Два великих филантропа, прозванные безумцами

Виорэль Ломов
Два великих филантропа, прозванные безумцами
(Выборка очерков, опубликованных в книгах издательства Вече)


Рудольф II


Меценатство в Европе имело много форм, часто напрямую зависевших от принадлежности филантропа той или иной христианской конфессии. В эпоху Возрождения христиане нередко исповедовали еще и оккультизм, ярчайшим примером чего стал император Священной Римской империи, король Богемии и Венгрии, эрцгерцог Австрийский Рудольф II Габсбург (Rudolf II Habsburg; 1552—1612), 28 лет (из 35 императорства) восседавший на троне в столице Богемии (Чехии) — Праге.

Меценатство, как и вообще правление Рудольфа держалось на трех китах — католицизме, оккультизме и сумасшествии монарха. Вопрос безумия императора оставим на совести тех, кто утверждал это, но вот эзотерика, бесспорно, повлияла на дела католика и на 5-вековой стереотип Праги как культурной столицы Европы и «мировой столицы алхимии, мистики и черных сил».

Именно в Праге был создан и якобы оживлен глиняный монстр Голем, чернокнижник Фауст последние годы жизни скрывался от Мефистофеля, но все же был утащен бесом в ад (через крышу нынешней достопримечательности Праги — дома Фауста), явилась на свет таинственная рукопись, не расшифрованная до сих пор, т.н. «книга Войнича». Здесь, по свидетельствам очевидцев, творилась всякая чертовщина, а сам император, говорят, обожал «сеансы по оживлению мертвецов и вызыванию душ умерших»…

Но обо всем по порядку.

Будущий помазанник Божий родился 18 июля 1452 г. в Вене. В 11-летнем возрасте Рудольф был послан отцом, императором Священной Римской империи Максимилианом II, на воспитание к двоюродному дяде — испанскому королю Филиппу II. Сформированный в школе иезуитов, будущий монарх вырос католиком, ненавидящим ересь (с годами он стал веротерпимей), интеллектуалом и мистиком, принявшим идеи астрологии и алхимии, и всерьез озаботившимся поиском философского камня.

Как старший мужчина в имперской ветви Габсбургов Рудольф в 20 лет (еще при жизни отца) стал королем Венгрии, в 23 — Богемии, в 24 после смерти Максимилиана II — эрцгерцогом Австрии и императором Священной Римской империи. На его голову свалились проблемы противостояния агрессии султанской Турции извне, и протестантизма — внутри лоскутной империи. Политические проблемы усугублялись семейными, поскольку Рудольф отвечал за благосостояние оказавшихся не при власти пятерых своих братьев, то и дело строивших ему козни. Одному из них, Матиасу (Матиашу) судьбой было уготовано сместить Рудольфа с престола.

В Вене Рудольфу еще как-то удавалось решать государственные и личные вопросы, но когда в 1583 г. император перенес свою резиденцию в Прагу, они только усугубились. Элита страны, принявшая протестантизм, противилась политике рекатолизации, проводимой  императором. Монарху то и дело приходилось идти на компромиссы либо прибегать к репрессивным мерам. Ближайшее окружение Рудольфа было переполнено его противниками и предателями.

Все эти проблемы расшатали здоровье императора, вызывали у него резкое обострение то ли наследственного (от прабабки, испанской королевы Хуаны Кастильской), то ли благоприобретенного заболевания нервной системы, что позволило многим его современникам прямо называть монарха «безумным», а потомкам — шизофреником. Как правило, обострение случалось после неудачных войн и неудачных попыток религиозных реформ. Так, императору не удалось дать отпор войскам Османской империи, дважды проваливалась затея Рудольфа II рекатолизировать протестантов Венгрии и Богемии, только случай спас монарха от дворцового переворота, едва не осуществленного одним из его вельмож И. Попелом.

Неудачей закончилась попытка самодержца подавить венгерское восстание 1604—1606 гг. под руководством И. Бочкаи. На руку повстанцам сыграли братья государя Матиас и Максимилиан, вместе с другими членами имперской семьи, объявившие Рудольфа II душевнобольным, из-за чего король вынужден был пойти на ряд уступок венгерским феодалам.

