Борьба с немецкими подводными лодками

Валерий Агейчик
"На подлодках нет места ошибкам. Там ты или жив, или мертв" -
адмирал сэр Макс Хортон

У меня был дом у моря. Но, для того чтобы попасть на пляж, нужно было пройти через бар. Поэтому я так и не увидел само море.-Джордж Бест (1946–2005) — североирландский футболист МЮ

Передовые страны уже к 1903 году имели довольно внушительный подводный флот, выделяя огромные средства на его развитие и строительство. В составе их флотов числилось: во Франции — 34 подводные лодки, в Великобритании — 18, в США — 9, в Швеции — 7, в Италии — 2 подводные лодки. Россия и Германия отставали и подводного флота не имели.

Ход второй мировой войны мог быть изменен, если бы Гитлер поддержал требования Деница с самого её начала  значительно усилить подводный флот (Карл Дёниц. Десять лет и двадцать дней). Несколько десятков таких субмарин к началу 43 года почти парализовали снабжение Британии потопив только за этот год 2 миллиона 600 тысяч тонн тонножа судов союзников и их судостроение уже не справлялось это компенсировать (всего за годы войны немецкие лодки потопили свыше 10 миллионов тонножа, т.е. почти 3 тысячи крупных судов).

В начале войны, единственным имевшимся средством обнаружения подводных лодок, было устройство Asdic (Исследовательский комитет по обнаружению подводных лодок ѕ названо по первым буквам этого учреждения), а теперь называемое сонаром (Sonar ѕ Звуковая навигация и определение дальности). Он работает по принципу излучения в воде звуковых волн, которые при встрече с целью отражаются от нее в обратном направлении; расстояние до цели вычисляется измерением времени от момента излучения до момента приема ответного сигнала. Это называется эхо-локацией.

 В годы первой мировой войны не было не только этого, но и глубинных бомб и подводные лодки наносили огромный ущерб надводному флоту часто безнаказанно, а их обнаружить можно было только по перископу (Лихарев Д. В. Адмирал Эндрю Каннингхэм. Борьба Великобритании за господство на Средиземном море в первой половине XX века) и обнаруженные подлодки обстреливали из орудий или просто таранили.

Летом 1940 года, адмирал Дениц, Главнокомандующий немецким подводным флотом решил радикально изменить тактику подводной войны. Он заметил, что эскортное охранение союзных конвоев состояло, главным образом, из довольно старых эсминцев, поскольку лучшие корабли Королевского флота использовались для борьбы с немецкими рейдерами охотившимися за торговыми судами. Пользуясь преимуществом их слабой защиты, Дениц решил атаковать конвои противника ночью из надводного положения, а не из подводного.
В этих условиях, Asdic (дальность обнаружения которого была минимальной у поверхности), был бы бессилен против быстрых немецких подводных лодок серии U, которые под покровом темноты имели бы возможность атаковать и уходить не погружаясь. Ночью, на широких океанских просторах, низкие рубки подводных лодок было бы трудно обнаружить, в то время как массивные темные силуэты торговых судов, выделяющиеся на фоне светлого неба, стали бы легкой целью для подводных лодок.

Командиры U-подводных лодок, осознавая свое преимущество, атаковали все смелее и смелее, проникая в самую середину медленных конвоев и нанося огромный ущерб. Также, им очень помогала германская служба перехвата радиопередач ѕ Service B, которая принимала и дешифровала не только радиограммы передаваемые британским конвоям в море, но также и инструкции о маршрутах передаваемые из британского Адмиралтейства.

