Шайх-Буба ал-Астали - восставший педагог

Али Албанви
АЛ-АСТАЛИ АЛ-А‘ЛА, АЛ-ХАДЖЖИ (ШИХ-БУБА) ШАЙХ-БУБА Б. (ШИХ-КЕРИМ) АЛ-ХАДЖЖИ ШАЙХ-КАРИМ (ок. 1840–1878) — преподаватель медресе в сел. Юхари-Стал (лезг. Вини-СтIал), один из руководителей восстания 1877 года. Был казнён (повешен) на главной площади г. Дербент в 1878 году.

«Гаджи Ших-баба Шихкарим оглы, 38 лет, принимал участие в восстании Южного Дагестана в 1877 г., был в делах под Хозрами, приводил кюринцев к присяге и ездил к имаму с выборным местом об избрании хана. По приговору полевого военного суда в Дербенте 18. VI. 1878 г., конформированному командиром войсками в Дагестанской области 15. VII. 1878 г. лишен всех прав, состояния и предан казни через повешение».

Лезгинский историк ал-Хасан ал-Алкадари (1834–1910) присутствовал на казни. Сведения о жизни и деятельности Ших-Буба сохранились скудные. Известно лишь то, что он рано выучился грамоте, возобновил прерванную педагогическую деятельность в юхари-стальском медресе. Он с молодых лет тянулся к знаниям, был страстным собирателем книг, старинных исторических документов и копий, на которых оставлял пометки: «Принадлежит Ших-Бубе — сыну Ших-Керима». В семейном архиве сохранилась некоторая часть этой ценной коллекции и документ — герб. Поэт Етим Эмин (1838–1884), также сильно переживший трагические последствия восстания 1877 года, в своих стихотворениях упоминает имя Ших-Буба и его друзей:

«[Подавление] восстания 1877 года»
(перевод текста)

Изъято всё: и дом, и скот...
Изъята радость навсегда.
О, сколько плачущих сирот
В чужбину погнала беда.

Не страшно за свободу пасть,
Куда страшней зазря пропасть.
Мирзы-Хасана нет – напасть,
Какая к нам пришла беда!

За правду ты, Хаджи-Мурад,
Терпел нужду и боль утрат.
Семья твоя разбита, брат,
Достойных извела беда.

О, подожди, имперский гнёт,
Расплаты час к тебе придёт.
Всему на свете свой черёд:
Нас к бунту привела беда!

Абдул-Хамид, ты как Пророк
Немало нам доставил строк
Но вдруг, нагрянув словно рок,
Тебя во тьму свела беда.

Конвой ударил Шихбубу,
А он лишь прикусил губу.
Нет, мы не бросили борьбу.
Хотя нас в плен взяла беда.

Защитник бедных и кумир,
Агамирза покинул мир.
Кюра, Самур – сплошной пустырь:
Как суховей, прошла беда.

Друзья мои, вы где сейчас?
Эмин обнять мечтает вас.
Мы ждём: придёт желанный час—
"Сочтёмся мы с тобой, беда!

Похоронен Ших-Буба в сел. Юхари-Стал (лезг. Вини-СтIал).  Могила Ших-Буба на находится на старом кладбище, возле дороги, на правой стороне по дороге в село Курхюр. Над могилой сооружен каменный памятник.




Автор: ‘Али Албанви



ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК


АЛ-АЛКАДАРИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Алкадар (ныне С.-Стальский р-он, Южный Дагестан).

АЛ-АЛКАДАРИ, МИРЗА АЛ-ХАСАН ИБН ‘АБД АЛЛАХ (1834–1910) — крупнейший учёный-историк, поэт, просветитель дореволюционного Дагестана, исламский правовед. Пользовался псевдонимом «ал-Мамнун» («Облагодетельствованный»). Родился в сел. Алкадар Касумкентского района (ныне С.-Стальский район Дагестана). Энциклопедист Назир ад-Дургели (ум. 1935) пишет, что во время отбывания своей ссылки в г. Астрахани (Хадж-Тархан) ал-Хасан ал-Алкадари посетил мазар шайха Махмуда, и мазар шайха, известного как Шайх (аз-заман, букв. «времени»). С ним был в это время и его товарищ, подвижник Хаджи-Рамазан аш-Штули ад-Дагистани. Знаменитое историческое сочинение ученого ал-Хасана ал-Алкадари «Следы прошлого Дагестана» («Китаб-и Асари Дагыстан». Баку, 1903 г. 225 с.), написанное автором в 1891–1892 годах на азербайджанском языке, увидело свет в 1-й Бакинской типографии «Ширкат» [Азербайджанская книга, 1963, с. 43; Историко-литературное, 1988], благодаря спонсорской поддержке азербайджанского миллионера З. Тагиева. Имел дочь по имени Абидат (1877–1923).

АЛ-АСТАЛИ АЛ-А‘ЛА — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Юхари-Стал (лезг. Вини–СтIал; «Верхний Стал»), ныне С.-Стальского района Дагестана.

АЛ-ЙАЛЦУГВИ, АЛ-ЙАЛЦУГИ — нисба указывающая на принадлежность её носителя к сел. Ялджух (лезг. Ялцуг, Ялцугь, Ялцугъар — ныне покинутое село в Ахтынском районе Дагестана).

АЛ-ЙАЛЦУГВИ, (ЕТИМ ЭМИН) МУХАММАД-ЭМИН Б. САВЗИХАН Б. ДЖАЛИЛ Б. САВЗИХАН Б. АБУКАР (ЦИЛИНГ БУКА) АЛ-ЦИЛИНГВИ (1838–1884) — южнодагестанский поэт. Основоположник лезгинской письменной литературы. Писал на лезгинском, тюркском и арабском языках. Имел литературный тахаллус (псевдоним — араб. букв. «прибежище») «Етим» («Сирота»), который по мнению исследователя Ф.Р. Нагиева (род. 1951) никак не связан со смертью родителей (они умерли, когда Эмин был уже достаточно взрослым). Родился поэт по одним данным — в сел. Ялцуг, по другим — в сел. Цилинг.



ЛИТЕРАТУРА

Албанви А. Три стихотворения о восстании 1877 года [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.proza.ru/2019/09/14/1750, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 15.09.2019). — Яз. рус.