В результате дальнейших интриг самого Рудольфа, его родни и феодалов император лишился в 1608 г. Верхней и Нижней Австрии, Венгрии и Моравии. Оставшись номинальным правителем Чехии, Силезии и Лужиц, король не смог противостоять натиску сословий, жаждавших свободы вероисповедания, и вынужден был подписать в 1609 г. т.н. Грамоту величества, предоставившую его подданным независимость.

Последние два года правления венценосца были омрачены его дальнейшими уступками чешской аристократии, вступившей в сговор с Матиасом, которому, в конце концов, и передал Рудольф II свою последнюю корону, оставшись, правда, императором фактически несуществующей империи. Это случилось 23 мая 1611 г. после неудавшейся авантюрной попытки Рудольфа «наказать» Прагу силами наемников.

Через 7 месяцев, 20 января 1612 г. император скончался от легочной инфекции. Похоронен в соборе Св. Вита в Праге. Его преемником стал Матиас II Габсбург.

Посмертная слава Рудольфа II оказалась счастливее прижизненной. Уж слишком много добрых дел сделал король для процветания Праги, для чешской культуры и европейской науки. Из всей династии австрийских Габсбургов, правивших Чехией 400 лет, лишь Рудольф II стал символом Праги.

Как отмечали биографы, именно неудачи правления вызвали в самодержце увлечение наукой (астрономией и минералогией), оккультными учениями, живописью, скульптурой, архитектурой.

Надо признать, что науки Рудольф развивал в поисках эликсира бессмертия, рецепта получения золота, философского камня. Для этих целей он пригласил в Прагу из разных стран многих знаменитых алхимиков и великих ученых — лекаря и естествоведа Т. Гаека из Гайку, анатома и хирурга Я. Есениуса, математика И. Кеплера, астрономов Т. Браге и Дж. Бруно.

Я. Есенский провел в 1600 г. первое прилюдное вскрытие на теле повешенного смертника и издал 300-страничную книгу, посвященную этому событию.

Т. Браге первым в Европе начал проводить систематические и высокоточные астрономические наблюдения. В 1601 г. астроном умер в Праге и «по приказу императора Рудольфа II был похоронен с рыцарскими почестями в пражском Тынском соборе (надо подчеркнуть, что погребение протестанта в католическом соборе было в те годы событием невероятным)» (http://astrowiki.ru/).

«Основываясь на точных измерениях Т. Браге и его каталоге 777 звезд, И. Кеплер вывел законы небесной механики... Кеплер, проведя в Праге 12 самых плодотворных лет жизни, опубликовал научные труды, главные из которых «Новая астрономия», «Разговор со „Звездным вестником“», «Рудольфовы таблицы»» (http://www.bez-granic.ru/).

Д. Бруно написал в Праге книгу «Сто шестьдесят тезисов против современных математиков и философов» и посвятил ее Рудольфу II, благосклонно принявшему философский труд.

В столицу империи стягивались астрологи, чернокнижники, маги, чародеи, шарлатаны со всей Европы. Покровительствуя прибывшим, монарх превратил свою резиденцию в перестроенном им Старом дворце в центр алхимической науки, а сам получил прозвище германского Гермеса Трисмегиста. Тем не менее через химические эксперименты алхимиков Рудольф II способствовал развитию химической науки, решению насущных задач медицины, горного дела, металлургии.

Резиденция монарха была отдана не только ученым и алхимикам. Рудольф разместил в ней 3000 картин и 2500 скульптур, превратив свой дворец в музей мирового уровня. В собрании были полотна А. Дюрера, Л. ванн Лейдена, Л. да Винчи, Корреджо, Тициана, Рубенса, Рафаэля, Брейгеля Старшего, И. Босха, Кранаха Старшего, Гольбейна Младшего и др. По подсчетам, живопись обошлась императору в 17 млн гульденов. «Страсть императора не ограничивалась только изобразительным искусством: он собирал часы, научные приборы и весьма сомнительные реликвии, например, гвозди из Ноева ковчега или флакончики с прахом, из которого Бог якобы сотворил Адама» (http://www.czechiainfo.ru/).