Количество потопленных торговых судов росло день ото дня, и Великобритания ощутила ужасную перспективу оказаться в состоянии, когда все морские транспортные коммуникации между Британской Империей и США будут перерезаны. Встревоженные этой перспективой, британцы решили установить на части своих эскортных кораблей и самолетах береговой обороны Королевских ВВС противолодочную (ASV) РЛС.
Однако, РЛС Mark I оказалась плоха для задачи борьбы с подводными лодками и, в начале 1941 года, она была заменена на РЛС Mark II, которую установили на самолетах. При помощи этой РЛС, самолет, летевший на высоте 450 — 900 метров, мог обнаружить всплывшую подводную лодку на дальности 13 км.
Mark II, как оказалось, также не смогла удовлетворить требованиям, поскольку когда самолет заходил для сброса бомб на подводную лодку, помехи от морской поверхности маскировали ответный сигнал на экране РЛС, что делало ночную бомбежку всплывших подводных лодок неэффективной.

Однако противник не знал об этом ограничении. Простое наличие РЛС на самолетах помогло снизить количество потопленных британских торговых судов, по крайней мере в прибрежных водах, в районе от западного побережья Британских островов до пределов досягаемости самолетов Берегового командования.

С этого момента немецкие подводные лодки начали использовать новую тактику адмирала Деница. Эта тактика была названа атакой "волчьей стаей" и заключалась в концентрации большого количества подводных лодок в стратегически важных точках так, чтобы, при прохождении конвоя противника его атаковали бы со всех сторон на протяжении несколько дней. Новая тактика, применявшаяся главным образом за пределами досягаемости британских самолетов, создала большие трудности боевым кораблям эскорта и вызвала опустошение конвоев.

 Множество британских торговых судов было потоплено в результате нового метода нападения. А теперь, после того, как Соединенные Штаты вступили в войну, немецкие подводные лодки могли действовать и на прибрежных маршрутах Америки. Большое количество торговых судов, которые ходили этими маршрутами — невооруженные и неэскортирумые, были совсем беззащитны перед лицом подводной угрозы. Поэтому, количество потопленных судов росло астрономически: только в мае и июне 1942 года у берегов Америки было потоплено 200 торговых судов! Всего в первом полугодии 1942 года немцы потеряв 21 подлодку потопили 583 судна с общим бруно-тоннажем 3 080 934, из них подлодка капитана Витте потопила 148 с тоннажем 759 009 (Дениц. "Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне"). При этом одновременно были задействованы в операциях не более 12 подлодок (Роскилл. "Война на море" Том 2.)

Тем временем как на море шли ожесточенные сражения, в лабораториях готовились новые средства. Ученые были заняты разработкой целого ряда средств РТР, РЭП и контр-РЭП, которые должны были изменить ход Битвы за Атлантику.

Союзники начали с оборудования самолетов большой дальности и продолжительности полета новой РЛС L-дапазона частот, т. е. работающей на частотах 1 — 2 ГГц, которые позволили прикрыть им все основные маршруты конвоев между Великобританией и Соединенными Штатами с авиабаз этих стран. Таким образом, начиная с лета 1942 года, авиация Союзников получила возможность начать ночные бомбежки немецких подводных лодок, используя очень мощный прожектор — Leigh Light, который мог осветить подводную лодку с расстояния около полутора километров.
Теперь, когда Союзники нашли способ прикрытия всей Атлантики и преодолели проблему потери радиолокационного контакта на дальности 300 — 400 метров применением прожектора, количество потопленных немецких подводных лодок начало увеличиваться.

Немцы ответили тем, что установили на своих подводных лодках СПО Metox. Как уже рассказывалось, этот тип СПО имел возможность принимать сигналы противника раньше, чем противник обнаружит корабль или подводную лодку. У французской фирмы Metox имелись на складах СПО, однако, антенны для них пришлось мастерить спешно. Их навили проводом вокруг деревянного креста; эта импровизированная антенна была в шутку названа "Бискайским крестом", в намеке на то, что Бискайский залив, где немецким подводным лодкам приходилось спорить не только со штормами, по которым он так известен, но также и со скоплением самолетов и боевых кораблей Союзников. Metox обеспечивала раннее обнаружение самолетов и кораблей противника, что позволяло подводным лодкам вовремя выполнить экстренное погружение (осуществлялось за 30 секунд; у советских подлодок время погружения  было не менее 3 минут).

