Поиски Святого Грааля

Максим Рябов 2
Отрывок из романа Жиля де Кухеншнапсена «Священная тайна», около 1127 года, вольный перевод со старофранцузского

«…И тогда собрались рыцари Круглого Стола в замке Камелот, и король Артур возглавил их собрание.
Сэр Галахэд, осушив очередной кубок вина, изрёк, что в замке, именуемом Корбенек, по имеющимся у него верным сведениям, хранится тот самый Святой Грааль, который они все разыскивают много лет.
 
Король и его рыцари возрадовались сей благой вести и с нетерпением вопрошали сэра Галахэда, где, в каком краю расположен названный им замок, и как до него добраться?
На это доблестный и украшенный всеми добродетелями рыцарь Галахэд отвечал, что не имеет об этом ни малейшего понятия, поскольку в географии не силён, и осушил ещё один кубок вина.
 
Король, посмотрев на своих верных вассалов, повелел им отправиться на поиски святыни и добыть её тем или иным способом.
- Заодно и копьё Лонгина прихватите, буде таковое вам попадётся. - Добавил он милостиво.

Рыцари, гремя доспехами и бряцая мечами, вскочили со своих мест и громкими криками заверили короля, что непременно добудут и то, и другое, а может быть и третье, а сэр Галахэд, осушив ещё один кубок вина, свалился под стол и слуги унесли его в опочивальню.
Прочие же кавалеры, иные ступая твёрдо, а иные пошатываясь, вышли во двор и велели оруженосцам седлать их коней. Ворота Камелота вскоре отверзлись, подъёмный мост опустился и рыцари Круглого Стола, кто со слугами, а кто и в одиночку, отправились на поиски замка Корбенек и сокрытого в нём Святого Грааля.

Сэр Галахэд, проснувшись утром, поинтересовался, куда все подевались и когда будет продолжение банкета?
- Все мои рыцари уже ищут Святой Грааль, - ответствовал ему король Артур, - и мне непонятно, почему ты ещё здесь?
- Грааль-шмааль, поиски-шмоиски, - задумчиво молвил сэр Галахэд, - нас и здесь неплохо кормят.

Король изволил посмеяться над его шуткой и достойные сэры, пройдя в пиршественную залу, под добрую закуску осушили по несколько кубков вина, объёмом по три пинты каждый, после чего слуги разнесли их обоих по опочивальням.  И так они разносили их как минимум три раза в неделю, а королева лэди Гиневра сильно ругалась и находила некоторое утешение лишь в объятиях сэра Ланселота. Оный рыцарь, прославленный своими подвигами, служил комендантом замка и посему в поисках Грааля не участвовал.

Рыцари тем временем рыскали по полям и лесам, городам и весям, пустошам и болотам, стремясь найти замок Корбенек и хранящийся в нём Святой Грааль.
Один из них, именем сэр Пендегаст, направившись на юго-восток, на попутной лодке пересёк Канал и вскоре оказался в Опустошённых землях. Он ехал и ехал на своём боевом коне по безлюдной опустошённой местности, покуда не увидал у Лукоморья зелёный дуб. Вокруг оного обвита была золотая цепь, и по ней туда-сюда ходил здоровенный котище, а над ним на ветвях восседала дева дивной красоты, у которой, однако, вместо ног имелся рыбий хвост, зато напрочь отсутствовала всякая одежда. Посему было решительно непонятно, как она сумела покинуть водную стихию и оказаться на ветвях могучего древа, не изодрав о его грубую кору свою нежную кожу?

