Век за веком по кругу

Елена Конюшкова
Безусловно, историческая канва прошлого и текущего веков не имеет ничего  общего, если говорить о конкретных событиях, но если взглянуть глубже, в суть социальных перемен, то можно увидеть странные повторения.

Первые годы в обоих случаях были относительно спокойными и даже благополучными, если взглянуть на них ретроспективно. Но далее в прошлом веке произошла серия катастроф, в первую очередь, из-за неумного правления, полностью разрушившая социальную жизнь страны и имевшая тяжелейшие долгосрочные последствия. О возможных корнях этого краха я уже высказала свое мнение в статье «Мистическая судьба России», потому повторяться не буду.

В текущем веке разрушение нормальной жизни происходит медленнее, и пока без столь явных социальных взрывов. Но тенденция та же. Ни у кого уже не вызывают удивления силовики на улицах мирных городов, одетые в панцири, с лицами, закрытыми черными масками. Как-то перепутала на мелкой фотографии, подумала: что за демонстрация восточных женщин в никабах? Потом присмотрелась: да это же последнее слово моды для мужчин! Теперь они у нас скрывают лица. Красавчики. Есть, значит, повод. Защитники народа не желают быть опознанными народом.

А глобальная политика страны стала столь безответственна, на мой взгляд, что в не очень далеком будущем ожидать можно любых кошмаров мирового уровня, еще страшнее  тех, что имели место век назад.  И ведь невозможно никак повлиять, хотя, думаю, большинство населения против такой политики изоляции от мира. 

Если в начале этого века законодательная система, хотя и была далека от идеала, но все же позволяла дышать более-менее свободно тем слоям населения, которые не ограничивают свою жизнь в основном физиологическими потребностями, то теперь от этой свободы мало что осталось.

От декларируемых в Конституции свободы совести, свободы мирных собраний, реальных выборов остались рожки да ножки в связи с крайне странной, на мой взгляд, деятельностью законодательных органов. Законы, которые принимаются в Думе, порой вызывают просто шок у человека, уже успевшего  привыкнуть к европейским представлениям о естественных правах человека. А ведь мы все-таки Европа, нравится это кому-то или нет.

События прошедшего лета в Москве, предшествовавшие выборам местного значения, ярко высветили на практике полную бесчеловечность формирующегося режима. Думаю, все в курсе, но все же уточню, что я говорю о мирном протесте активного населения против недопуска оппозиционных кандидатов до участия в выборах.

Как сообщает независимое издание "Проект" со ссылкой на трех  собеседников, близких к московской мэрии и Кремлю, конфликт между властью и оппозицией на почве выборов в Мосгордуму начался после
весенних опросов, по итогам которых выяснилось, что провластные кандидаты проигрывают оппозиции во многих округах, включая  центральные. Власти стали опасаться, что, пройдя в Мосгордуму, они могут стать серьезными политиками и будут претендовать уже на места в Госдуме.

А при проверке собранных для выдвижения кандидатов подписей  выяснилось, что качество подписных листов Соболь и Яшина намного лучше, чем у тех, кого мэрия была готова допустить до выборов. После
этого решено было не регистрировать никого из ярких независимых кандидатов, а среди их подписей внезапно обнаружились "мертвые души". При этом отклонялись даже подписи тех избирателей, которые лично их  подтверждали, что и вызвало волну протестов.

Насилие, учиненное силовиками по отношению к мирным гражданам, не вписывается ни в какие нормы социальной жизни. В тюрьмы бросали произвольно выхваченных граждан без видимых причин. Резонанс по этому поводу в обществе был так велик, что все же на данный момент некоторых безвинно схваченных граждан уже освободили из заключения. Но далеко не всех, упомяну лишь некоторых из них.

Особый ужас вызывает совершенно неадекватная здравому смыслу, на мой взгляд, статья 212.1, которая волшебным образом превращает несколько административных нарушений в уголовное дело с большим тюремным сроком. То есть некий человек уже был наказан (подчеркиваю это!) несколько раз за какие-то административные, с точки зрения власти, проступки, типа выхода на пикет. И вдруг очередное административное нарушение карается уголовным сроком на несколько лет! Граждане, так ведь он уже понес наказание за предыдущие проступки! Ведь нельзя наказывать многократно за одно и то же. Это же чистое безумие.

