Светлый ангел рождества

Елена Думрауф-Шрейдер
Сказочное повествование (по мотивам немецких сказок), рассказанное моей старенькой бабушкой Аганетой Фот, жившей в мои детские годы в далёкой Сибири и иногда навещавшая нашу семью в Алма-Атинской области, Казахстана.

Глава первая

В ночь перед Рождеством небольшой старинный городок Узнен завалило снегом, и стало по-зимнему холодно. Рождество и последние дни уходящего года были необычными, завершающими уходящее в историю девятнадцатое столетие. Мир стоял на пороге нового века. Последние зимы были малоснежными, и сегодня стар и мал радовались обильному снегопаду. Серые унылые улицы, высокие деревья и низенькие кустарники, крыши и фасады домов побелели, и всё выглядело чисто и торжественно. Обрадованные горожане усиленно очищали от снега тротуары и готовились к светлому празднику. Особенно тщательно убирали маленькую церковь, где службу нёс старенький священник отец Юлий. Везде наряжали ёлки, украшали дома, витрины магазинов. К большой оконной витрине, сверкающей огоньками свечей, уже не в первый раз подходила семилетняя Луиза и долго с интересом рассматривала красивую куклу, которая стояла перед пышной ёлкой. Такую прекрасную игрушку она ещё не видела.
«Ах! Как она хороша! - восхищённо шептала девочка, согревая своим дыханием руки. – В таком белом воздушном платьице она похожа на небесного Ангела!» - подумала она, и приблизила лицо, чтобы лучше разглядеть её наряд. Но из магазина вышел продавец и сердито крикнул ей:
- Осторожней! Не подходи близко. Витрина стеклянная, разобьёшь.
- Извините, господин. Я хотела только полюбоваться восхитительной одеждой вот этой красавицы, - переминаясь с ноги на ногу, пролепетала она, показывая на куклу.
Девчушке явно было холодно, и одежда не по сезону.
– Можно мне войти и посмотреть? – сделав шаг навстречу мужчине, попросила дрожащими губами девочка.
- Если не будешь покупать, то зачем заходить? И часами разглядывать витрины
 тоже не стоит, - буркнул он и направился назад в магазин.
- Господин, пожалуйста, купите у меня свечи, и я смогу у вас купить её.
- Девочка, даже за свечи, эту куклу не купишь. Она механическая и стоит очень дорого.
- Господин, а что такое ме-меха-ни- ческая? – дрожал всё больше её голос.
- В неё встроен механизм. Она может открывать и закрывать глаза и говорить слово «мама». Уходи девочка, а то я вызову жандарма, - и, поёжившись, ушёл.
Луиза отошла в сторонку. Зажмурившись, представила, как эта прелестная игрушка может закрыть свои глазки. «Боженька мой, что за чудо!» - думала она, но ей не верилось, что такое возможно. Девочке очень хотелось хоть разок подержать эту куклу на руках и послушать, как она говорит «мама». Ей вспомнилась её добрая мама, которой уже с весны нет, и стало грустно. Думая о ней, направилась на постоялый двор, где владелец разрешал ей спать в подвале и за выполняемую работу вечером давал миску похлёбки. Но за последние два дня она не продала ни одной свечи, и приходила без денег. Хозяин грозился, что в следующий раз на порог не пустит.
«Если не выгонит на мороз, значит, сегодня побьёт и не даст поесть. Но идти больше некуда», - думала Луиза.
Так оно и случилось: пересчитав свечи (все десять были на месте), он долго кричал и бранился, а потом несколько раз с силой ударил её мокрым полотенцем, ткнул в спину кулаком и голодной отправил в подвал.
Хотелось плакать. Ведь в преддверии Рождества она прошла по всему городку, заходила в каждый дом и продала много свечей, а больше предложить было некому. Все жители, кто пожалел бездомную, сделали у неё покупки. Но сейчас она больше не думала о свечах и, тем более, о злом хозяине. Укутавшись в старенькое одеяло, пыталась согреться и мечтала о говорящей кукле. Ночью ей приснился удивительный сон: Рождественский вечер, сверкающая ёлочка, полыхают поленья в камине, она сидит на кушетке рядом с матушкой и показывает, как закрывает и открывает глаза её кукла. Мама улыбается, она здорова, заплетает ей косички, и при этом они весело смеются. Но когда кукла сказала «мама», Луиза проснулась и поняла, что во сне плачет и громко зовёт маму. А в следующий миг из дверей послышался недовольный окрик хозяина:
- Я тебя долго буду ждать? Уже почти рассвело, а ты всё никак не выспишься. Поторапливайся! – с раздражением говорил он поднимающейся по лестнице сироте. - Сегодня пойдёшь с большими свечами. Вот тебе две коробки, в них по пять штук. В этой - жировые, а эти - восковые, смотри не перепутай и не прогадай. В честь праздника, особым клиентам, купившим восковые свечи, можешь дарить и несколько спичек. Пусть помнят мою доброту! – усмехнулся он и погладил свою редкую бороду. Но тут же зло добавил. - И пока все не продашь, на глаза не показывайся. У меня не приют для немощных сирот, и за ночлег надо платить.
Раннее утро. По-зимнему темно и морозно. Горожане ещё сладко спят, нежась под тёплыми одеялами. Утром их ждал обильный завтрак. А потом начнутся приготовления к церковной службе и праздничному ужину. Не зная, куда идти и как согреться, Луиза, дрожа всем телом, брела по заснеженной дороге. Очень хотелось есть. Вдоль всей улицы только в булочной светилось окно, и она постучала. Горничная открыла засов.
- Госпожа, позвольте мне войти и погреться? На улице очень холодно. Будьте добры, я вас не стесню.
- А, это ты? Ну, входи, пока нет пекаря. Вон туда иди, за печку, - и удалилась. Вернулась она со свежевыпеченной булочкой. - Ешь скорее, чтобы никто не видел, - и посадила девочку за печкой на низкий табурет. Луиза прислонилась к тёплой стенке, согрелась и не заметила, как уснула. Давно уже рассвело. В передней слышались голоса покупателей. Звучали радостные поздравления с долгожданным торжеством. Тихо подойдя к бездомной девочке, горничная потрясла её за плечо и проводила через задний выход со двора. Все попытки продать хоть одну свечу были безуспешными. Люди празднично настроены, дефицитными свечами запаслись заранее и сегодня у них другие интересы и заботы. Она медленно шла по узенькой улочке и чуть слышно лепетала:
- Свечи, купите, пожалуйста, свечи! Дома вы их зажжете. Станет светло и уютно. К вам придёт Санта Клаус и прилетит Рождественский Ангел с подарками. Свечи… Будьте добры, купите… Купите свечи… - уже умоляюще звучал её голос. Она остановилась на площади возле церкви Святого Николая. На противоположной стороне улицы находился магазин, в витрине которого стояла удивительная кукла. В это время продавец счищал снег со ступенек около входной двери и Луиза, которой так хотелось ещё разок взглянуть на Ангелочка, осталась стоять на месте. Не обращая на девочку внимания, мимо торопливо проходили люди и скрывались в лёгком тумане. Все спешили домой или в гости. Она вошла в пока ещё пустующую празднично украшенную церковь. Приятно пахло хвоей пушистой ёлки и зажжёнными на ней настоящими восковыми свечами. Девочка прошла вперёд, встала на коврике на колени перед иконою «Спаса Нерукотворного», перекрестилась и зашептала, как учила когда-то мама.
- Боженька небесный, мой защитник! Прости меня, грешную. Я не жалуюсь, но без мамы мне живётся всё труднее. В услужение никто не берёт, говорят, ещё мала. Боженька, дай мне знать, как там моя мамочка? Знаю, там ей лучше! Я буду очень стараться жить правильно, и когда-нибудь ты меня возьмёшь к маме на небеса. Я очень скучаю по ней. Мама говорила, что тебе можно всё рассказывать. Милостивый Боженька, мне так хочется увидеть, как ме-механическая, но очень красивая куколка закрывает и открывает глазки и услышать, как она говорит «мама». В магазин посмотреть на неё меня не пустили, но я бы не навредила ей. Прости меня, великодушно. Я посижу ещё здесь, погреюсь. И пойду, возможно, продам свечи, чтобы заработать на ужин и ночлег.
 Согревшись, она подняла голову и осмотрела разрисованный святыми ликами купол, перекрестилась и пошла к выходу. Устало ступая по скрипучим половицам, она не видела, что из-за ширмы, где проводится исповедание, на неё всё это время смотрели добрые глаза старца Юлия. Он знал девочку с рождения и верил, что в городе найдётся отзывчивая добрая душа и приютит сироту.

