Братцы мои! Дорогие плебеи и фавны!

Максим Оленев
Братцы мои! Дорогие… плебеи и фавны!
Фурии также… и остальные… гетеры

Вспомним, с чего лихо закручивается сюжет замечательного фильма 1980 года нашего прославленного режиссера Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово».
Корнет Алексей Васильевич Плетнев, влюбившись в хорошенькую актрису из провинциального города Губернска Настеньку Бубенцову, начинает ее домогаться прямо во время представления трагедии Шекспира «Отелло», забравшись в суфлерскую будку. Понятное дело, что при таком раскладе сама постановка мало кого интересовала. Собственно, об этом открытым текстом нам сообщает закадровый голос Андрея Миронова:
«… Офицеры пришли посмотреть на местных барышень и дам, ну а дамы и барышни, в свою очередь, пришли показать себя офицерам. Несмотря на это актерам иногда удавалось привлечь внимание и к себе…».
Да-с… Театр ранее существовал совсем для иных целей…
Но посещать его хотели многие.

****

С введением с 1 января 1874 года в России всеобщей воинской повинности вопрос о том, можно ли нижним чинам посещать театры, стал широко обсуждаться в верхах.
Все дело было в том, что повинность из строго сословной стала всеобщей, а среди нижних чинов хоть иногда, но, все же можно было встретить не одних только бывших холопов из крестьян, но и людей благородного происхождения (пусть и слегка обедневших). Многие из них не собирались менять свои «барские замашки»…
Приравняв театр к развлекательным мероприятиям, власти не нашли ничего предосудительного в том, чтобы солдаты, в свободное от службы время, приобщались к высокому искусству.
Первым на эту тему положительно высказался Главнокомандующий войсками Гвардии и Петербургского военного округа Великий Князь Николай Николаевич-старший, что видно из рапорта его Начальника штаба генерал-адъютанта графа П.А. Шувалова Военному Министру от 30 декабря 1874 года за №1156:
«… Его Императорское Высочество по докладу моему изволил разрешить всем вообще нижним чинам посещать театры, соблюдая при этом следующие правила относительно занятия мест:
1) нижним чинам унтер-офицерского звания дозволить быть как в креслах, так и в ложах не ближе 7-го ряда, а в ложах не ниже 2-го яруса;
2) прочим нижним чинам рядового звания в креслах быть не разрешается, а дозволить быть только в ложах, начиная с 3-го яруса, на балконе и в галереях.
Всем вообще нижним чинам при посещении театров быть в той форме, которая для того дня установлена, в мундирах, касках и при оружии…» .
Как видно, посещать было можно, но с определенными ограничениями: пойти в театр можно было лишь в форме, одетой по уставу, а в партере, например, сидеть нижним чинам не дозволялось вовсе.
Разрешение вскоре было оформлено приказом по Военному Ведомству от 12 января 1875 года за №10 подписью Д.А. Милютина:
«… Государь Император Высочайше соизволил разрешить нижним чинам всех званий ездить в экипажах и посещать театры, с теми ограничениями, которые ближайшие начальники признают нужным установить, применяясь к местным условиям» .
Казалось, все было хорошо, ведь высокое армейское начальство вплотную озаботилось культурным просвещением солдата! Однако, как мы знаем, дьявол кроется в деталях…
Почти сразу же после появления этого приказа, разразился скандал, что видно из рапорта Директора Инспекторского Департамента Морского министерства вице-адмирала барона В.Ф. Таубе в Главный Штаб от 3 апреля 1875 года за №3033:
«… При одном из представлений Театра Буфф дежурный плац-адъютант, основываясь на объявленном по Санкт-Петербургской полиции в ноябре 1873 года распоряжении, удалил из этого театра занявшего место в креслах 7-го ряда юнкера флота, заявив при том, что последовавшее в сем году разрешение посещать театры относится только до Императорских театров, но не театра Буфф.
В виду сего, Инспекторский Департамент просит уведомить как о правильности распоряжения в данном случае плац-адъютанта, так и равно о том, разрешается ли вольноопределяющимся военно-сухопутного ведомства на основании Высочайшего соизволения, объявленного в приказе по Военному ведомству №10, посещать театр Буфф и другие подобные ему театры…» .
Узнав о существовании приказа, разрешающего посещать увеселительные заведения, юнкер тотчас же отправился в театр. Но, как оказалось, не тот, в который можно было ходить…
Началось длительное разбирательство.