Эта мера противодействия дала немедленный эффект и количество потопленных подводных лодок заметно снизилось. Союзники, конечно, поняли, что что-то новое произошло в электронной области, и начали работу по новой РЛС ѕ Mark III. Эта РЛС работала на частоте 3 ГГц, что соответствовало длине волны всего 10 см. S-диапазон частот (2 — 4 ГГц) был намного выше, чем L-диапазон частот, в котором работала ее предшественница. Mark III была принята на вооружение в начале 1943 года. СПО Metox, которые, как предполагалось, предупреждали немецкие подводные лодки о приближении самолетов и боевых кораблей противника, были не способны перехватывать излучение таких высоких частот и молчали. Таким образом U-подлодки, ничего не подозревая и полагаясь на свои СПО Metox, всплывали для перезарядки батареи и становились легкой добычей для самолетов Союзников, оборудованных новой РЛС.

Как только потери подводных лодок стали снова увеличиваться, немецкие специалисты начали отчаянно пытаться обнаружить, что же изменилось в методах обнаружения Союзников. Хотя оставшиеся в живых командиры U-подлодок и сообщали, что их СПО перед атакой никакого электромагнитного излучения не принимали, по каким-то причинам немецкие специалисты не стали рассматривать возможность того, что союзники перешли на более высокую частоту. Вместо этого, они предположили, что союзники применили новую систему на основе использования ИК-лучей, например, чрезвычайно чувствительного радиометра, способного обнаруживать высокие температуры излучаемые двигателями U-подлодок.
Таким образом, пойдя ложным путем, они занялись длительной разработкой подавления высоких температур излучаемых подводными лодками. После нескольких месяцев исследований и экспериментов, вдоль бортов U-подлодок были установлены теплозащитные экраны, но единственный эффект, который они дали, было уменьшение их скорости хода. Тем временем, количество потопленных U-подлодок снова стало расти; только в мае и июне 1943 года была потоплена примерно сотня подлодок.

На помощь морякам пришли Люфтваффе, когда среди обломков британского самолета, сбитого около Роттердама, они обнаружили некоторые части от РЛС H2S, которые раскрыли технологии, до того времени неизвестные немецким специалистам. Благодаря этой удачной находке они пришли к пониманию того, что союзники изобрели знаменитый магнетрон ѕ очень сложную электронную лампу, работающую на длине волны примерно 10 см. Немецкая промышленность немедленно приступила к созданию СПО, который мог бы принимать излучение в S-полосе частот. Новый приемник, названный Naxos, потребовал времени на разработку и оказался неудовлетворительным, поскольку имел недостаточную чувствительность и дальность всего 6 — 8 км.

Тем временем, союзники топили все больше и большее U-подлодок и поэтому, немцы попытались найти другие методы уклонения от обнаружения. Один из таких способов — под кодовым названием Bold, заключался в применении ловушек в виде резиновых, воздушных шаров запускаемых с подводных лодок на высоту примерно 10 метров. К ним прикреплялись один или два металлических кабеля для отражения радиолокационного излучения противника и таким образом создания ложных сигналов. Воздушные шары прикреплялись к плавающим буям, которые обычно дрейфовали поблизости, однако, в реальности, возможности введения в заблуждение патрульных самолетов были весьма невелики.

Ближе к концу 1943 года, некоторый успех был достигнут применением шнорхеля — трубы, оснащенной специальным клапаном, который позволял подводным лодкам перезаряжать свои электрические батареи, двигаясь в погруженном положении. Они были покрыты специальным радиопоглощающим материалом, который поглощал, а не отражал излучение РЛС противника.

Когда долгожданные приемники Naxos наконец-то были готовы, было уже слишком поздно; слишком много подводных лодок было потоплено и Битва за Атлантику была, к этому времени, безвозвратно проиграна.