Пендегаст, спешившись, отвесил деве учтивый поклон и вопрошал её:
- Поведай мне, о прекрасная, как ты оказалась на этом дубе и почему у тебя вместо ног рыбий хвост?
- Ах, я стесняюсь, - дева, порозовев от смущения, закрыла лицо веером и, указав на идущее по цепи животное, - пусть лучше он расскажет о том казусе, который имел место случиться со мною. У него лучше получится.
- О, чудесный зверь, - обратился тогда рыцарь к коту, - изволь рассказать мне о бедствиях, постигших прекрасную деву.
- Охотно, - отвечал ему кот и, усевшись на задницу и расправив лапкой усы, начал длинную и нудную историю, суть которой сводилась к тому, что не так давно деву превратил в хвостатую русалку злой колдун именем Уншлихтнойзен, обитающий в страшном замке Бигус. Наложенное им заклятье столь сильно, что вернуть деве прежний облик может лишь смерть означенного колдуна.
- Я убью его! - Воскликнул успевший за время рассказа уснуть, проснуться и пообедать дорожными припасами сэр Пендегаст, после чего вскочил на своего коня по имени Джонни и поскакал далее на юго-восток, а кот и дева кричали ему вслед, что колдун живёт в другой стороне, но он их уже не слышал.

Проведя несколько дней в поисках замка Бигус, сэр Пендегаст  покинул Опустошённые земли и оказался в диком лесу, через который с трудом пробирался, ведя коня в поводу и ежеминутно цепляясь копьём за ветки а мечом за кусты. Он уже захотел развернуться, выйти из леса и поискать другую дорогу, но вовремя вспомнил, что настоящий рыцарь не должен бояться трудностей.
 
Едва эта мысль пришла ему в голову, пред ним открылась потайная келья, устроенная под корнями поваленной ели, и маленькая часовня, сложенная из хвороста прямо в ветвях той же самой поваленной ели. Из кельи навстречу рыцарю вылез седобородый старец, облачённый в монашеские одеяния, весьма похожие на епископские.
- Кто здесь? - Вопрошал он, наставив на рыцаря свою клюку.
  - Это я, рыцарь Пендегаст Перегинский, странствующий рыцарь Круглого Стола, владетель замка Паэлья, заступник угнетённых, борец со всяким злом и искатель приключений.
- Ну ни фига себе сколько у тебя титулов. - Присвистнул старец и представился: - Я же не кто иной, как смиренный отшельник Тигимарис, троюродный брат твоего отца, отошедший от дел и питающийся добровольными подаяниями верующих. Кстати, племянничек, нет ли у тебя чего пожрать?
  - О, разумеется, есть! - Воскликнул рыцарь и развязал свою торбу с остатками припасов, а щит положил на пенёк, сделав, таким образом, мпровизированный стол, за который они со старцем и воссели.
 
Во время трапезы отшельник открыл своему родственнику, что в своё время он тоже был рыцарем и так же искал замок Корбенек, но нашёл лишь крепость богатого Короля-Рыбака. Король милостиво принял его и рассказал, как найти замок Корбенек, однако грехи не пустили туда сэра Тигимариса и он, опечаленный этим обстоятельством, оставив своё имение и рыцарское звание, удалился в пустыню, где и пребывает ныне в посте, молитвах и размышлениях о тщете всего сущего.
- О, дядюшка, - пылко вскричал тогда сэр Пендегаст. - Именем наших с тобой общих предков и господа нашего Иисуса Христа заклинаю тебя! Открой мне путь к достославному замку, ибо я и мои товарищи поклялись не возвращаться в Камелот, покуда кто-то из нас если не обретёт, то хотя бы увидит Святой Грааль и узнает, наконец, что же это за штуковина и с чем её едят.

- Дорогой племянник, - рёк тогда старец, - коли тебе так приспичило найти Грааль, выходи прочь их этого леса и двигайся строго на юг, до тех пор, пока в среду не уткнёшься в горы. Тогда сверни налево и двигайся вдоль них. Примерно в воскресенье ты достигнешь реки. Пройди против её течения две сотни лиг и там сразу за бугорком увидишь дивный замок Корбенек, которым владеет Увечный Король. Если ты сумеешь задать ему вопрос, то будет тебе счастье. Отправляйся в путь, но бойся козней дьявола, ибо силён враг рода человеческого и, как я провижу, препятствуя на пути к Граалю, уготовит он тебе некие искушения. Лишь преодолев их, ты достигнешь замка Корбенек.
Сказав сии слова отшельник забрал остатки провизии и, благословив племянника, скрылся в келье.