Тем не менее, эта бредовая статья и поныне существует, и именно по ней когда-то был наказан Дадин, а уже теперь, в сентябре, получил четыре года программист Константин Котов, который, как пишут, не сделал вообще ничего даже против существующего режима. Он лишь пытался защитить пострадавших от режима, выходя на мирные акции. Силовики ломают человеку жизнь просто так, по собственной прихоти, без всякой реальной вины.

О Котове пишут, что никто не смог обвинить его хоть в чем-то противоправном, потому что он исключительно мирный человек, отказывающийся от любого насилия даже по отношению к тем, кто его применяет. Очевидно, что это устрашающая акция, предупреждающая все общество – заткнитесь и не высовывайтесь! Но если мы все заткнемся, то завтра, не дожидаясь календаря, наступит 37ой год, и потащат, выдергивая прямо из постелей, уже всех подряд – за анекдот, за вольные мысли, за подслушанные разговоры, просто по доносу, ложному ли или подлинному, не важно. Это надо остановить!

Еще один яркий случай – студент Высшей школы экономики Егор Жуков. Его арестовали, перепутав с неким другим человеком, участвовавшим в мирных протестных акциях и заснятым на видео. В процессе разборок ошибка выяснилась. Жукова по очевидной логике должны были отпустить. Отпустили? Ага, как же. Вместо того стали искать к чему бы еще прицепиться, ибо он, как выяснилось из прессы, давно раздражает силовиков.

Ну мало ли кто кого раздражает. Меня, например, действия силовиков, да и вообще нынешней власти, по большей части тоже раздражают. Но, простите, раздражение – это же не повод для ареста. Или уже повод?

Так вместо того, чтобы отпустить Жукова домой, а потом уже искать способы для умиротворения своего раздражения, они взялись пристально изучать блог Егора на YouTube, который он ведет не первый год, и искать там криминал. Нашли, конечно. И заметьте, раньше к блогу претензий не было, хотя он был вполне доступен всем и, думаю, известен силовикам.

Что изменилось из-за этого ошибочного ареста? В блоге текст поменялся сам собой? Где логика?

Так вот про криминал. Силовики обратились к своему же эксперту с заданием провести лингвистическую экспертизу. Вообще я убеждена, что  эксперты не должны работать в том же ведомстве, которое заказывает экспертизу, по вполне понятным причинам. Но кто тут посмеет указывать на это силовикам?

Экспертиза дала ожидаемый для заказчика результат, абсурдность которого очевидна при первом взгляде любому здравомыслящему человеку.

Вообще Егор Жуков тоже исключительно за мирное сопротивление режиму. Но режим это не устраивает, не хочет он и мирного сопротивления. За это он хочет сажать. Он хочет за мирное неприятие применять насилие вопреки Конституции. Такой вот режим у нас сложился.

Так вот Жуков декларирует именно ненасильственный протест и постоянно  это подчеркивает в своем блоге. Что же делает эксперт? Он выхватывает из текста отдельные фразы типа «любые формы протеста» или «делайте всё, на что способны», игнорирует весь контекст и начинает фантазировать на тему: что бы эти слова могли значить, если весь прочий текст отбросить? Ну и придумывает, конечно, произвольную ересь.

Абсурд чистой воды, а не экспертиза. Человек не может в каждом предложении своей речи повторять все те установки, которые он уже дал в этой речи раньше. Иначе он не сможет выбраться из одного предложения к следующему.

Понятие контекста для того и существует, чтобы мысль могла развиваться без постоянных повторений. Но что до этого эксперту из среды силовиков? На основании подобных «экспертиз» посадить, наверное, можно каждого второго. Если не первого. Кстати, авторитетные филологи из РАН разнесли экспертизу блога Жукова в пух и прах. Но кого интересует мнение РАН, если есть мнение силовиков?