Монарх покровительствовал знаменитым художникам и скульпторам — немецкому живописцу и графику Х. фон Аахену, итальянскому живописцу и декоратору, предтечи сюрреализма Дж. Арчимбольдо, нидерландскому скульптору, ваявшему в бронзе А. де Врису, Б. Спрандеру, П. Стевенсу и др.

В учрежденной Рудольфом II Кунсткамере были собраны древние рукописи, коллекции драгоценных камней, минералов и руд, монет и всяких редкостей, свезенными агентами короля со всего мира.

Особой гордостью монарха была библиотека дворца.

На Пражском Граде, в котором располагался Старый дворец, были разбиты оранжереи, сады с редкостными растениями. Сам Град был перестроен, и сохранился по сей день. В ренессансную перестройку города монарх не пожалел своих средств.

Говорят, «Золотой» нарекли Прагу во времена Рудольфа II — от названия Золотой улочки, где химичили в крохотных домиках, встроенных в крепостную стену, алхимики, под охраной каббалистов пытавшиеся найти философский камень. Ныне это крупнейший алхимический музей мира и одна из главных достопримечательностей Праги и Чехии в целом.

Известно, что на зарплаты обитателям дворца король ежегодно тратил более 150 тыс. гульденов.

P.S.I Рудольф II, в преддверии Тридцатилетней войны (1618—1648) жаждавший мира, создал Орден мира, собственноручно изготовил цепь орденского знака и сам знак. (Е. Белега). Увы, при правлении Матиаса II мир удержать не удалось. В Тридцатилетнюю войну погибло 2 млн солдат  и более 6 млн мирных жителей. В Чехии из 2 млн населения осталось 700 тыс. От грабежей серьезно пострадали собранные Рудольфом II сокровища.

P.S.II "...Император Рудольф II оставил после смерти большое количество золота и серебра в слитках, приблизительно 8,5 и 6 тонн соответственно. Историки так и не смогли понять, где император мог взять столько драгоценных металлов, если весь национальный запас был меньше. Впоследствии было доказано, что это золото отличается от золота, использовавшегося в то время для чеканки монет — оно оказалось более высокой пробы и почти не содержало примесей, что кажется почти невероятным, учитывая технические возможности того времени".
(http://smallbay.ru/magic1.html)

Людвиг II Баварский


В Баварии (Германия), богатой на великие имена, есть две знаковые фигуры — музыкант Рихард Вагнер и король Людвиг II Отто Фридрих Вильгельм Баварский (Ludwig II Otto Friedrich Wilhelm von Bayern). Судьба связала их так прочно, что стоит назвать одного из них, как тут же вспомнят и другого.

Крупнейший реформатор оперы, теоретик и историк искусства, апологет антибуржуазной революции, философ, повлиявший на осознание немцами себя великой нацией, Вагнер к 50 годам успел побывать в ореоле славы и в пропасти забвения. Жизненные перипетии чаще оставляли его в нужде, нежели в достатке. Виртуозно подыскивая себе спонсоров, композитор не раз сбегал от кредиторов в другой город или страну.

Когда музыкант в очередной раз оказался в долгах как в шелках, его разыскал во Франкфурте посланец новоиспеченного короля Баварии Людвига II и передал ему приглашение монарха посетить Мюнхен. Как оказалось, Людвиг был покорен музыкой и образами оперы Вагнера «Лоэнгрин» и жаждал познакомиться с их создателем.

Радушно встретив композитора, государь подарил ему богатый дом, погасил все его долги, выдал аванс 170 тыс. гульденов для написания 3-й и 4-й части тетралогии «Кольцо нибелунга» (первые две части — «Золото Рейна» и «Валькирию» Вагнер сочинил в 1850-е гг.), а также назначил ежегодную пенсию в размере 15 тыс. гульденов.

Самодержец и музыкант были очарованы друг другом как творческими личностями. «К сожалению, он такой блестящий, такой благородный, такой эмоциональный и изумительный, что я боюсь, как бы его жизнь не пропала, как ручеек в песке, в этом жестоком мире. Мне так везет, что я просто раздавлен; только б он жил», — писал в одном из писем Вагнер.