Сэр Пендегаст, запомнив наставления своего троюродного дяди, пустился прочь из леса, следуя курсом на юг. Ну, во всяком случае, сам он считал, что движется именно в этом направлении.

Наступила среда, однако никаких признаков гор даже на горизонте не наблюдалось. Вместо этого сэр Пендегаст выехал на обширную равнину, усеянную убитыми в сражении рыцарями. Их тела, вопреки ожиданиям, не источали никакого смрада. Пахло лишь луговыми травами и немножко серой. Посреди поля минувшей битвы высился дивно украшенный шелковый четырехугольный шатёр. Над его шпилем горела пятиконечная звезда, а стороны украшали каббалистические знаки, революционные лозунги и прочие вышивки.

- О поле, кто тебя усеял мёртвыми костями? И доспехами, которые коли сдать их в чермет, потянут не на один десяток талеров? - Громко вопрошал сэр Пендегаст. После чего постучал древком копья полог шатра:
- Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт?
- Я мышка-норушка. - Отвечала ему крупная мышь, вылезшая из-под шатра.
- Я лягушка-квакушка. - Присоединилась к ней выпрыгнувшая оттуда же жаба.

Не успел рыцарь удивиться столь экстравагантным жильцам, полог раздвинулся, и пред ним предстала дева редких телесных достоинств, облачённая в прозрачные шальвары, вышитый стразами бюстгальтер пятого размера, остроносые тапочки без задников и жемчужную диадему.
- Не слушай их. - Указала дева на мышь и лягушку. - Здесь живу я, а они так, типа примазались, халявщицы.
- Уж не шамаханская ли ты царица? - Вопрошал поражённый её внешностью сэр Пендегаст.
- Разумеется, нет. - С улыбкой отвечала ему дева. - Я всего лишь старшая наложница сарацинского военачальника Сарапула. Он тут устроил небольшое побоище, разбил противника, и они все куда-то ускакали, а меня оставили сторожить поле от мародёров.
- Но почему мёртвые воины не пахнут? - Выразил своё удивление рыцарь.
- Потому что их тела до времени погребения заколдовал волшебник Хлодвигус, - пожала плечами дева и пригласила сэра Пендегаста войти в шатёр, дабы отдохнуть, перекусить и заняться иными делами, кои могут происходить меж рыцарем и девой.
- Это честь для меня. - Отвечал на приглашение рыцарь, - но я поклялся убить злого колдуна и поэтому...
- Всему своё время, - приложила дева свой очаровательный пальчик к губам сэра Пендегаста, повелевая ему молчать, - колдун от тебя никуда не денется, так что снимай доспехи и садись за стол. Меня, кстати, зовут Луцерифия.
- Очень приятно, молвил рыцарь, назвал своё имя и, сбросив с плеч и прочих членов защитное железо, остался в одном кафтане, штанах и сапогах. Он не без труда уселся на мягкие подушки за низенький столик, уставленный всевозможными яствами, деликатесами и редкими напитками в стеклянных кувшинах.

Дева присела напротив него, и они принялись есть, пить и рассказывать друг другу всякие занимательные истории. Когда же оба насытились, Луцерифия подсела к Пендегасту и обняла его своей нежной рукой, лёгкой, как облако, а он в ответ облапил её и повалил на ковёр, устилавший пол шатра, а был тот ковёр алого цвета, и его ворс длинною своей напоминал луговые травы.

Когда рыцарь искал завязки на шальварах девы, а она помогала ему снять галстук, в голове у сэра Пендегаста вдруг прозвучали слова благородного отшельника о кознях дьявола. Повинуясь им, он поднял руку, дабы на всякий случай осенить деву крёстным знамением, но тут же и опустил её, решив, что всякое бывает и не стоит портить себе неожиданный праздник.
И они с Луцерифией совлекли, наконец, с себя одежды и предались такой бурной страсти, что сидящие под ковром мышка-норушка и лягушка-квакушка решили, что это, минуя зайца, лису и волка пришёл поселиться в теремочке сам Михайло Потапович, после чего сбежали оттуда быстрее собственных писка и кваканья.

