День ВМФ

Владимир Журбин 2
                Может быть я тебе растолкую, объясню популярно
                Почему выбирают дорогу морскую настоящие парни –
                Ведь и матросы и капитаны имеем мы законные права!
                Три четверти планеты - моря и океаны,
                А остальное - острова, а остальное - острова.
                (Е. Долматовский)

       40 лет прошло как отслужил я на флоте тихоокеанском, на крейсере «Адмирал Сенявин». К своему стыду ни разу не был на праздновании Дня ВМФ  в своём родном городе Алма-Ате, Алматы - по новому переименованию. Всё не до того было.

       Справлял я его, конечно. То на уборке зерновых, то на Дне Урожая, в алма-атинской области как раз уборка зерновых выпадает на конец июля – начало августа. То в командировках. Возьмёшь в рейсе банку пива, выпьешь за праздник свой, напарник ведёт машину в это время, меня везёт тоже. Вот так и не получалось у меня сходить в наш любимый алмаатинцами парк имени Максима Горького, чтобы промаршировать оттуда строем до другого парка, имени 28-ми Героев Гвардейцев Панфиловцев. Годы шли-шли, а я откладывал  это дело на потом-потом, и тут вот по истечению сорока лет надумал: «Нет, всё-таки надо сходить! Братишек повидать».

       Залез в интернет, посмотрел на видео, как алма-атинские морячки празднуют День ВМФ, лет за десять посмотрел, и очень мне понравилась их организация праздника. Всё чётко организовано: с офицерами, даже где-то и адмиралы мелькают.
- Всё! – думаю, - Надо сходить.

        И в этом, 2019 году, я решил готовиться к празднику. Готовиться надумал за неделю, а начал за 2 дня, то бишь с 26-го числа.

        Конечно, в форму свою я уже не влез, да и редко кто через 40 лет влез бы. Да её и нет почти. Тельник достал – нормально сидит на мне, бескозырку достал.
        Ну как достал? Она у меня  на витрине с кораблями под стеклом лежит. Ну, всё равно достал, осмотрел, почистил, примерил – всё хорошо. Нормально села беска на голову, хотя и видно уже, что не по лицу. Вот я и в форме морской.
        Известно, что бескозырка и тельник это как визитная карточка моряка, как беретка у десантуры. Они неотъемлемая часть формы.
        Для значимости ещё и гюйс на шею накинул, ещё и пришпилил его парой значков, чтобы не отлетал с тельняшки.

       Флаг уже года два как приготовил – морской, снизу с синей полосой, с красным серпом и молотом, с красной звездой. Его в древко вставил, посмотрел – хороший флаг получился!

       Ну, больше, конечно, было размышлений.
- Ни разу я там не был. Никого из ребят, здешних братишек, не знаю.
- Можно было бы на такси поехать. Но тогда обязательно сорвёшься, рюмку водки выпьешь. А там…
 
       Наконец наступает утро 28 июля 2019 года. Отличный день. Восходит солнце. Я иду в гараж. Завожу своего джипа, сажусь и еду. Рано-рано, в половине восьмого утра поехал я из-под гор, где сейчас живу, прямо в центр города, к парку имени Максима Горького. Приехал, покатался вокруг парка, поискал где машину оставить - в воскресенье все места заняты. Потыкался я, потыкался куда встать, потом на пару улиц в сторону отъехал и там поставил машину. Закрыл её, огляделся вокруг и подумал: «Кому мой крокодил нужен? Вон их сколько стоит».
       Нахлобучил на голову бескозырку, флаг свёрнутый в руки взял и пошёл через парк напрямик прямо ко входу, к центральной арке. Знаю, что именно там проходит ежегодное построение. Оттуда потом строй идёт к Вечному огню.

