Первое. Роль Художника (живописца, поэта, писателя) - возможно - быть проводником неких идей Бога (таинственных общих потусторонних идей).
В этом смысле Художник ничего самостоятельно не производит - он только проводник. Ну, это часто так говорят – художник - жрец, художник - шаман.
Второе. Можно (и нужно) рассматривать профессию Художника (Художника с большой буквы «Х» - живописца, скульптора, поэта, писателя, музыканта, наконец), как исследователя. Нужно сказать, что этот вид деятельности сопоставим с такими профессиями как Физик, Химик, Математик или Врач.
В чем же? И те, и другие, и третьи изучают мир, создают и сопоставляют закономерности, выявляют и формулируют законы.
Физик изучает мир со своей точки зрения, химик со своей, математик по-своему, художники – так же - со своим инструментарием.
Эту позицию можно довольно просто и ясно обосновать.
Есть яркие примеры - у совершенно разных художников (к примеру, писателей), писавших в совершенно разное время.
Объединяет их только одно – внимательный и пристальный взгляд на мир, его глубокое изучение, сопоставление и обобщение его правил и законов.
Один из них - это Лев Толстой. Его начало романа «Анна Каренина» яркий пример такой способности:
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
В начале романа применено талантливое и живое обобщение, основанное на отличной наблюдательности и остром уме. Само начало уже заставляет вчитываться дальше.
Иной пример – финального обобщения - можно найти у Александра Солженицына в его «Один день Ивана Денисовича»:
«Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый.
Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три.
Из-за високосных годов — три дня лишних набавлялось…»
Здесь нам показано, как же дорожит свободой человек, её лишённый. И такой счёт времени, до выхода на свободу, только подчеркивает её драгоценность.
Наконец, в позднейшее время такого рода обобщение – образец полноценного и художественного мышления - тоже можно привести.
Он, например, есть (заложен в форме цитаты) в «Лавре» Евгения Водолазкина: «Он помнил слова Арсения Великого: много раз я сожалел о словах, которые произносили уста мои, но о молчании я не жалел никогда».
Важно знать и помнить, что в данных случаях важно установление истины, некой закономерности, обобщение идеи, позволяющей осознать или увидеть окружающий нас мир с некой новой (другой) стороны.
Если говорить о писателях – это не остроумие, или не красное словцо ради красного словца (ради самого себя) – это формулирование.
В поэзии – если это лирика, к примеру – возможно, важным становится тщательное и детальное описание некоего процесса внутри человека («И все души моей излучины, Пронзило терпкое вино», «Я на правую руку надела, Перчатку с левой руки»).
Художник «так видит мир», и скорее не так видит – а так мыслит о нем.
И если считать мир созданием Бога (а Бог есть), то изучение мира, и созданного им и есть, по факту, приближение к Творцу.
И в этом смысле признание, деньги - это не те критерии, которыми искусство стоит оценивать. Только приближение к Творцу является истинной мерой.
Если Писатель или Поэт владеют своими инструментами (языком, пером, кистью, руками, слухом и умением мыслить), и создают с их помощью нечто – изучая и описывая окружающий их мир - это и является единственно правильным способом оценки их роли, как последователей Творца этого мира.
Ничто другое.
Примеры:
1.Ван Гог за свою жизнь за всю свою жизнь, продал одну картину (своему брату), умер в сумасшедшем доме.
2. Модильяни пьяный и обкуренный гашишем бегал по Монмартру и и говорил: « Я старый еврей Модильяни рисую картины, портреты пять франков». Он умер в нищете. Его картину недавно продали за 170.000.000 $
3. Довлатова выгнали из России он спился в Нью-Йорке, никому ненужный сейчас ему поставили памятник на Рубинштейна и он гений.
4. Бродского сажали и выгоняли из СССР
Кто же был оценён - и сейчас тоже? Михалковы - отец, сыновья. Никас Сафронов. Зураб Церетели.
Так вот - я один - очень дорог. Я бесценен.
«Без меня народ не полный» - как говорил Платонов (он тоже не был оценён современниками. Совсем)
(С) Антон Коробейко 2019