Урожай в мамином мешке

Матвеев Николай Петрович
   Мама рано утром, когда я ещё спал, уезжала в город с молоком – разносила его там по домам и квартирам. За многие годы у неё была уже установившаяся «клиентура» покупателей. Литр молока тогда стоил двадцать – тридцать копеек. На обратном пути, распродав всё молоко, на вырученные деньги мама покупала один-два круга макухи*, несколько кирпичиков чёрного хлеба – для нас и для нашей кормилицы коровы.
   
   Некоторые бабушки вместо монеток за молоко давали маме сухари из чёрного хлеба и булок. Для меня было большой радостью рыться в её мешке, отламывая кусочки макухи и смакуя ими, а также искать среди чёрных сухарей чьи-то надкушенные и недоеденные кусочки «франзолек»**, батонов и бубликов. В те годы это казалось мне неземным лакомством, ведь белый хлеб, булочки и батоны никогда не присутствовали на нашем столе в те ранние послевоенные годы!
   
   Помню до сих пор приятный сладкий вкус их, иногда со следами высохшего повидла или варенья. Макуха тоже была приятным лакомством, хоть и предназначалась она для нашей коровы…
   
   *Макуха – жмых, концентрированный корм для животных.

   **Франзоля – старинное название французской 5-ти копеечной булки продолговатой формы.