       А пока искал я где машину поставить, видел: то на одном перекрёстке матросик в годах, в полосатой маечке шлифует асфальт; то с другого перекрёстка ещё морячок появился. Хотел я к ним пристать, чтобы вместе идти, но пока машину парковал, матросиков уже и не видно было, дальше ушли. Пошёл я за ними побыстрее. Подхожу к арке, а там уже человек 20-25 встали ступенькой, хотят фотографироваться. Я с флагом к ним бегу: «Эй, братишки! меня подождите!». А они смеются:
- Давай-давай, дед, беги!
- Да успеешь. Ещё сто раз будем фотографироваться.
Но подождали. Я влез с флагом прямо в толпу. Вместе сфотографировались. Я фотографу свой фотоаппарат отдаю.
- Теперь меня на мою плёночку сделай.

       Ребята начали расходиться по лавочкам, что по бокам перед входом парка стоят. Сидим на лавочках, болтаем, а время уже к 9 часам подбирается.

       Гляжу. Какой-то мичман пришёл, со всеми поздоровался. Офицеры начали подходить. То тут, то там слышится: «О! Привет, привет!». Встречаются-то они уже с прошлых годов, многие знакомы. Я в сторонку отошёл, наблюдаю. Всех-то их я на видео смотрел – знаю. Теперь вот воочию знакомые лица вижу. Интересно - я их знаю, они меня – нет. Хотя мысль мелькнула:
- Хорошо, что я на своей машине приехал. Никого не знаю. Вот особняком стою наблюдаю.

       Матросы и офицеры подходили с детьми, с жёнами. У многих дети уже взрослые, кому по 40 лет, кому по 30 лет.

       В одном месте вижу, как дети батю своего пытаются в объектив поймать, а батя их ходит туда-сюда, то там плеснёт, то в другом месте плеснёт.

       Вдруг вижу морячка. Он на груди, прямо на тельнике носит небольшой плакатик. На плакатике написано «Крейсер Адмирал Сенявин». Я сразу к нему кинулся.
- Ты, что там служил?
- Да, служил, – отвечает морячок.
- А в какие годы?
- С 71 по 74 год.
- Ого! – удивился я, - Вместе на одном корабле служили.
- А что ты там тоже служил?
- Да служил. Только в 76-79 годах.
- О! Всё нормально! – обрадовался морячок, - Ну хоть одного я, наконец, нашёл. А то сколько годов хожу – нет никого с нашего крейсера. Все тут с других кораблей.
Посидели мы с ним, поболтали, повспоминали. Шакир его зовут. Сын с ним ещё был, годов в 38, нас сфотографировал. А ещё Шакир знакомого фотографа увидел и закричал:
- Виктор, Виктор! Давай нас, сенявинцев, сфотографируй.

       Фотограф Витя Королёв тоже весь в морской форме, старший матрос с Северного Флота, камеру на нас навёл, всё отлично запечатлел. А мы с Шакиром ещё немножко посидели, он и говорит:
- Ну, Володя, пойду я с ребятами пообщаюсь.
- Да, конечно, иди. – Отвечаю я ему.

       Он ушёл, а ко мне уже подходит мужчина, как и мы все в возрасте. Спрашивает меня:
- Ты откуда?
- С Тихого, - отвечаю я ему.
- А я водолаз, - поясняет он. И чувствуется, что поговорить ему охота. – Я и на Чёрном море был, и на Балтийском море был,  и на Северном был, и на Тихом был. В Индийском океане был.
И уже начал рассказывать мне какие операции они там делали. А я, слушая его, призадумался и спрашиваю:
- ПДСС что-ли?
Тут я чего-то отвернулся, поворачиваюсь а водолаза уже и нету.
- Вот ведь, – думаю – неужели водолаза чем-то обидел? Ну ладно, нет и нет. Может левый какой-то под праздник тяпнуть решил.

       А ребята уже кучковаться начали, человек по 10-15 в группы собираются. Я тоже с ними. Мы все в тельняшках. А настоящий тельник оказывается мало у кого остался. У меня был – со службы в нём пришёл, у многих морячков – китайского производства, да и время то уж сколько прошло.
 Парни подходили, щупали тельник, восхищались – настоящий!