И на днях (12.09) сообщили, что Егор Жуков внесен в список экстремистов и террористов, что означает как минимум блокировку счетов. Интересное дело: схватили по ошибке, незаконно удерживали больше месяца в следственном изоляторе… Никаких извинений, насколько мне известно, не принесли пострадавшему. Устроили дома обыски, напугали близких, непонятно с чего изъяли вещи. Экспертизу блога ни с того ни с сего назначили, причем своему же сотруднику с понятным результатом. А потом пострадавший от их действий Егор Жуков, видите ли, террорист. И еще неизвестно, чем этот произвол кончится. По-моему тут все наоборот, в смысле террора.

В общем, разговаривать, а особенно дискутировать по серьезным социальным проблемам, на территории РФ становится опасным. Это же касается и научных проблем. Тоже в тему про события прошедшего лета, хотя выборов не касается.

Министерство науки в июле разослало приказ подведомственным структурам с рекомендациями уведомлять министерство о встречах с иностранными гражданами за пять дней до события, а затем писать отчет, заверенный круглой печатью. Приказ вышел еще в начале года, но обнародован только после  открытого критического письма профессора Александра Фрадкова министру Михаилу Котюкову, опубликованному в научно-популярной газете "Троицкий вариант".

Согласно приказу "Об утверждении рекомендаций по взаимодействию с
государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями и приему иностранных граждан в территориальных органах и организациях, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации", руководитель организации, которая проводит прием иностранцев, не позднее чем за пять дней должен сообщить Минобрнауки место и время встречи, цель приема, предоставить сканы паспортов иностранцев.

Перемещаться по территории организации иностранные гости должны в сопровождении ответственного работника. Все российские участники встречи должны быть внесены в список и утверждены руководителем. Встречаться с иностранцами в нерабочее время за пределами организаций можно только с разрешения руководителя! Как вам? Они по квартирам, кафешкам и гостиницам будут шастать и вынюхивать или как?

И еще! Иностранцы могут использовать технические средства,  включая телефоны, калькуляторы, бинокли и часы, "только в случаях, предусмотренных международными договорами РФ". Ага, сейчас иностранцы побегут спрашивать, можно ли им позвонить по телефону своей семье или любовнице. Или посчитать на калькуляторе свои расходы. Читаю этот бред и глазам не верю.

Интересно, что это даже не про секретные работы с допуском, но относится ко всем подведомственным организациям Минобрнауки! Вот такая у нас нынче наука. Да любой работник возьмет завтра отпуск, купит билет в любую страну и будет там разговаривать с иностранцами сколько ему надо и без всяких отчетов и разрешений. Или это уже тоже тайно запрещено и загранпаспорта пора сдавать?

Ученые интересуются, каким образом выполнить рекомендации министерства, если, например, проводится открытый семинар, на который приглашаются все желающие, и нужно ли спрашивать разрешение руководства для общения с иностранными коллегами по интернету.  Насколько я понимаю, примерно за подобное общение и сидит пожилой и больной ученый ЦНИИмаш Виктор Кудрявцев и другие ученые. Еще недавно все это было нормально и законно, но что-то в этом тайном механизме повернулось, и обнажилась новая неожиданная и страшная реальность.

Фрадков также писал в своем письме об аресте якобы за  госизмену Виктора Кудрявцева и его коллег. Он считает, что это могло случиться как следствие   отзыва выданного ранее разрешения на экспорт или открытое опубликование материалов, хотя подобные документы не могут иметь обратной силы. Потому ученые сидят безвинно. Но время идет, люди страдают, а ничего не меняется.

Вот так вот тихой сапой возвращается худшее и страшное прошлое в нашу жизнь. И даже то, что мир давно изменился, новые технологии предполагают иной уровень социальной жизни, не мешает неким странным властным слоям протаскивать заплесневелые установки в современную жизнь страны. Вот так вот, вроде бы потихоньку мы скатывается к совершеннейшему тоталитаризму. Кто бы мог подумать еще двадцать лет назад.