Перехват радиопередач U-подлодок внес очень большой вклад в победу Союзников в Битве за Атлантику, особенно в период наибольших потерь судов конвоев. Подводные лодки должны были периодически всплывать, обычно ночью, для перезарядки своих батарей, определения координат и передачи донесений в штаб и обмена радио-информацией с другими подводными лодками в определенном районе.
Эти радиопередачи перехватывались кораблями эскорта союзников, имевшими на борту радиопеленгаторы и измеряя пеленг, они могли определить местонахождение подводной лодки. Затем, эти координаты передавались группам кораблей-охотников, задача которых состояла в обнаружении и потоплении подводных лодок. Эти группы, обычно состоявшие из двух или трех эскадренных миноносцев или фрегатов, направлялись в назначенную точку и безжалостно выслеживали неудачливого противника.

Чтобы избежать этого, немцы изобрели систему для чрезвычайно быстрых или "шприцевых" радиопередач; они записывали их в ускоренном виде и передавали их за время менее одной секунды.

Для нормального прослушивания, магнитофон автоматически замедлял запись. Существовавшие тогда радиопеленгаторы были еще не достаточно быстры, чтобы перехватывать и определять координаты передатчика за такое короткое время и поэтому U-подлодки имели возможность довольно спокойно передавать ночью, правда, недолго.

В 1943 году, союзники придумали противодействие — автоматический радиопеленгатор под названием Huff-Duff, который был способен принимать короткие радиопередачи и вычислять направление за доли секунды, которые длились эти радиопередачи. Huff-Daff были установлены не только на борту кораблей, но также и на соответствующим образом расположенных береговых станциях, чтобы получать хорошую триангуляцию перехваченных радиограмм. Как только немецкая подводная лодка начинала передавать радиограмму, наземные станции и суда в море могли немедленно определить ее местоположение и послать противолодочные суда и самолеты для ее атаки и потопления.

Битва за Атлантику дает важный урок тем, кто отвечает за планирование и проведение РЭБ: она учит, что не достаточно знать какое оборудование использует противник на поле боя в настоящий момент, более важно знать, что разрабатывается для применения в будущих операциях. Генерал Мартини принял мудрое решение, когда, в 1939 году, решил слетать вдоль побережья Великобритании на дирижабле Zeppelin. Таким образом, он выполнил первый полет на выполнение задачи электронной разведки, нацеленной на выяснение, что противник делает в области РЭБ.
 Люфтваффе следовало бы придерживаться этой практики в течение всей войны, и посылать не только бомбардировщики и истребители на Великобританию, но также и несколько самолетов оборудованных для перехвата электромагнитного излучения в небе Британии. Немецкая электронная промышленность уже имела достаточный опыт, чтобы вести разведку в электромагнитном спектре; детекторные приемники — идеальные для этой задачи, уже применялись и немцы должны и обязаны были использовать их для регистрации импульсов, излучаемых новыми британскими РЛС во время их испытаний.

Пренебрегая электронной разведкой, германское Верховное командование не только недооценило надвигающуюся угрозу, но также лишило себя возможности приобретать сведения о технических новациях, которые могли бы оказаться чрезвычайно полезными для разработки соответствующего РЭП, способного нейтрализовать эти надвигающиеся угрозы (https://tech.wikireading.ru/9176).