       Смотрю - наш знаменосец пришёл с тремя знамёнами, крепкий такой парень. На ремне у него карман с тремя флагами. Флаги удержать одной рукой невозможно, поэтому они в кармане все стоят.
       Подошёл и наш кинооператор Виктор с женой, он с кинокамерой, она с фотоаппаратом, рядышком встали.
       Капитаны 1-го и 2-го рангов сюда же, к нам подтянулись.
       Появились морские пехотинцы, по нашему морпехи, развернули свой флаг с девизом "ТАМ ГДЕ МЫ - ТАМ ПОБЕДА " и с якорями. Морпехи хотя и имеют солдатские звания, но себя солдатами не считают. Так и говорят: "МЫ ФЛОТСКИЕ".

       По кругу полетела бескозырка. Один морячок бегает со словами «Ребята, сколько не жалко». Я сначала даже не понял.
- На что скидываемся? На водку что ли?
- Да нет. На цветы.
- Какие цветы? – снова их спрашиваю, - Я у вас тут впервые, порядков всех не знаю.
- На розы скидываемся. Возлагать их к Вечному огню будем.
Тут я тоже в стороне не остался. Бескозырку накидали полную денег и этот морячок исчез.

       Подходит к нам боцман – главный корабельный старшина.
- Ребята, - говорит он нам, - давайте вставать. Сейчас рапорт отдавать будем.
Мы подтягиваемся, строимся.

       Минут через 15-20 к боцману подбегают два моряка в возрасте, в руках держат две охапки огромных, настоящих голландских роз.
       Обалденные охапки! Розовый аромат поплыл по площади, вся площадь уже пахнет цветами. А суровый боцман у матросов спрашивает «Сколько?», те ему что-то отвечают, и мы все слышим как кричит боцман «Почему так мало?». Те ему: «Ну, сколько накидали, столько и есть». Боцман покачал головой и к нам всем обращается:
- Ребята, подходите, берите по цветочку. Если останется, то берите по два, потому что нам в два объекта надо цветы отнести.

       Мы цветы разобрали, и началось построение. Человек сто двадцать нас собралось сегодня. Каждый год, рассказывают моряки, приходят всё больше и больше братишек. В первый год, рассказывают, морячков собралось всего-то ничего, а теперь вот нас сколько!

       Стали строиться строем по четыре человека в шеренге, длинный строй получился.   Идут в строю деды, которые и в 60-м и в 65-м годах служили. Совсем седые они, уже без тельняшек. Тех, кто хромал или кто не мог идти, их на легковой машине рядом со строем везли. Две полосы проспекта строй занял. За строем машины едут еле-еле.

       Тут гаишник из-за поворота вылетел. Увидел нас – О! моряки идут! и быстренько сориентировался, дорогу перекрыл, на ту сторону движение сдвинул. А мы как шли так и шли. Но, несмотря на его команды, встречка всё равно оказалась перекрытой, потому что останавливался транспорт от удивления, даже троллейбус с пассажирами встал. Всем интересно было поглядеть, как бывшие моряки Союза Советских Социалистических Республик в строе со знамёнами идут.

       Водители легковушек вытащили свои сотовые и начали нас снимать, по телефонам звонят. Нам слышно было, как они в телефоны рассказывают: «Тут моряки идут! В тельняшках! Со знамёнами!».
       Конечно, такой строй Алма-Ате в диковинку. Алма-Ата это ведь не Владивосток, где матросы на каждом шагу встречаются, где их пруд пруди. Все нас снимали. 
       Троллейбусные пассажиры тоже кинулись к окнам, тоже начали нас снимать. А мы идём себе и идём! Вот так шагом и дошагали до места своего назначения, до парка имени 28-ми Героев Панфиловцев.

