3. В смерти Лермонтова винить... нечто

Владимир Конюков
3. В смерти Лермонтова винить… НЕЧТО.


«Мартынов… рассказал мне… он был в дружеских отношениях с Михаилом Юрьевичем, но в последнее время вышло  НЕЧТО, вызвавшее крупное объяснение…».
                Бетлинг.
    
     Мартынов подошёл к Лермонтову и выстрелил… А.Я. Булгаков об этом, близкий человек того времени к правительству, МИД, лично к царю.
Мартынов извинился: «Миша, прости…» и выстрелил…
«… шёл резкий дождь…», писал приятель Мартынова, Бетлинг.
По отзвукам молвы из 20-х, Мартынов идя к Лермонтову, «грохнулся». Склон, грязь, сильный дождь. Получилось ли совпадением,… упал на колени, извинился и выстрелил. Так и так случилось… Оставим некоей неопределённостью. Но полёт пули получился, как по посмертному освидетельствованию тела, снизу вверх. Перепутанному исторически, князем Васильчиковым положения пистолета у майора, вывернул его по – французски, приём «от бедра». Так и получился вход пули ближе к боку, чем к груди и немного снизу. Ещё и Лермонтов стоял боком и выше на склоне.

     Уместно описать свидетелями место трагедии.
«Противников поставили на скате, около двух кустов: Лермонтова лицом к Бештау, следовательно, выше; Мартынова ниже, лицом к Машуку. Отсюда, Лермонтову приходилось целить вниз, Мартынову вверх…».

     Отсюда следующая мощная РАЗГАДКА…
Уважаемый одессит, писатель К. Паустовский, знающий в то время пенсионеров, рождения 19 века, знал в деталях, о чём написал. Они ему рассказывали, как было…Он был успешным популярным советским писателем, ограничен идеологией. Почти подтекстом написал в известном рассказе «Разливы рек» в 1954 году,
«… одновременно с выстрелом Мартынова ему почудился второй выстрел, из кустов под обрывом, над которым он стоял».
Выстрел Мартынова и короткой паузой, если небольшие горы вплотную, обрывистое эхо. Длинное, долгое  эхо в замкнутом пространстве гор, ущелье, распространяется глубокими большими расщелинами...

«Лермонтоведением» доводы Паустовского приводились при описании вариантов, но и только… Что это, чуть ли не свидетельские показания очевидцев, рассказанные стариками, жившими в 20-х годах и много чего повидавшие в переломные годы и после Гражданской войны. Переданной им не такой далёкой молвой из 19 века.
Он записал в рассказе, был «второй выстрел» «одновременно с выстрелом Мартынова». Почудилось определённое место «из кустов под обрывом».
Это как? Какой второй выстрел? Тем более, сбоку, снизу из оврага, но недалеко…
… Был, был выстрел…
 
Паустовский записал историческое свидетельство этого факта на века. Слова в народе гуляли с 20-х, как раз, с пока ещё не зацензуренных книжек – минуток. Позднее изъятых и уничтоженных с таким содержанием текста, который читали по слогам малограмотные.
Министерство просвещения Луначарского пока не определилось, какую биографию давать ученикам. Было становление государства, из национальных республик формировался Союз республик. Путаницы было масса, тонкости учёбы безграмотного населения мало замечались.
… В 1954 году, всё отлично помнилось, что было в 20-х годах.

Константин Георгиевич … пишет конкретно и чётко, «одновременно с выстрелом Мартынова», именно, его выстрелом, прогремел ещё один выстрел.
Трансформация восприятия у читателя. Мартынов стрельнул, но в сторону, вверх, в землю, куда угодно. Даже крутнулся по – французски… боком… Проще, специально промазал, а стрелок – казак из оврага снизу попадает в Лермонтова насмерть.
А если трансформация восприятия стрельбы обратная?
«… одновременно с выстрелом Мартынова ему почудился второй выстрел, из кустов под обрывом, над которым он стоял». Он -  Лермонтов.
Мартынов в него стреляет. Из оврага кто – то стреляет… Мартынов его убивает, а второй выстрел по кому?

По кому, по кому? По Мартынову! И,… ВСЕ  ПОБЕЖАЛИ… с испугу!
Читаем.
«Услыхав выстрел, все соучастники поединка трусливо разбежались; Мартынов даже потерял черкеску…»
Вот она одна из главных  РАЗГАДОК  спектакля под дуэль, срежиссированная, но не до конца и с последствиями для участников.
Нам, потомкам, для загадок… Гений Лермонтов погиб…

     Как бы потом составлялась режиссёрами картина дуэли, только предположения. Друг друга убили, потому что злые были… Презрительно смотрел, презирал Лермонтов… Может, пьяный, опившийся шампанским майор, сдурел и убил поэта. Нам неведомо…
А что произошло?
Стреляет Мартынов и убивает поэта на месте насмерть, потому что в упор стрелял. Поскользнувшись, брякнувшись, но намеренно, прицельно, наверняка, он же, бывший военный, фронтовик, боец…
Одновременно, вдруг, второй явственно слышимый выстрел снизу, с Мартынова слетает черкеска, сбитая тупой «пушечной» пулей. Мартынов – майор и не такое видал на войне, на армейском подсознании, бросается, хоть и в подпитом состоянии прочь в укрытие. В любую расщелину от опасности, от смерти.