Рапорт исполняющего должность 2-го коменданта Санкт-Петербургского комендантского управления в Главный Штаб от 4 мая 1875 года за №2562:
«… Воспрещение юнкерам и вольноопределяющимся бывать в театрах Буфф и Берга основано на приказании Его Императорского Высочества Главнокомандующего, сообщенного в отзыве начальника штаба войск Гвардии и Петербургского военного округа от 24 сентября 1870 года за №5141 Санкт-Петербургскому градоначальнику и объявленному приказом по полиции 8 октября того же года за №211, что по настоящее время не отменено.
Приказание же, последовавшее в этом году, о дозволении посещать вольноопределяющимся и нижним чинам театры, принято относительно только Императорских театров и цирка, а потому плац-адъютанты и руководствуются вышеизложенным и до сих пор не отмененным приказанием…» .
Как видно, полицейское начальство решило, что разрешение касается лишь государственных развлекательных учреждений, где ставились дозволенные цензурой постановки!
В чем же оказался «повинен» театр Буфф, что оттуда полицейский вывел юнкера?

****

Первый театр Буфф (от итал. buffo — шутовской, комический) был открыт в Петербурге в сентябре 1870 года рядом со знаменитым Александринским театром, и изначально функционировал как цирк.
В то время в Москве и Петербурге существовала монополия императорских театров. Разрешения на открытие в столице такого заведения добился московский антрепренер, режиссер и актер Александр Филиппович Федотов.
Однако полученное разрешение одновременно накладывало ограничение на репертуар: спектакли должны выходить лишь на иностранных языках, причем «не драматические, а состоящие из танцев, музыки, пения, фокусов, акробатических номеров». В результате руководство «Буффа» стало приглашать популярных французских и итальянских звезд, а на сцене появились короткометражные шутливые номера на французском.
Буфф был одним из главных центров притяжения петербургской публики. «Жизнь наша — пуф, пустей ореха, заехать в «Буфф» — одна утеха», - писал о «театре озорства» Н.А. Некрасов. О нем упоминает в романе «Анна Каренина» Лев Толстой: Буфф – любимое место отдыха Алексея Вронского. Именно здесь впервые в России были исполнены оперетты Оффенбаха и Кальмана, имевшие до того шумный успех в Париже.
На сцене Буффа в то время блистала этуаль («звезда») французской оперетты Анна Жюдик, первая исполнительница Денизы во всемирно известном творении Флоримона Эрве «Мадемуазель Нитуш».
Как видно, Буфф был частным заведением, где ставились весьма вольные по смыслу и содержанию постановки.

****

Потребовалось вмешательство начальников самого серьезного ранга, чтобы «поставить все на места».
Помощник начальника Главного Штаба в предписании Санкт-Петербургскому комендантскому управлению от 30 мая 1875 года за №908 разъяснял, что «… приказание от 1870 года отменяется, так как в этом Высочайшем повелении не сделано никаких ограничений, какие именно театры могут посещать нижние чины…» .
Популярность театра Буфф в столичных кругах была очень высока и запрет на посещение этих мест мог серьезно взволновать общественность. На этом и порешили. НО! Только Буфф и никакие другие!
Рапорт исполняющего должность 2-го коменданта Санкт-Петербургского комендантского управления в Главный Штаб от 19 июня 1875 года за №3474:
«… По докладу Его Императорскому Высочеству Главнокомандующему войсками Гвардии и Петербургского военного округа, изложенного в предписании Главного Штаба от 30 мая сего года за №908, разъяснении приказа по Военному ведомству от 12 января сего года за №10, Его Императорское Высочество, имея в виду, что Высочайшим повелением, объявленным упомянутым приказом, разрешается нижним чинам всех званий посещать театры, но с вызываемым по местным условиям ограничениями по усмотрению начальства, приказать изволил: воспретить нижним чинам всех званий посещать все частные театры и увеселительные публичные, как летние, так и зимние заведения, кроме цирка, театра Буфф и зоологического сада…»
Разрешение вскоре было оформлено приказанием по войскам войсками Гвардии и Петербургского военного округа от 27 марта 1876 года за №63 за подписью начальника штаба генерал-адъютанта графа П.А. Шувалова
«… Вследствие возникших недоразумений относительно посещения нижними чинами театров и частных публичных увеселительных заведений, Его Императорское Высочества Главнокомандующий, изволил приказом подтвердить по военным округам, что нижним чинам всех званий разрешается бывать только в Императорских театрах, в театрах Буфф и Берга, в цирке и зоологическом саду. В последнем не позднее 9 часов вечера. Затем строжайше воспрещается им бывать: в клубах и частных публичных увеселительных заведениях, как зимних, так и летних…» .