Рыцарь же, закончив к вечеру своё дело, лёг на спину, и дева прильнула к нему, нежно перебирая пальчиками пышную растительность у своего партнёра на груди и гораздо ниже.
- Отчего ты не осенил меня крёстным знамением? - Вопрошала она голосом, похожим на игру арфы. - Вдруг я не та, кем кажусь?
- Оттого и не осенил. - Ответил рыцарь и взялся рукой за её очаровательную выпуклость.
- Тогда зри, кого ты только что вые... То есть, я хотела сказать, кем ты овладел в порыве безумной страсти. - Сказала дева басом, подобным громовому раскату, и обратилась в самого Бафомета!

Сэр Пендегаст, вопреки ожиданиям нечистого духа, отнюдь его не испугался, но радостно воскликнул:
- Ну не фига себе, у тебя тоже есть сиськи! Проверим, есть ли что другое, - и он немедленно овладел Бафометом, поставив того в коленно-локтевую позицию и взявшись за его рога как за руль мотоцикла. Бывшая Луцерифия лишь сладострастно постанывала под его напором.

Когда же через полтора часа рыцарь сделал своё дело и вновь  откинулся на подушки, Бафомет, ласкаясь к нему как котёнок и щекоча своей  бородой, вопрошал:
- Отчего же ты, узрев мой истинный облик, не прогнал меня, осенив крёстным знамением, как делали встарь иные рыцари?
- Оттого, лениво ковыряя ногтем в зубах, ответствовал ему сэр Пендегаст, - что дев на свете много, и многие мужи делят с ними ложе, но лишь мне удалось овладеть нечистым духом.
- Но ведь ты согрешил, а значит, тебе уже не суждено попасть в замок Корбенек и узнать тайну Грааля!
- Это ничего, - отвечал своему соблазнителю сэр Пендегаст, - многие рыцари удостоятся такой чести. Но только лишь я могу теперь записать в актив своих подвигов овладение самим Бафометом! Такое приключение стоит любого Грааля.

От его слов нечистый дух, весьма огорчённый тем, что не сумел смутить рыцаря и погубить его душу, завыл как пылесос, превратился в огненный столп и, ввинтившись в пол, исчез под землёй, а вместе с ним исчезли шатёр со всем своим содержимым и все до одного убитые рыцари.
Даже конь по имени Джонни удивился столь странному явлению, не говоря уже о самом сэре Пендегасте.

Продолжив свой путь и двигаясь кругами, странствующий рыцарь в следующий четверг, после дождичка, обнаружил перед собой мрачный замок, над башнями которого реяли чёрные флаги с загадочными письменами. Замок был сложен из чёрного камня, а в его рву плескалась вода цвета воронова крыла.
Не без опаски ступил сэр Пендегаст на опущенный подъёмный мост, сжимая в руке свой острый меч, именуемый Дрюкенштерн, и прикрываясь щитом.
Когда же въехал он во двор замка, то навстречу ему вышло множество прекрасных дам, красоту коих подчёркивали пёстрые нарядные платья и островерхие шляпы. Увидев вооружённого рыцаря, дамы засмеялись и, указывая на него пальцами, принялись осыпать сэра Пендегаста столь непристойными насмешками и грубыми шутками на его счёт, что он покраснел до корней волос и готов был вслед за Бафометом провалиться сквозь землю.

