Поэт Александр Иванович Мещевский 1791-1820

Александр Гами
На картинке изображён поэт Василий Жуковский 1783-1852, который оказывал поддержку Александру Мещевскому.

Смотреть видео о поэте и слушать романс на его стихи:
https://www.youtube.com/watch?v=Irc-pVURPE8


   Поэт, переводчик. Родился в 1791 году в дворянской семье. Учился в Московском университетском благородном пансионе, где посещал поэтический кружок вместе с Василием Жуковским. В 1810 году несколько его стихотворений были напечатаны в «Вестнике Европы». В 1812 вступил добровольцем в армию. За некий дисциплинарный проступок был навечно разжалован в солдаты и сослан в Оренбург.
   В литературных делах ему оказывали поддержку Василий Жуковский и Пётр Вяземский, пытались издать сборник его стихов и ходатайствовали за его освобождение. Но правительство игнорировало их прошения и не позволяло печатать опального поэта. Под криптонимом А.М. были опубликованы повести Николая Карамзина «Наталья, боярская дочь» и Василия Жуковского «Марьина роща», которые Мещевский переложил в стихотворную форму. Среди бумаг Жуковского сохранилась также тетрадь стихотворений Мещевского, где находились его эпиграммы.
   Не выдержав казарменной дисциплины и заболев чахоткой, Александр Мещевский скончался в 1820 году в 29-летнем возрасте.


К КЛАССИКУ БАВИЮ

"Будь краток!" - ты твердишь. Послушности в задаток
Скажу: "Молчи! Ты глуп! Довольно ли я краток?

1810-е годы


***
Познаньями большими
В науке о скотах тщеславится Дамон.
И как ему не быть тщеславным пред другими:
Самопознания науку знает он.

1810-е годы


ПРИСУТСТВИЕ МИЛОЙ

Тобой я полн, когда огонь денницы
Блистает мне в стекле далеких волн;
Как месяц спит в потоках бледнолицый,
Тобой я полн.
   Тебя я зрю - как пылкой пеленою
   Подернет ветр вечернюю зарю;
   Как странник путь стремит глухой порою,
   Тебя я зрю.
Твой слышу глас, когда, с глухим стенаньем,
Встает волна, о дикий брег дробясь;
В тени дубрав, окинутых молчаньем,
Твой слышу глас.
   Твой спутник я: вблизи, вдали - с тобою,
   С моей душой сливается твоя.
   Приди - уж ночь... и месяц -- над горою...
   Твой спутник - я.

Между 1815 и 1818


РОМАНС ЭДАЛЬВИНЕ

Как лилия - краса полей,
Древ верных в обороне,
Так дева красотой своей
Цвела любви на лоне.
   И грудь прелестной белизной
   Снег юный помрачала,
   И нега с кротостью златой
   В очах ее блистала!
И в девственных пылал устах
Огонь зари румяной,
Как светлого ручья в волнах
Играет день багряный!
   И голос девы сладок был,
   Как тихих струй журчанье!
   Он в душу прелесть жизни лил,
   Любви очарованье!


Статью подготовил Александр ГамИ