Три имени линкора

Фёдор Дорнов
Его произвели на Балтийском заводе Петербурга в 1909 и дали название «Петропавловск». Когда спустили со стапелей, и затем отправили на рейд, зеваки, праздно разгуливающие по набережным Петергофа, восхищались:
- Ну, с таким богатырём нам теперь никакой враг не страшен!
В 1915 представился случай. Эсминец «Строгий» вывел на пушки линкора строй германских миноносцев. Словно мелкий зачинщик драки во дворе:
«А кто, дескать, против нас?..» Немцы как увидали переднюю трубу с характерным надломом и ощетинившиеся стволами орудия «Петропавловска», так и врассыпную. Однако в Первую Мировую больше повоевать не удалось.

За годы военно-морской службы через его кубрики прошли многие тысячи военморов. Личный состав по штату насчитывал 1500 человек. А в лихие годы Гражданской людей особенно не считали.
Военный флот несёт службу в море. На то он и флот. Если флот день и ночь торчит у стенки, жди беды. Большая беда случилась в марте 17го, когда от безделья и пьянства распоясавшиеся матросы перебили офицеров «Петропавловска».

В 1921 случилась новая история: снова в Кронштадт-крепость явились подстрекатели. И снова на брата пошёл брат. «Петропавловск», правда, пальнул пару раз в небо из самого крупного калибра, да и замолк. Между тем многих матросиков потом расстреляли. Отвели по льду куда-то за Ораниенбаум – и дело с концом.
В июне 1937 линкор, переименованный уже в «Марат», принимал участие в коронации английского короля Георга 6. Как говорится, пришли к британским берегам с визитом корабельной вежливости, не смотря на классовые противоречия и разницы в мировоззрениях.

Многие английские зеваки, слоняющиеся в тот момент вдоль Спитхэджского рейда, были этому обстоятельству изрядно удивлены. Как и филигранной технике фертоинга, выполняемой «Маратом». Фертоинг – способ постановки корабля на два якоря. Такая стоянка применяется там, где имеются сильные приливы и отливы, или в узких пространствах, где стоящее на якоре судно не должно описывать большой циркуляции. Спитхэджский рейд – именно такое место.
Для кораблей класса линкор постановка на два якоря способом фертоинга — сложнейший маневр, требующий безукоризненной выучки швартовой команды, не говоря уж о полной исправности швартовой оснастки корабля. По нормам Адмиралтейства этот маневр должен занимать около 1,5-2,5 часов. «Марат» это сделал за 40 минут.

В 1937 «Марат» - современный линейный корабль, сравнительно ещё молодой – ему нет и тридцати, прошедший недавнюю модернизацию и обладающий вероятно одним из наиболее мощных вооружений в мире. Перед плаванием в Англию командир «Марата» каперанг Иванов заявил, что на Спитхэджском рейде сильное течение, а лучше всех на Балтфлоте выполняет фертоинг начштаба флагман Трибуц, бывший ещё совсем недавно командиром «Марата». Пришлось в срочном порядке включать Трибуца в состав участников визита вежливости.

21 июня 1941, за день до начала войны, по приказу народного комиссара ВМФ Николая Кузнецова командующий Балтийским флотом Владимир Трибуц объявил боевую готовность. В 23 часа 37 минут весь флот был готов немедленно отразить нападение противника.
В начале четвертого часа утра наблюдатели с фортов и кораблей определили группу чужих самолетов. 12 юнкерсов низко шли к Котлину со стороны северного берега, то есть из Финляндии. Прекрасная видимость позволила обнаружить нарушителей воздушного пространства СССР на предельной дальности. На фортах Обручев и Первомайский, на линкоре  «Марат» ударили орудия. Немецкие самолеты отвернули перед огневой завесой и сбросили какие-то предметы в стороне от Кронштадтского корабельного фарватера. Днем выяснилось, что это магнитные мины.

В 3 часа 45 минут командир военно-морской базы контр-адмирал Иванов позвонил в Таллинн и доложил адмиралу Трибуцу о происшедшем. К тому времени штабу флота стало известно и о других агрессивных действиях немцев. Около 5 утра командующий КБФ подписал телеграмму для всех частей и кораблей: « Германия начала нападение на наши базы и порты. Силой оружия отражать противника».

К началу войны Кронштадтская военно-морская база представляла собой крупное соединение боевых кораблей, береговой и противовоздушной обороны. Водный район базы простирался на 100 миль к западу от Котлина, до меридиана острова Родшер. Обороняли этот район 2 дивизиона тральщиков, 2 дивизиона сторожевых катеров, дивизион сетевых заградителей, а также шхерный отряд кораблей и бригада торпедных катеров. Береговая оборона состояла из трех укрепленных секторов: Кронштадтского - артиллерия Котлина, островные и береговые форты со стрелковыми подразделениями, Выборгского и Гогландского, расположенного на нескольких островах средней части Финского залива. Противовоздушную оборону базы обеспечивали 2 зенитных артиллерийских полка и 4 отдельных дивизиона.

С самого начала войны линкор «Марат» бился с армадами фашистских самолётов, атакующих военно-морскую базу Балтфлота - Кронштадт.
Орудия главного калибра встречали немецких люфтваффе за десяток морских миль мощными шрапнельными снарядами, нарушая чёткий строй и сея среди них хаос. И уже тех, кто достигал Кронштадта, встречали зенитки линкора. Потери гитлеровской авиации были велики.

Первая половина сентября 1941 – «Марат» в Морском канале Ленинграда.
Для увеличения дальности стрельбы линкору придают крен, затопив несколько отсеков. Благодаря этому, дальность стрельбы главного калибра увеличивается до 40 км. Мощным огнём орудий останавливается наступление немецких войск, выведя из строя сотни танков, боевых машин и пушек, отправив на тот свет тысячи солдат вермахта. Приказ Гитлера – любыми средствами уничтожить все советские линкоры и крейсера.

16 сентября налёт 27 юнкерсов приводит к первым потерям. Правда, немецкие бомбы не причиняют особенного вреда. «Марат» уходит в Кронштадт, дать ремонт повреждениям и пополнить боезапас.
21 сентября – более мощный налёт, как следствие серьёзные повреждения.
23 сентября – «Марат» у стенки в Средней гавани Кронштадта. Ясная солнечная погода. Новый налёт. Небо над Кронштадтом черно от юнкерсов. Одна из бомб «РС 1000» способных пробивать любую броню попадает рядом с головной башней линкора, и, пронзив 3 палубы, разрывается в глубине, приводя к детонации пороховых погребов. Гибнут более 600 человек. Уцелевшие матросы добираются до берега вплавь – благо расстояние до пристани небольшое. «Марат», разорванный почти пополам, оседает на грунт, но из-за малой глубины его надстройки ещё довольно высоко возвышаются над водой.

Кормовую часть линкора с уцелевшей башней отремонтировали, как могли, восстановив боевые качества. И, спустя уже несколько месяцев, он снова вёл огонь по врагу. Конечно, это уже был не тот грозный «Марат», наводивший ужас на немцев, лишь подобие корабля – хода ведь не было. Зато от орудий была польза, которая продолжалась и после войны, когда заслуженный корабль-инвалид стал учебным судном и получил название «Волхов».