Жизнь порой разводила их, но попечительство короля при этом не прекращалось. Людвиг специально для Вагнера создал в Мюнхене музыкальную школу. Под патронажем монарха в 1865—1870 гг. королевская труппа дала премьеры Вагнеровских опер: «Тристана и Изольды». «Нюрнбергских мейстерзингеров», «Золота Рейна», «Валькирии». Стараниями творческого тандема «столица Баварии превратилась в Мекку для европейских музыкантов», признавших оперу Мюнхена высшею в мире. В эти же годы композитор создал две последние части «Кольца нибелунга» — «Зигфрид» и «Гибель богов».

Основав фонды для развития музыкальной культуры, Людвиг Баварский в 1872—1876 гг. построил для Вагнера в Байрейте оперный театр — Дом фестивалей, поддержал создание Байрейтского патронажного общества. Оперный театр («храм искусств», по Вагнеру) был открыт премьерой тетралогии, «для исполнения которой стеклись лучшие музыкальные силы Германии». За год Байрейт стал вторым после Вены музыкальным центром Европы. Вагнер поставил в Байрейте в 1882 г. и свою последнюю оперу-мистерию «Персифаль».

Помимо «музыкального» меценатства из личных средств, Людвиг II прославился еще и «архитектурной» филантропией, давшей ему в истории прозвище «сказочный король».

Людвигом владели две страсти — к «величественной и завораживающей» музыке Вагнера и к возведению роскошных замков. Здесь к высказыванию Вагнера: «Когда хоть ненадолго смолкает человеческая речь, начинается искусство музыки» — уместно добавить: «и архитектуры».

Вторая страсть монарха была связана с традициями королевской семьи — династии Виттельсбахов, прославившейся своими венценосными архитекторами, строителями дворцов, покровителями искусства, которые, не скупясь, тратили миллионы на пополнение картинной галереи, покупку мраморных изваяний, постройку зданий Мюнхена, поощрение художников (Каульбаха, Карнелиуса и др.).

Будущий помазанник Божий родился в Мюнхене 25 августа 1845 г. в семье кронпринца Максимилиана (короля Баварии в 1848—1864 гг.) и кронпринцессы Марии Гогенцоллерн. Как утверждают биографы, «кронпринцесса внесла в монаршую семью сумасшествие».

Получив прекрасное воспитание и спартанскую закалку, Людвиг, по уверениям историков, готов был стать кем угодно — рыцарем, поэтом, небожителем, только не королем, ибо был «не от мира сего», постоянно пребывая в романтических фантазиях, мало связанных с земными делами монарха. Но жизнь распорядилась по-своему, и после смерти отца 18-летний юноша был возведен на трон. Первым королевским распоряжением стало — отыскать Вагнера.

Несмотря на мечтательность и возвышенный строй мыслей, на некоторую «странность» в поведении, «принцу из сказки» поначалу удалось решить ряд политических вопросов королевства, связанных с противостоянием Пруссии и Франции, с успешным отстаиванием независимости Баварии, а также с объединением Германии под эгидой императора Вильгельма I, чему он сам немало поспособствовал.

Но природа взяла свое, через несколько лет Людвиг Баварский передал военную политику в руки своих министров и целиком сосредоточился на вопросах культуры — музыке своего любимца и строительстве замков в Баварских Альпах, в которые вложил все свои личные капиталы (его годовой доход составлял 5,5 млн марок), а также часть государственной казны (21 млн).

Людвиг построил три замка, еще один реставрировал. В 1869—1884 гг. на границе с Австрией в Гогеншвангау был выстроен замок Нойшванштайн («Новый лебединый утес»). Дворец замка, украшенный изнутри сценами из любимой оперы Людвига «Лоэнгрин», стал его частой резиденцией.

Посетив в 1867 г. инкогнито Францию, король загорелся идеей создания улучшенной модели Версальского дворца. Таковой был построен в 1874—1878 гг. на границе с Австрией в Оберау. Как говорят, вся роскошь Линдерхофа была рассчитана на одного-единственного человека — Р. Вагнера, но композитор так ни разу и не побывал в замке.

