"Возлюбленные мои!" - так обращались и ныне обращаются святые старцы к прихожанам. И каждый из нас, услышав, что его кто-то любит без всяких условий, со всеми его недостатками и грехами, приосанивается. И легче как будто дышится... Да, нам ужасно не хватает ее, этой самой любви!
Не буду перечислять всех авторов и психологов, которые твердят сегодня одно и то же: "Люби себя, ибо когда ты счастлив, то и другие вокруг тебя будут счастливы". Ново ли это? Оказывается, нет. Еще в девятнадцатом веке не очень симпатичный герой романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" Петр Петрович Лужин делился своими откровениями, основанными на искаженной теории "разумного эгоизма": "Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел."
Так и мечешься из крайности в крайность, между "возлюби ближнего своего" и "возлюби одного себя". "Мы хлеба горбушку и ту пополам... "- эти слова А. Прокофьева из известной песни уже неактуальны.
Давайте условимся, что не будем говорить о "хозяевах жизни", которые, в большинстве своем, утратили человеческое. О них хорошо спел Семен Слепаков в "Песне про нефть":
Но что если однажды вы все-таки умрете.
И, вопреки науке, на небо попадете.
И встретит вас там старец в белом одеянии.
Дедок довольно жесткий, несмотря на обаяние.
И скажет он, ребята, вот это вы пожили!
Признайтесь, вы нарочно удивить меня решили?
Я понимаю жизнь дается один раз.
Но я же создал Землю не только ради вас!
Вели себя вы очень-очень плохо, шалунишки.
Как будто не для вас писал я заповеди в книжке!
Спасибо вам, конечно, что строили вы храмы.
Но это не входило в основную часть программы!
Надеюсь я, ребята, на ваше понимание.
Я не могу пустить вас в приличную компанию...
Мне жаль, что вам придется теперь гореть в аду,
Но так вы хоть поймете, что я имел в виду...
"Что же, - возмутитесь вы, - жить все время в страхе перед Богом? Что это за любовь к людям, если она основывается на избежании гнева Божьего?" А кто-то добавит: "А где он, ваш Бог? Покажите!"
Чтобы не допустить различных эксцессов, мы уберем это слепаковское "что если" из рассуждений, аннулируем слово "Бог", хотя прекрасно знаем, что у великого слова есть великий синоним - "Любовь", понятие несколько эфемерное для наших современников. Высокие материи.
Опустимся пониже, с небес на землю, и оставим два слова, которые еще употребляются в нашем обиходе: "доброта" и "милосердие". Представим, что мы живем только для себя. В принципе, нам должно хватать средств. Мы не дарим подарки на дни рождения, и нам не дарят. Мы не выкраиваем с пенсии внукам на конфеты. И нам дети не покупают лекарства. Нам все равно, как они справляются с ипотекой, есть ли у них на столе фрукты или мясо, и им все равно, есть ли фрукты или мясо у нас.
Нам повезло, что наши родители, деды и прадеды жили в эпоху лишений и страданий. Их сердца не очерствели, они умели отделять главное от второстепенного. Они научили нас счастью делиться, отдавать. Они умели объединяться, на них можно было рассчитывать, их милосердия и отзывчивости хватало с лихвой, поэтому умирали наши предки со спокойной душой и чистой совестью, а мы, оставшиеся на земле, поминали их добрым словом.
Может быть, они мало любили себя? По нашим меркам, возможно. Да, их труд отмечался лишь похвальными грамотами, куском материи или недорогими часами. Зато у них не было низкой самооценки, они чувствовали свою полезность, к ним тянулись люди . Все были на виду. У них никто не отнял собственного достоинства, чувства самоуважения, даже если они думали иначе, чем другие, и расплачивались за свои взгляды.
Сейчас люди работают не меньше, но становятся затравленными, потому что над каждым висит дамоклов меч: за малейшую провинность человек лишается возможности зарабатывать, достойно жить в социуме. Возродились и буйно цветут стукачество, наушничество, кляузничество. Перечитайте "Ленин и печник" А. Твардовского. Все чаще и чаще вспоминается мне это стихотворение. С некоторых пор такие "печники", почувствовавшие себя пупами земли, строчат в разные департаменты доносы, мол, и там их ущемляют, и тут. И сразу проверки, проверки, проверки. Раньше боролись с хамом-продавцом. А как бороться с хамом-покупателем? Как остановить распоясавшегося гражданина, унижающего официанта, горничную, дворника?
Если ты просто доброжелателен, люди удивляются. Если ты сделал что-то для других, люди благодарят. У каждого из нас имеются теплые воспоминания о милосердии близких и далеких. Но с некоторых пор добрые поступки стали удивлять. Мы как будто не ждем ничего хорошего и уже ни на что не надеемся. Так и говорим: "Этот поступок меня приятно удивил."
Кафтан твой вроде бы цел, и дела ты свои обделал. Но при этом "обделался" сам, ибо никому не нужен тот, кому никто не нужен. Доброта уходит. Доброта становится жалкой и смешной. Пройдет еще сто лет, и люди будут причислять к лику святых уже тех, кто хотя бы с ними поздоровается.
Сентябрь, 2019 г.