Здесь важно отметить и такой фактор войны, по мнению экспертов, сократившей её срок на 2 года и спасший до 15 миллионов жизней, как осуществлённая англичанами операция «Ультра» свыше 50 лет державшаяся в секрете. Основные её моменты изложены в  фильме «Игра в интуицию». Наиболее полно это удивительное событие в мировой истории изложено в книге  «Операция «Ультра» Ф. Унтерботема. С помощью добытого  польской разведкой (на секретном заводе работали немцы с польскими корнями, которые переслали шифромашину по частям в Польшу) переданного англичанам экземпляра немецкой шифровальной машины «Энигма» (Загадка), работ польских криптоаналитиков-математиков  Генрика Зигальского, Мариана Реевского,  Ежи Рожицкого из подразделения польской военной разведки  «Бюро шифров»  (они, изучив конструкцию и принцип работы «Энигмы»,  обнаружили её единственное слабое место-заложенная в первый ротор буква пройдя 8 роторов, отразившись и вернувшись через эти же роторы обратно 16 раз  из 26 букв алфавита меняет своё обозначение, но ни разу не повторяет себя первоначальную, на основе этого поляки и разработали алгоритмы решения задач расшифровки),   и созданной английскими учеными первой в мире вычислительной машины удавалось уже с 1940 года расшифровавать до 4400 важнейших  шифрограмм (в том числе по подводным лодкам) немцев в день. Основываясь на таких расшифровках немецких радиосообщений Черчиль за две недели до 22 июня 1941 года сообщил Сталину о переброске трех немецких танковых дивизий из Югославии к границам СССР, что Сталин проигнорировал.  Дениц прямо говорил, что они будто читают наши сообщения. Именно благодаря перехвату и дешифровке шифрограммы из уже подбитого линкора БИСМАРК в мае 1941 года англичане сумели его снова обнаружить и потопить. Перед этим в период 27—29 марта 1941 года на Средиземноморском театре военных действий Второй мировой войны между итальянским флотом под командованием адмирала Анжело Иакино и Средиземноморским флотом Великобритании под командованием адмирала Эндрю Каннингхэма состоялось  у мыса Матапан  морское сражение. Благодаря своевременной расшифровке итальянского морского сообщения, переданного  с помощью "Энигмы", британцы заранее узнали о планах итальянского командования, что позволило сосредоточить в районе боя превосходящие силы и одержать решительную победу: ценой потери одного самолёта британцы потопили три тяжёлых крейсера и два эсминца. Боевые возможности итальянцев на Средиземном море были в корне подорваны, что в дальнейшем обеспечило успех союзников в Африке. Дениц прямо говорил, что они будто читают наши сообщения. Кампанию по вторжению в занятую нацистами Европу возглавлял Эйзенхауэр, занимая должность главнокомандующего войсками на европейском континенте. Он считал, что война выиграна во многом благодаря операции "Ультра".

Через 60 лет была рассекречена операция по потоплению в 1945 году выдающегося технического достижения немцев субмарины-невидимки U-480 Альберих (название покрытия корпуса подлодки резиновым слоем с воздушными пузырьками, сделавшими её невидимыми для гидролокаторов и позволившие ей потопить в Ла-Маше 2 военных и 2 транспортных судна союзников общим водоизмещением 12 тысяч тонн и остаться незаметной). Подлодка вернулась на базу в Норвегию для дозаправки и до вооружения, но сделала 50 расшифрованных «Ультра» радиограмм.  Англичане установили на  глубине  на месте будущей дислокации (узнали с помощью «Ультра») минное поле, над которым свободно  проходили надводные корабли. Мина с 300 кг взрывчатки потопила подлодку.

 Немецкие подлодки ходили за редкими материалами даже в Японию.  Тем не менее, немцы перед 1.09.1939 имели вместе с учебными  57 подводных лодок (39 готовых к бою) и к 8.05.1945 года построили ещё 1113  (потоплено было  779, участвовали в боевых действиях 963) лодок. Их глубина погружения достигала 300 м, дальность плавания 8700 миль, скорость погружения в воду 30 секунд. Они имели "ШНОРХЕЛЬ" для движения под водой на дизелях и противорадарное покрытие.

Такое количество произведенных немцами подводных лодок  по металлу соответствало гораздо менее сложным по конструкции  20 тысячам танкам «Пантера» (всего было выпущено 5992 танка «Пантера» плюс 1845 танков "Тигр"), которые могли бы создать нам серьезные проблемы.Но когда Гитлер понял всю важность этого и бросил огромные мощности на их производство, в том числе построили 55 самых совершенных и быстроходных (опережающих эсминцы двигаясь под водой,способных атаковать акустическими торпедами с глубины 50 метров) по тем временам в мире, но практически не успевших повоевать, т.к. их экипажи не прошли полностью трехмесячный курс обучения или были потоплены в количестве нескольких тысяч на теплоходе ГУСТАВ нашим капитаном Маринеско (после войны они некоторое время выпускались по немецким чертежам для ВМФ СССР на заводе Красное Сормово в Горьком и эксплуатировались до 1990 года) то было поздно. Союзники научились с ними бороться и около восьми сотен немецких подлодок было потоплено.