Глава вторая

Тяжёлая дверь таверны приоткрылась и в неё протиснулась маленькая худенькая девочка в лёгких осенних ботиках и стареньком пальтишке без тёплой меховой подкладки. На голову был накинут капюшон. Её зубы слегка постукивали от холода, а от ударившего в нос вкусного запаха закружилась голова. В глубине длинной комнаты грузный мужчина стоял у плиты и помешивал половником в огромной кастрюле варево. Большое помещение освещала лишь одна свеча. Было сумрачно и неуютно. Стоявший за стойкой хозяин, прищурив глаз, смекнул – попрошайка.
- Чего надо? – грубо спросил он, и девочка остановилась в дверях.
- Доброго вам Рождества, - пожелала она, но ответа не последовало. - Господин, пожалуйста, купите у меня свечи.
- Ты продаёшь свечи? Где взяла? Украла? – удивился владелец таверны.
- Нет. Я пришла из местечка Узнен, где живу на постоялом дворе. Хозяин великодушно доверяет мне продавать его товар. Будьте и вы так добры, купите свечи, чтобы мне было чем заплатить за ужин.
- Узнен! Так это пару километров отсюда. Ты что, пришла пешком?
- Да, пешком. Пожалуйста, сжальтесь, купите свечи. Иначе хозяин меня не пустит ночевать, - и она расстегнула пальто, вытащила из висящей на шее плотной сумки коробку с жировыми свечами. Они были сделаны из сухого камыша, вымоченного в топлённом животном жире.
 Хозяин позвал работника.
- Ну-ка, посмотри на её товар, поди, не пригодный. Сейчас, перед праздником качественных свечей не найти. Спрос большой, так многие пользуются этим – полностью не просушивают и слабо
пропитывают.
- Нет-нет, господин! Свечи хорошие, добротные. Мой хозяин имеет лавку и его покупатели всегда довольны. Вот, посмотрите.
Мужик открыл коробочку, взял в руки завернутую в бумагу длинную свечу. Развернул, осмотрел, потряс ею в воздухе, небрежно бросил назад в коробку и недовольно покачал головой.
- Не нравится мне. Коробка помятая, оберточная бумага порвана, да и сама свечка тонковата. Наверное, как вы сказали, камыш плохо просушен или слабо пропитан.
- Что вы? Коробка не помята, я несла осторожно. Ну, а если вам показалось, что свеча тонковата, так выберите любую другую, - и быстро развернула, показывая ему ещё две.
- Покажи мне, - распорядился хозяин, и работник положил перед ним три свечи.
- А если я хочу пять купить? Есть?
- Есть, есть! – обрадовалась малышка и подала коробку с ещё двумя жировыми
свечами. – Вот, пожалуйста!
Хозяин покрутил пальцами свечу, и на руках остался жировой отпечаток. Понюхав, сморщил нос и процедил сквозь зубы.
- Фу, воняет! Товар, залежалый.
-  Господин, но они, же жировые!
- Сам вижу. Но товар нулевой, да и вида не имеет. Намешали в жир всякого… - и с силой сжал между пальцев свечу. Раздался хруст, и макушка обломилась. – Вот это что, качество? Да? Они гореть даже не будут! – повысил он голос до крика.
- Ох, осторожней! Мне их надо вернуть…  – прошептала девочка и шагнула к стойке. Но он продолжал выказывать ей своё недовольство и обвинять в несделанных проступках.
- Господин, если пожелаете, я могу вам предложить восковые свечи. Только они дороже.
- Спасибо, не надо! Сыт по горло. Говорю же, товар не качественный, плохо хранился, значит, сомнительный, а может и краденный. Явное дело, хозяин твой не чист на руку. Вор он, вот кто!
- Что вы, господин? - покраснела Луиза, как будто её уличили в обмане и ей стало обидно. – Вот смотрите, смотрите, превосходные свечи, - и она развернула длинные с резным рисунком желтоватые свечи. - Мой хозяин в честь Рождества великодушно велел мне всем, кто купит восковые свечи в подарок приложить несколько спичек. А вы говорите вор?
- Да?! Вор и такой щедрый? Не верю! – лукаво сузил он хитрые глаза. - Значит, и спички ворованные и такого же качества, - уверенно заявил хозяин таверны.
- Это не так! - возразила Луиза. – Как вы можете обвинять его в этом? И свечи, и спички добротные. Все горожане к Рождеству покупали. Вот, у меня спичек полный коробок, посмотрите сами, - достала из сумочки коробок и протянула работнику.
- Пересмотри, - приказал хозяин.
Мужик, с силой прижимая к стойке крутил каждую спичку и заметил, как отскочил маленький уголок от спичечной головки.
- О нет, хозяин, видите, тоже сырые. Осыпаются. Бракованные!
- Ах, ты, негодница! Уважаемого человека хотела обмануть? Собери всю эту дрянь и выкинь в мусор, - приказал хозяин работнику. - Чтобы она других людей больше не обманывала.
- Ой, не выбрасывайте, прошу вас. Мне хозяину их надо вернуть, - взмолилась девочка. – Он меня накажет, и снова оставит без ужина.
- И хозяина твоего надо наказать за такие проделки. Чтобы не было повадно подсовывать честным людям гнилой товар, - и смахнул коробки, свечи и спички в стоящее под стойкой ведро для мусора. – А ты обманщица уходи. Ни к чему нам такие ночные гости. Мы проживём и без ваших поганых свечей.
- Вы не имеете права! Я вас не обманываю! - и на глаза навернулись слёзы. - Свечи и спички хорошие и сухие. Заплатите мне, - потребовала Луиза.
- Ах, вот ты какая? Что ты себе позволяешь? Ты как разговариваешь со старшими? Ох! Мне даже дурно стало, - и он рукою схватился за левую сторону груди.
– А ну-ка покажи этой грубиянке, где у нас выход, - тяжело дыша и облокотившись на стойку, обратился он к работнику.
- Не надо, не выгоняйте, умоляю вас. Я так долго шла к вам и сильно замёрзла. На улице уже темнеет. У меня не хватит сил вернуться.
Но работник схватил её за рукав и с лёгкостью переставил за порог. Захлопнулась дверь, и крючок опустился с той стороны.
Ничего другого не оставалось, как двинуться в обратный путь.

