Художники и врачи

Антон Коробейко
Меньше всего иллюзий испытывают, и строже всего (без иллюзий, прочего мусора) относятся к человеку (и человечеству в целом) ХУДОЖНИКИ  (все - музыканты, поэты и писатели, живописцы и скульпторы) и ВРАЧИ.

М.б. это происходит потому, что предметом изучения и тех, и других  и является человек.

Одни изучают человека в каких-либо проявлениях его души, телесности, телесной красоте и т.д., во всём, что касается  эстетических чувств человека во всех сферах его восприятия.
Они изучают человека для того, чтобы эти эстетические чувства удовлетворять (художники – это зеркало человечества в самом первозданном виде. Вот где разгадка загадки Платона, который говорил, что искусство – некое это подражание идеалу. Так вот человек и его миропредставление – и есть этот идеал).
Или, напротив, опровергать, предлагая некий вариант антиэстетики (некрасивое, ужасное ,абстрактное искусство, рэди мэйд). Но корни этой антиэстетики так же лежат в эстетической области, в области художественного понимания человеком этого мира.
 
Вторые (врачи)   изучают человека снаружи и изнутри прагматично и приземленно (и УВЕРЕННО - с твёрдой такой уверенностью)  с целями вполне ясными, а именно с тем, чтобы при необходимости иметь возможность человека излечить от болезней, облегчить их жизнь,  очистить её от страданий.
И в этом, кстати, предназначение и врачей, и художников. И если врачи лечат человечество от внешних, телесных его ран, то художники   лечат человечество от ран в его душе. Или, наоборот, проявляют самые глубокие нарывы.
И не случайно, далеко не случайно Гитлер был художником. И метания Достоевского и Толстого тоже рассказывают нам, что они глубоко покопались и болячках общества, и в своих собственных.

И тот и другой ставят диагнозы человечеству, и тот и другой выписывают ему рецепты и приготовляют лекарства для того, чтобы избавить  человека от болезней.


(С)   Антон Коробейко  2003 г.