 В СССР было выпущено 126 подводных лодок с грубиной погружения  до 90 м, скоростью погружения не менее 3 минут и  дальностью 3130 миль.

Необходимо отметить, что Великобритания спаслась главным образом  благодаря помощи США, но заплатила за это потерей своей империи. Согласно соглашению между этими странами, известному как ленд-лиз на первом этапе англичане получили бесплатно для борьбы с немецкими подводными лодками 50 американских эсминцев и документация на все упомянутое выше и разработанное в Великобритании  электронное оборудование передавалась на заводы США, где оно быстро производилось в огромных количествах и устанавливалось на самолеты.  Но это соглашение предусматривало беспошлинную торговлю США с английскими колониями включая Канаду, Австралию, Новую Зеландию и др. (до этого пошлина составляла 50% от стоимости товара!).
 В результате товары и продукция США на этих колониальных территориях быстро вытеснила продукцию метрополии и эти земли в конечном итоге сначала получили экономическую, а затем и политическую независимость.


В книге Герберта Вернера "Стальные гробы" прошедший всю войну один из не многих (потери составили 85%)выживших капитанов немецкого подводного флота красочно и подробно описал все то, что чувствовали и с чем  сталкивались они на море и на суше (http://royallib.ru/book/verner_gerbert/stalnie_grobi.html). В частности он подробно описывает, как его подлодка в мае 1943 года, когда за месяц немцы потеряли 38 подлодок, в течении 35 часов спасалась от непрерывных атак эсминцев в Атлантике на глубине 285 метров, причем предельную глубину погружения им не говорили, об этом конструкторы лодки предпочитали молчать (она была около 300 метров и они этой глубины достигали спасая себя).

Важным было изобретение одного из американских ученых: в момент, когда локаторы самолета фиксировали факт обнаружения его радиолокатором немецкой подводной лодки, излучение локатора самолета  уменьшалось, имитируя его  удаление от подводной лодки.  И вот мы читаем в воспоминаниях немецких подводников: лодка уже
 была готова начать экстренное погружение, но опасность казалось миновала, и вдруг зажигаются прожекторы с неба и наносится бомбовый удар!

О том, что предпринимали союзники для защиты своих конвоев и как  действовали корабли охранения и авиация во время боев с подводными лодками немцев  можно прочитать в книге Рональда Сета "Самая жестокая битва".

