Гуманитарная катастрофа в фильме Догвилль

Виталий Сирин
    Рецензия на фильм "Догвилль"

                ***

     Так эффектно, автоматными очередями, выстрелила пружина сжатая бесчисленными унижениями и издевательствами над смирной и безропотной "овечкой" Грейс. Так по-кавалерийски залихватски, кровавой развязкой, и закончились девичьи грёзы о всеобщем благоденствии. Что поделать, если максимализм и крайность в суждениях так свойственны молодости, видящей суть вещей без полутонов и жизненных вывертов. Ох уж эти революционеры, идущие на верную смерть ради идеи: Каракозовы, Софьи Перовские, Зои Засулич - шагающие по трупам в светлое будущее, для того, чтобы оказавшись в преисподней, с горечью осознать: "За что боролись, на то и напоролись."

     Это высокомерие милосердия, (о котором говорил папаша Грейс), с помощью которого девица исподволь пыталась облагодетельствовать тупых, алчных и жестоких обывателей, но, увы, тщетно - чуда не получилось. Люди не превратились в праведников, тем более всё время имея перед хищными глазами лёгкую и аппетитную добычу. Как тут не попользоваться "дармовой халявкой", а благие оправдания, для успокоения остатков совести, всегда можно найти, тем более в таком "тёплом" и дружном коллективе, как община Догвилля и в этом смысле безусловно правы те, кто утверждает, что "благими намерениями устлана дорога в ад".

      Жаль, что Грейс не смогла перенести искушения "удобно" отомстить обидчикам, сорвалась, изменила своим принципам и неизбежно встала на один уровень со своими мучителями, в два счёта превратившись из жертвы в палача, за зло отплатив - суперзлом. Наивно полагая, что уничтожив жителей города, она уменьшит относительное зло в реальном мире, не осознавая, в силу своей неискушённости, что общество в основном и состоит примерно из таких-же обывателей, и в конечном счёте её поступок, слишком радикален, и отдаёт форменным фашизмом. Вместо того, чтобы проучить мучителей, до смерти их напугав, (как это, например, проделали с молодым Достоевским), пустив автоматную очередь над головами у расстрельной стенки, а после с миром отпустив, (но это так по-русски), или, на крайний случай, убив для острастки собаку, (как это посоветовал более гуманный папаша), Грейс, как будто в насмешку, решает уничтожить ненавистных жителей, но пощадить собачку, (наверное, чёрный юмор сценариста).

      Но надо отдать должное Грейс, что она ещё какое-то время боролась с сомнениями на счёт: казнить или помиловать, отомстить или простить? - и по- иезуитски решив дилемму, очистить мир от скверны своеобразным аутодафе, отплатила мучителям их же монетой, в стиле "братков" и коммунистов, (нет человека - нет проблем), - избавившись от мерзавцев. Впрочем, всё это сильно смахивает на то, как замученный унижениями и побоями новобранец, особо не обременённый нравственными исканиями, хватается за автомат и уничтожает своих обидчиков.

      Что поделать, если обычная сущность людей - использовать и подчинять других в своих целях, и, если вовремя не установить чёткие границы собственных жизненных интересов, человек, подстёгиваемый собственной алчностью, завистью, жестокостью и властолюбием, будет наглеть всё больше, пытаясь превратить ближнего в слугу, или даже раба. Это видно во многих сферах человеческой жизни - в семье, работе и той же армии. Поэтому для тех, кто хочет выжить в реальной жизни, просто необходимы острые когти, клыки, или, по крайней мере, яд с быстрыми ногами, и в пользование ими - железная воля с рассудительным умом, и всякий идеализм в этом пространстве чреват втаптыванием в грязь. Кстати, папаша Грейс тоже апеллировал к вышесказанному, взывая к "благоразумию" дочери, о том, что необходимо постоянно осаживать особо зарвавшихся наглецов.

      На мой взгляд, в фильме имеют место несколько гипербол (видимо, для полного раскрытия авторского замысла), как правило, одновременно не встречающиеся в реальной жизни: излишне кроткая жертва; избыточно подлая, расчётливая и бесчувственная сообщность людей;  утрированная до абсурда идея сексуального насилия; садистские кандалы на нежной шее красивой леди; и жуткая, безжалостная казнь десятков людей, усиленная местью за разбитые статуэтки, (по убитому ребёнку за каждую разбитую вещь). Впрочем, надо отметить, что без этой гипертрофии не было бы и получившегося сокрушительного эффекта.

      Отдельно заслуживает рассмотрения Том - местный философ и нравственный наставник общины, мнящий о себе, что он нечто, а в сущности оказавшийся подлецом и предателем, демагогом и провокатором, за обилием благородных и возвышенных фраз прячущий собственное ничтожество, трусость и душевное убожество, и всё-таки мера наказания - расстрел на месте -  возможно, слишком суровое линчевание даже для него, (но опять же, повторюсь, что без этого смысл фильма был бы несколько иной).

     Есть в главной героине что-то от "идиота" Достоевского, только на американский, протестантско-баптистский манер, и расправа над обидчиками проведена чётко по принципу: "око за око и зуб за зуб", да ещё и в гипертрофированной форме, когда оборзевших беспредельщиков настиг беспредел в абсолюте. Так под конец фильма и превратили милую девушку в зверя, или попросту сняли тонкую человеческую плёнку с её звериного естества, и укатившееся было яблоко вернулось к своей чудовищной яблоньке. Что поделать, если иногда именно так заканчиваются игры в святош и благородство.

        P.S. На последок афоризм: "Более опасен не тот, кто ответил на твою обиду, тем самым проявив себя, а тот, кто никак на неё не отреагировал. Неизвестно, как, где и когда он себя проявит, отомстив"; или : "Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним,(без последствий)".
 
         Грейс оказалась не так проста, как это могло показаться на первый взгляд...
                Виталий Сирин
                июнь 2015г