       Вошли в парк, подошли к Вечному огню, с голов сняли бескозырки. Здесь нас уже ждали: два капитана 1-ого ранга и один адмирал, уж не помню с какого флота.

       Пришедший с нами капитан 2-ого ранга подошёл к ним строевым шагом, отдал честь и отрапортовал, что моряки всех флотов бывшего Советского Союза ко Дню проведения Военно-Морского Флота построены.
       Капитан 1-ого ранга рапорт принял, развернулся и передал этот рапорт начальнику Школы морских пехотинцев Балтийского флота, тоже капитану 1-ого ранга. Тот развернулся к нам:
- Поздравляю с праздником! С восьмидесятой годовщиной Дня ВМФ, товарищи моряки!
От нас в ответ прогремело трехкратное «Ура! Ура! Ура!» Мы, конечно, старались достойно прокричать, но всё-таки без подготовки получилось кто во что горазд.

       Потом выступающие офицеры вспомнили свои года службы, всех кто в эти годы с ними служил. Были и награждения. Один из офицеров, выступая перед строем, сказал:
- А вы знаете, что когда фашистская Германия напала на Советский Союз, то все советские войска понесли большие потери. Лишь флот не потерял ни одного корабля. Такая была выучка у моряков, что они отбили без потерь все атаки самолётов противника. Вот что такое был флот в Советском Союзе!

       Торжественная часть закончилась. Прозвучала команда:
- Встать! Смирно! Бескозырки надеть!
Мы  возложили цветы к Вечному огню. Потом повернулись и пошли к памятнику Героям Панфиловцам, от уже него вышли к башенному орудию с крейсера «Киров». Крейсер этот охранял блокадный Ленинград во время Великой Отечественной Войны. Всю зиму стоял он в Ленинграде, как бы заблокированный, а когда начался прорыв блокады города, ответил своим главным калибром по всем немецким позициям.

       После окончания войны на этом крейсере в основном служили комсомольцы Казахстана. Я, когда до службы работал на заводе имени Кирова, узнал об этом и мечтал служить на Балтийском флоте. А если бы ещё мне посчастливилось бы попасть на «Киров», то я вообще был бы несказанно рад. Но не свершилась мальчишеская мечта, попал я служить на Тихоокеанский флот. И не жалею об этом, просто мечта повернулась ко мне другой своей гранью.

       Когда же крейсер "Киров" списали и стали резать, то Казахстан, естественно, попросил для своего военного мемориала, на память морякам-казахстанцам, пушку с крейсера. Вот тогда одну из действующих пушечных башен, что стояли на надстройке поближе к корме крейсера вырезали и поездом отправили в Алма-Ату. Теперь эта башня, готовая в любой момент выстрелить – лишь заряди её, стоит прямо в центре нашего города, в парке 28-и Гвардейцев Панфиловцев.
       Моряки, у которых было по два цветочка, возложили эти цветы возле пушки «Кирова», к мемориальной доске.

       Тут наш морячок, кинооператор Виктор, закричал всем:
- Ребята, будем фотографироваться! Давайте кучнее садитесь!
       Мы весело, с шутками – моряки всегда любили фотографироваться, хоть в парадной одежде, хоть в рабочей робе – подсели поближе. Я свою сумку за плечо заправил, чтобы не мешала, флаг приспустил перед строем, чтобы тоже никого не заслонил, и мы сфотографировались несколько раз.

       Потом ребята по 5-6 человек  начали возле пушки ходки делать.

       А ко мне подходят два казаха и просят:
- Морячок, дай флаг сфотографироваться.
- Да берите. - говорю я им, - Давайте и я с вами.
- Давай, присоединяйся.
Мы втроём, уже немолодых моряка, встали. Сынок в тельнике нас сфотографировал, потом и моим фотиком сфоткал, чтобы и мне на память осталась фотография.