С современными средствами борьбы с подводными лодками можно познакомиться по книгам  Тома Клэнси "Охота за «Красным Октябрём»" и "Красный шторм поднимается", а также Солдатенкова Александра Евгеньевича "Адмиральские маршруты". А в уже мирное время наша разведка нашла возможность заполучить новейшие научно-технические достижения в области подводного флота.
Во время Великой Отечественной войны наши подлодки действовали в Арктике, на Черном и Балтийском морях. В Советском Союзе считалось, что торпедными и артиллерийскими атаками они отправили на дно свыше 300 судов общим тоннажем почти миллион брт. Львиная доля успехов принадлежала подводникам Северного флота, которые претендовали на половину потопленного нашими подлодками за всю войну. Следом за ними шли балтийцы и черноморцы.
        Несмотря на весьма ограниченные возможности за подвиги, совершённые во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, звания Героя Советского Союза удостоились 23 подводника, и одному моряку, уже в постсоветский период, было посмертно присвоено звание Героя России.
        Первое место, безусловно, принадлежит известному офицеру-подводнику Александру Маринеско. Во время Великой Отечественной Александр Иванович воевал на Балтике на субмаринах «М-96» и «С-13». Командование Балтийского флота засчитало ему потопление трёх  транспортов на 26,6 тыс. брт в том числе «Штойбен»  и лайнера «Вильгельм Густлофф». Это потопленное в результате «атаки века»  судно тоннажем 25,484 брт стало самой крупной целью, потопленной советскими подводниками во время войны.
        В 1965 году в журнале «Советский Союз» вышла статья адмирала И. С. Исакова, часть которой была посвящена Маринеско. В ней утверждалось (со ссылкой на шведскую и финскую прессу), что на «Густлоффе» погибло «до шести тысяч нацистов, в том числе две тысячи квалифицированных подводников», в результате чего Адольф Гитлер впал в бешенство, приказал объявить в Германии трёхдневный траур, расстрелять начальника эскорта, а также объявил Маринеско «врагом рейха № 1» и назначил крупную сумму за его поимку. В целом гибель «Густлоффа» характеризовалась как «национальная катастрофа». Также в статье указывалось, что на «Штойбене» «удирали подводники, СС и гестаповцы». По оценке Исакова, «ни один английский и американский подводный ас не имел таких побед, это своеобразный мировой рекорд»
         Потоплением лайнера «Вильгельм Густлов» был нанесён непоправимый удар по подводному флоту фашистской Германии, так как при потоплении погибло такое количество обученных специалистов-подводников, которого было бы достаточно для укомплектования 70 подводных лодок среднего тоннажа. Этим ударом подводная лодка С-13 сорвала планы фашистских захватчиков на море.
        Жизни и деятельности Александра Маринеско посвящено большое количество статей и книг. Большинство из книг написаны в жанре документальных повестей, в частности это книга А. А. Крона «Капитан дальнего плавания», ряд книг В. С. Геманова («Подвиг С-13», «Удар, потрясший рейх», «Александр Маринеско. Книга жизни» и другие), книга Н. Н. Титоренко «Личный враг Адольфа Гитлера».

        Так сложилось, что и наша семья оказалась причастна к этой теме. Мой дядя Вася вместе с ракетным полком, в котором он был заместителем командира по технической части в звании подполковника,  был в 60х переброшен из Черняховска в Белогорск Амурской области и мой двоюродный брат Валерий окончив кораблестроительный факультет во Владивостоке был распределен на знаменитый завод подводных лодок "Звезда" в БОЛЬШОМ КАМНЕ, где и поработал всю трудовую жизнь, сделав достойную карьеру став со временем замначальника технического отдела (умер будучи на пенсии).

ДАЙЖЕСТ

Фрагмент из книги «Операция «Ультра» Ф. Унтерботема:

«Те кто в курсе дела, согласятся, что «Ультра» была центром всей битвы за Атлантику. Нигде ее информация не имела такого большого значения, как в борьбе между немецкими подводными лодками и охраняемыми конвоями, которые сыграли жизненно важную роль в спасении Англии в первые годы войны и достижении союзниками окончательной победы.

По мере расширения объема сообщений «Ультра» по военно-морским вопросам мы получили возможность не только читать указания, направляемые подводным лодкам в море, но и получать точные сведения об их позициях из радиограмм, которые они посылали своему командованию. Не нужно большого воображения, чтобы понять огромное значение таких сообщений не только для разведывательного управления военно-морских сил, которое вскоре получило возможность предупреждать свои корабли о том, где действуют подводные лодки, но и для командования береговой авиации, которое получило возможность обнаруживать и атаковать подводные лодки на пути в порты или из портов на всем протяжении от Балтийского моря до Бискайского залива.

Не подлежит сомнению, что борьба против подводных лодок велась очень успешно, но потопления держались в секрете, и «Ультра» использовалась главным образом для того, чтобы адмиралтейство имело возможность направлять конвои в обход тех районов, где таились подводные лодки или «волчьи стаи».

Военно-морские силы, разумеется, не могли пользоваться системой СПС для всех кораблей. Вместо этого для передачи всех указаний, основанных на информации «Ультра», они пользовались своими шифрами, которые действовали в основном по тому же принципу, что и отрывные одноразовые блокноты, с той лишь разницей, что они были в форме книги и страницы с произвольными группами цифр использовались снова и снова.