Едва построив Линдерхоф, Людвиг взялся за строительство еще одного «Нового Версаля» — замка Херренкимзее на острове посреди озера Кимзе (70 км от Мюнхена). Довести свою новую задумку до завершения он не успел.

Зато успел перестроить по своему вкусу старый замок Берг на Штарнбергском озере (30 км от Мюнхена).

На грандиозные проекты Людвига денег в королевстве не хватало. Доходило до курьеза: в поисках кредитов монарх обратился к властителям разных стран, даже Бразилии, но когда те отказали ему, нанял разбойников для грабежа европейских банков. «Коммандос» промотали выданные им средства на грабеж, а королю доложили, что операция сорвалась.

Однако, что ни говори, строительство «никому не нужных» замков было выгодно всем. Придворные хорошо наживались на этом, т.к. расходование и контроль трат были в их руках. «Эти продажные, мелкие, лживые, рабские натуры только поджигали его и вталкивали его в безумные затраты». (Лейб-медик короля, доктор Л. фон Шлейс).

Население же боготворило короля за то, что он обеспечивал десятки тысяч строителей и ремесленников хорошо оплачиваемой работой. «Истощение казны» позднее было поставлено в вину монарху, однако когда после смерти Людвига в выстроенные им замки повалили толпы туристов, все затраты баварской казны быстро окупились.

Последние годы жизни «немецкий Гамлет» проводил уединенно в замке Нойшванштайн, руководя страной через послания. К его «странностям» прибавились новые. Людвиг перешел на ночной образ жизни; задумав избавиться от подданных, решил продать Баварию и купить себе необитаемый остров, для поисков которого отправлял в Крым, на Гималаи и т.д. директора государственных архивов.

Людвиг неумеренно пил шампанское и снотворное, мучился головными болями, впадал в припадки бешенства либо в состояние оцепенения… Придворные все чаще стали называть монарха безумным. Крестьяне же обожали его, поскольку с ними «Людвиг был приветлив и ласков; здоровался… за руку и всегда находил время поговорить об их нуждах, проявить участие» (http://www.darkgrot.ru/).

В результате успешного заговора, во главе которого стоял премьер-министр Лутц, в июне 1886 г. король был объявлен недееспособным (психиатры поставили диагноз: паранойя). В Берлине не поверили в это, но помочь ничем не могли. Канцлер Германии О. фон Бисмарк позднее писал: «У меня осталось о нем впечатление как о деловом правителе с ясными мыслями и национальной гордостью».

Король яростно воспротивился отречению, но через день смирился. Опекуном Людвига и принц-регентом был назначен его дядя Луитпольд. В сопровождении придворного врача фон Гуддена экс-короля отправили в изгнание в замок Берг. По пути следования кареты баварские крестьяне предлагали Людвигу свою помощь и защиту, но он отказался.

13 июня 1886 г. Людвиг в компании с фон Гудденом отправился на прогулку в замковый парк. Оба они погибли в водах Штарнбергского озера при невыясненных обстоятельствах. Версий было много, но остановились на безумии экс-короля и его самоубийстве, хотя многое говорило за то, что Людвига могли «убрать»: и придворные, поживившиеся казной, и берлинские власти, обеспокоенные возможностью восстания в Баварии в случае обращения Людвига к населению за помощью, и намерением монарха сблизиться с Францией…

Людвиг II был похоронен в усыпальнице церкви Св. Михаила в Мюнхене. Сердце мечтателя положили в позолоченную серебряную урну и поместили в мавзолей Альт-Эттинг — фамильную усыпальницу Виттельсбахов (Верхняя Бавария).

Помимо произведений Вагнера и «сказочных замков», после правления Людвига остались Академия изящных искусств и Технологический институт в Мюнхене, а также баварский Красный Крест.

P.S. Сказочный вид Нойшванштайна вдохновил на создание балета «Лебединое озеро» русского композитора П.И. Чайковского (по одной из версий, он специально приезжал «с тайным визитом» в замок), а также американца У. Диснея на создание Волшебного Королевства в мультфильме «Спящая королева».


Замок Нойшванштайн на берегу озера Шванзее (Бавария)
Фото из Интернета
http://travel-dom.ru/wp-content/uploads/2019/02/image-6.jpg