.к (с конечным к). Его можно отождествить с Кураком, расположенным на южном притоке реки Касум-Кенд, который находится между Рубасом и Самуром. Этот Курак надо строго отличать от Карах (в рукописи ошибочно), который лежал на север от ал-Баба». Согласно арабскому историку Абу-л-Хасану ал-Балазури (ок. 820–892), страна лакзов находилась на равнине между Самуром и городом Шабран, то есть южнее нынешнего Дагестана (Северный Азербайджан). По сообщению другого арабского историка, географа и путешественника Абу-л-Хасана ал-Мас’уди (ок. 896–956), народ лакзов жил в самых высоких горах этой местности.

УСУГ (агул. Усугъ) — село в Курахском районе Дагестана. Центр Усугского сельского поселения. Село расположено в долине реки Акарлец, в 19-ти км северо-западу от районного центра села Курах.



ЛИТЕРАТУРА

1. Гасанов М. Жизнь и судьба Рамазана Усугского [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9OjUgk, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 16.09.2019). — Яз. рус.