В конце 1942 года число потопленных подводных лодок начало уменьшаться, и немецкие «волчьи стаи» в Атлантическом океане стали производить такие опустошения среди наших конвоев, что в 1943 году битва за Атлантику приняла критический характер. К счастью, проницательный Деннинг, работавший в разведывательном управлении военно-морских сил над материалами «Ультра», почуял недоброе, и после замены шифровальной книги в 1943 году наш флот опять взял верх над подводными лодками. Лишь после войны мы узнали из дневников адмирала Карла Деница, что в течение этого критического периода немцы читали наши военно-морские шифры.

О том, как важно иметь тесную связь между шифровальщиками и дешифровальщиками, свидетельствует тот факт, что немцы имели возможность за два года расшифровать группы цифр, взятых из страниц и колонок нашей морской шифровальной книги, путем старинного криптографического приема — сосредоточения внимания на повторяющихся адресах. Большинство радиограмм всегда начинается с краткого сообщения, кому она предназначается, и адреса, например: командующему Западным военно-морским округом, штаб военно-морских сил, Портсмут. Таким образом, немцам вскоре стали известны группы шифра, соответствующие этим адресам, и оставалось только вычесть эти группы из шифровальных групп, явно представляющих адреса, на сотнях радиограмм, адресованных этому командованию, и заполнить колонки в составленной шифровальной книге полученными в итоге группами. Научившись читать хотя бы часть групп, можно приступить к дешифрованию самих радиограмм.

Читая наши радиограммы, немцы, должно быть, поражались нашей осведомленности о позициях их подводных лодок, но, к счастью, не сообразили, что мы разгадали «Энигму».

Пожалуй, одно из самых выдающихся достижений «Ультра», обеспечивших успех в подводной войне, имело место позднее, в 1943 году, когда благодаря расшифрованным радиограммам удалось обнаружить местонахождение немецких плавучих баз подводных лодок в Атлантическом океане. Самыми опасными районами для немецких подводных лодок, когда они уходили и приходили на свои базы, были воды, находящиеся в пределах досягаемости самолетов командования береговой авиации и эскадренных миноносцев флота. Поэтому, чтобы продлить время пребывания подводных лодок в море, в океан выходили суда снабжения с горючим и другими предметами, и их меняющиеся позиции сообщались по радио подводным лодкам, которые затем шли на встречу с «дойными коровами», как их называли. В 1943 году с помощью «Ультра» нам стали известны меняющиеся позиции этих «дойных коров». К тому времени установилась очень тесная связь между командованием английской береговой авиации и его американским двойником, которому было особенно удобно прикрывать пути конвоев в Южной Атлантике. Со свойственным им энтузиазмом американцы были готовы тотчас же потопить «дойных коров», однако командующий береговой авиацией Джон Слессор убедил их не давать Деницу возможность раскрыть секрет «Ультра», и через должное время «дойные коровы» были тихо пущены ко дну. Это был, наверное, один из самых тяжелых ударов, испытанных немецкими подводными силами.

Наконец, к середине 1943 года господство немецких подводных лодок в Атлантическом океане было ограничено, а потом и сломлено — благодаря утрате «дойных коров», применению новых типов самолетных радиолокаторов для обнаружения подводных лодок (прежние типы радиолокаторов можно было обнаружить с подводной лодки, что давало ей возможность погрузиться до появления самолетов союзников) и ослаблению строгих правил соблюдения секретности «Ультра», что позволило передавать по радио данные о позициях подводных лодок самолетам союзников, ведущим поиск в море. Работа центра в Блечли облегчилась, когда в захваченной подводной лодке была обнаружена исправная шифровальная машина «Энигма» с полным набором ключей к шифру. Это сберегло много трудов и позволило отвести подозрения немцев, что мы читаем их шифры.

В войне на море были и другие случаи, тесно связанные с «Ультра». Некоторые из них описаны в других частях этого повествования. Но скрытая сторона морских сражений второй мировой войны, как на Атлантическом, так и на Тихом океане, еще ждет изложения.»