Глава третья

Какой прекрасный праздник – Рождество Христово! В воздухе витало приподнятое настроение, наполняя человеческие души счастьем. Из церкви первыми высыпала на заснеженную улицу городская детвора. С радостными криками, держа в руках подарки, они промчались по освещённой фонарями улице. Никто не заметил возле большого дерева, напротив красочной витрины магазина, одиноко стоящую маленькую девочку. Это была Луиза. Она нашла в себе силы вернуться в город и теперь еле держалась на усталых ногах. Следом из церкви, после праздничной литургии, на площадь Святого Николая степенно вышли взрослые. Пожелав друг другу здравия, простились и чинно разошлись по домам, где всех ждал сытный ужин.
Улица опустела, и праздничное веселье разлетелось по домам и дворикам. Наступила морозная звенящая тишина.
Есть Луиза уже не хотела. Немного отдышавшись, она подошла к витрине, где всё так же стояла восхитительная кукла. Девочка так рада была её видеть! Ведь в течение дня этого Ангела могли продать… Она присела возле неё, склонила голову к деревянной перекладине и зашептала:
- Боженька мой, спасибо тебе, что ты сохранил её, и я могу ещё раз с ней поговорить. Ангелочек мой, ты же меня слышишь? – и ей показалось, что кукла в знак подтверждения моргнула длинными ресницами. – Ах, какое диво! Значит, это правда, ты ме-механическая!? – и кукла снова закрыла и открыла глаза. – Я так рада и хочу с тобой дружить. А ты? – и Ангелочек снова моргнула. - Боженька мой, это просто чудо! – и, совсем обессилев, почувствовав головокружение села на землю.
Но её радостные чувства тут же сменились тревогой.
- Боженька, мне очень стыдно, но я не могу вернуться на постоялый двор и отдать хозяину его товар. Он скажет, что я воровка. Но я не виновата, меня обокрали, - и по холодным щекам потекли тёплые слезинки. - Боженька мой, прости грешную и, молю тебя, возьми меня к себе на небеса. Я очень замёрзла и устала. Ноги окоченели, и руки почти не гнутся. Я хочу к маме, молю тебя, Боженька! – подняла полузакрытые глаза кверху и перекрестилась. Маленькое тельце девочки совсем остыло, ей хотелось спать. Веки уже смыкались, когда она услышала просящий голосок Ангелочка: «Луиза, не засыпай!» Девочка, напрягаясь прикладывала огромное усилие, старалась смотреть в глаза кукле. Голова закружилась, перед глазами появились разноцветные круги. В следующее мгновение почудилось: перед ней стоит Боженька и зовёт её с собой. Но Луиза просит взять и куклу. Последние силы покидают малышку и, ей кажется, что Ангелочек берёт её за руку и, кружась в звёздно-солнечном водовороте, они легко взмывают и улетают вслед за Боженькой на небеса к маме.
Какое счастье, когда мечты сбываются!

Глава четвёртая

Со всех сторон звенели колокола. В ушах этот перезвон создавал давление, и Луиза с трудом открыла глаза. Не осознавая, что с ней произошло, не двигалась, лишь смотрела по сторонам пытаясь узнать место, где находится. Мягкая белая, как облако, постель. В углу и на полочках иконы, с высоты яркое свечение и пришлось зажмуриться. Поднялась на локти, огляделась, и… «О, Боженька! Рядом на подушке лежит её Ангелочек в светлом одеянии. Присмотрелась – спит! Осторожно взяла на руки, и глазки открылись. Положила - закрылись, и кукла сказала «ма-ма!» О, чудо!» – не верила она своим глазам.
- Мама, мама! – громко закричала Луиза, уверенная, что сейчас войдёт матушка.
Открылась боковая узенькая дверь.
- Ну, вот и, Слава Богу, проснулась! – войдя в комнатку, сказал старый священник. – Сутки уже прошли, как спишь. Все праздники проспала ты, доченька. Посмотри, как сегодня ярко светит солнце! Оно тебя приветствует! - ласково улыбнулся он, и протянул к ней руки.