В этот момент из-за спин дам вышел высокий бородатый мужчина в банном халате. Он сурово взглянул на опустившего меч рыцаря и грозно вопрошал его:
- Ты, добрый молодец, дела пытаешь, или от дела лытаешь?
- Я странствую по свету в поисках Святого Грааля, а эти твои проститу... то есть, я хотел сказать, достойные дамы, смеются надо мной. - Пожаловался рыцарь, а дамы немного притихли при виде своего повелителя.
- Что тебе известно про Грааль? - Поинтересовался незнакомец.
- Ну, я знаю, что это такая священная штука, сокрытая в замке Корбенек. - Отвечал рыцарь, убирая меч в ножны и вешая щит за спину.
- Такая штука? - Снова задал вопрос хозяин чёрного замка, и по его знаку одна из дам торжественно вынесла из покоев и поднесла к незваному гостю жестяную ночную вазу, наполненную продуктами жизнедеятельности. Её товарки снова захихикали.
- Разумеется, нет! - Гневно воскликнул сэр Пендегаст и, обратив свой взор на мужчину, спросил: - Кто ты, который так дерзко насмехается над благородными поисками и самОй священной реликвией?
- Я Ульрих Уншлихтнойзен, злой колдун, чернокнижник, некромант и владелец чёрного замка Бигус, а ты кто?
- Я странствующий рыцарь Круглого Стола сэр Пендегаст, на днях телесно овладевший самим Бафометом! И у меня, раз уж я тут оказался, есть к тебе дело по поводу одной девы, наполовину превращённой в рыбу.
- Чего? - Не поверил колдун. - Ты поимел Бафомета? Лжёшь, негодник!
- Увы мне, но он не лжёт, шалунишка. - Пискнул Бафомет, высунув свою рогатую голову из канализационного люка.

После его слов дамы другими глазами посмотрели на сэра Пендегаста и даже начали оказывать ему знаки внимания. Колдун при этом рассвирепел и заявил, что кот всё выдумывает, он тут совершенно ни при чём. А та дева на самом деле и не дева вовсе, а русалка и хвост — это её неотъемлемая деталь, а не его рук дело, а если он что и наколдовал, так только то, что она из воды попала на ветви дуба.
- Я так и думал. - Поспешил согласиться с ним сэр Пендегаст, ибо одно дело биться с колдуном один на один и совсем другое — терпеть насмешки или, что хуже, домогательства его озабоченных помощниц. Затрахают ведь насмерть! Так что рыцарь всего лишь спросил: - Позвольте откланяться?
- Позволяю. - Милостиво разрешил колдун и ушёл в свою лабораторию, а сэр Пендегаст, сопровождаемый весёлыми дамами и их насмешками, торопливо покинул замок Бигус.

После этого приключения он странствовал ещё около трёх недель, победив при этом злую фею, двух великанов, мелкого дракона и одержимого бесами монаха.
 
В воскресный день, проезжая мимо города Тюльшнапса, сэр Пендегаст случайно посетил церковь, где выслушал мессу и посмотрел на календарь. Тот сообщил ему, что уже осень и странствия пора заканчивать. Узнав об этом, рыцарь с чистым сердцем вернулся ко двору короля Артура, ибо пока он совершал свои подвиги, сэр Персиваль нашёл таки замок Корбенек и сумел не только взглянуть на Святой Грааль, но даже и прикоснуться к нему.

На очередном заседании рыцарей круглого Стола сэр Персиваль поведал королю Артуру и своим коллегам о том, что Грааль представляет собой чашу типа церковного потира, сделанную не то из камня, не то из кости. Он сияет и благоухает и даёт духовное утешение, но это не точно.

- Класс! - Воскликнул сэр Галахэд и осушил очередной кубок вина, и король Артур поспешило последовать его примеру. Но тут в зал вошла свирепая как фурия лэди Гиневра и выгнала сэра Галахэда прочь из замка, пока тот окончательно не споил её мужа.
Тогда и остальные рыцари разъехались в разные стороны, кто на поиски новых сведений о Святом Граале, кто за копьём Лонгина, а кто  и на поиски пропавшего сэра Галахэда. Среди последних был и неутомимый сэр Пендегаст, совершивший во время своих новых странствий великое множество славных подвигов, о которых обязательно будет рассказано в свой черёд».