Он даже и не осознавал, по обстановке и поведению окружающих, почуял заранее и свою смерть,… фронтовая выучка помогла? Перед этим…, фатальность… Брякнулся, упал, встал на колени перед Лермонтовым, чудом остался жив.
Невероятно! Спасла его большая утеплённая  ЧЕРКЕСКА. Не мудрено, пуля элементарно «запуталась», закрутила сукно, рванула, сдёрнула с плеча… Вскочил,  ПОБЕЖАЛ.
Стадное на инстинкте, за ним «рванули» остальные
Все побежали…
 
     Утверждение Васильчикова, «… в правом боку дымилась рана, в левом – сочилась кровь…»
литературоведением подвергалось обструкции многократно.
«Мы побежали»…
Утвердительное - «МЫ  ПОБЕЖАЛИ», было неоспоримым фактом, пропущенное мистификаторами свидетельство или подаваемый смысл, как… от испуга, например. Сейчас, являющееся главным обвинение умышленного убийства поэта Лермонтова. Грубо, не умно скроенного спектакля, скрыть убийство под, тоже запрещённую дуэль, где спроса ни с кого… Майор и поручик стрелялись, на быстроту, на скорость, и такие дуэли были, оговоренные заранее. Поубивали бы друг друга, пообсуждали, посплетничали бы  и забыли...

     Организаторам «театральной постановки», Мартынов не нужен был. Он это понял, утвердился в мысли, когда убегал… Его поведение, всё запутать, было на суде, путанность в рассказах об этом, сожаление о глупости… Боязнь… Кому надо было, достанут. Он прекрасно понимал, кто и как его подставил.
… У горы Машук всё пошло не по плану, обстоятельства изменились…
Совсем скоро стало понятно,… Организаторам расправы над поэтом, Мартынов быстро стал неинтересен…
Суд, молва обнародования… Мартынов боялся, оказалось, зря, никто его не трогал, сценарий «спектакля» сорвали обстоятельства…

«Услыхав выстрел, все соучастники поединка трусливо разбежались; Мартынов даже потерял черкеску. А ведь на «дуэльной» площадке были и несомненные друзья поэта. Почему же они оставили тяжелораненого человека одиноко умирать, не оказав необходимой помощи?
Ответ может быть один: Выстрел, сразивший поэта, был неожиданным для них самих. Никто не побежал бы очертя голову от пистолетного выстрела Мартынова…»

Для исследования этой трагедии, надо несколько раз повторяя и с перерывами, прочитать этот текст 1966 года. Его интонация произвольно меняется от смысла последней фразы,
«Никто не побежал бы очертя голову от пистолетного выстрела Мартынова…»
То есть, выстрел Мартынова был, а по фразе слышится, «если бы»… Образно получается, сдвоенные буквы «бы», как одновременный «сдвоенный» выстрел… Мартынова и того, кто был в кустах в овраге.

     Справка.
«Черкеска - таким словом русские называли особый кафтан, который носили многие народы Северного Кавказа, а также казаки Кубани ...»
Шита была из сукна, тонкого лёгкого, для верховой езды или уплотнённого тёплого утяжеленного для гор, где холодные ветры...»
 «Бешмет — верхняя одежда у тюркских народностей, в виде кафтана со стоячим воротником. Распашной, обычно стёганый, глухо застёгнутый полукафтан, плотно облегающий грудь и талию, доходящий, как правило, до колен, с невысоким воротником-стойкой и рукавами из парчи, бархата. Надевался на рубаху и под халат, хотя в быту мог носиться самостоятельно… Впоследствии ватный бешмет стал прототипом ватника, а легкий укороченный бешмет защитного цвета — прототипом гимнастёрки».

«Н. С. Мартынов. Некогда это был очень красивый молодой ... отрастил огромные бакенбарды, ходил в простом черкесском костюме, ... или шелковый бешмет; или наоборот: черную черкеску и белый бешмет». «… высокий рост…»
«Записки… Это было уже осенью; его белая черкеска и черный бархатный бешмет с малиновой подкладкой произвели на нас ...».

«Ходить в черкеске нараспашку считалось неприличным…», а в наброшенной ловко и удерживаемой  плечом,  давало свободу рукам и стрелять из пистолета разными способами.

     Сын Мартынова… со слов отца…,
«Лермонтов стоял в рейтузах и красной канаусовой рубашке…». Все «лермонтоведы» уверенно добавляли, был … сюртук. Был «резкий дождь»…
«Сюртук (для военных в русской армии 19 в) был длиннополый (полы доходили до уровня колен и имели красную подкладку)»
«КАНАУС — (тат.). Шелковая материя из шелка сырца… красивая и плотная материя из некрученого шелку (сырца). Словарь иностранных слов.»

Сравнения и виды одежды нам нужны, в том числе, чтобы не было сомнений: стрелок из оврага никак не мог перепутать соперников. Он стрелял прицельно в майора Мартынова!


Продолжение следует

К циклу «Зачем Лермонтов поехал в Пятигорск?»  http://www.proza.ru/2016/07/27/611