       Вижу я, что семейные морские династии имеются: отец-моряк, сын-моряк, брат отца моряк, сын сына тоже моряк. И вижу, что они тоже сфотографироваться у пушки хотят. Ну, значит, сынок одного из отцов фотик поднимает, а сам в беске и тельняшке. Только навёл и тут же фотик опускает и укоризненно так говорит:
- Батя, я же тебе говорил, чтобы ты свою беску взял. Что ж ты без бески пришёл? Как вот теперь тебя без неё фоткать?
С себя бескозырку снимает и на голову отцу нахлобучивает. Я тоже с ними стою. Он нас всех снимает. Только щёлкнул фотоаппаратом, как со стороны подходит какой-то морячок и говорит:
- А чего ты, Еркен, с батей не фотографируешься? Давай я тебя со стариками щёлкну.
- О! Давай! – обрадовался сын. Отдаёт свой фотик морячку, подбегает к нам, присаживается и вдруг спохватывается.
- Эй, батя. Я же тебе сказал, чтобы ты свою беску брал. Теперь мою отдай.
 С этими словами снимает с батиной головы бескозырку, нахлобучивает её себе на голову и позирует. Такими мы и сфотографировались: три деда и один молодой в беске. Очень я эту династию хорошо запомнил.

        А праздник дальше продолжился. Кто в кафе за столы пошёл, кто по парку гуляет, а я подумал:
- Пора мне и честь знать. Домой пора.
Развернул я свой флаг. Только из строя вышел, по тротуару в парке иду, как встречается мне морской офицер с семьёй: жена, дочки. Офицер на меня смотрит-смотрит, и я вдруг соображаю, что надо бы ему честь отдать. Вытягиваюсь, отдаю честь - мне честь летит навстречу и вижу, каким стал довольным офицер, что я ему перед всей его семьёй честь отдал. Поулыбались мы друг другу, да и пошли в разные стороны – он в парк, я к своей машине.

        Подхожу. Машина, естественно, стоит. Всё нормально. Кинул я бескозырку на заднее сидение и поехал домой, к горам поближе, в верхнюю часть города. Машину в гараж поставил, вышел на свой проспект Аль-Фараби, именем древнего учёного названный, километра два мне по нему до своего дома ещё идти. Смены одежды у меня нет, иду я в тельняшке с гюйсом и в бескозырке. Братва осталась праздновать в парке, я тут один. И подумал я:
- А что у меня не праздник что ли?
Развернул я флаг, положил древко на левое плечо  и пошёл как есть.

        Это было нечто! Автобусы едут – мне сигналят. Маршрутный автобус остановился прямо на второй полосе проспекта , водитель стоит честь флагу ВМФ отдает , какой-то парень там в автобусе на себе рубашку рвёт, тельняшку мне показывает - типа я тоже моряк. Легковушки останавливаются, водители приветствуют меня, кто-то флагу честь отдаёт. Один парень с легковушки кричит:
- Дед, ты с какой части?
- Я с БЧ-5! – кричу ему в ответ.
- Дед, а я с БЧ-3! Торпедист!
- Да знаю я! – и машу флагом.
А люди идут и все смотрят на меня – моряк идёт. Поздравляют с праздником. Молодёжь улыбается.

        Останавливает меня один парнишка, лет 18-ти, спрашивает:
- Дяденька, а что сегодня за день?
- Сегодня День ВМФ! День Военно-Морского Флота! Праздник морского братства. – поясняю я ему.
Он подумал, сказал мне «Поздравляю вас!» и пошёл дальше. А я понял, что нормальная всё-таки у нас молодёжь, хорошая.

        Дошёл я до базара. Свернул флаг, на базаре купил селёдки, рыбки ещё взял с хлебушком, и пошёл домой праздновать. Вот так я отметил свой праздник, 80-тилетие ВМФ.

        Для всех кто пожелает посмотреть видео парада ВМФ в Алматы, который я описал, даю ссылку этого видео, снятого нашим кинооператором Виктором Королёвым:  https://youtu.be/VRXRLBWqK1w