Во времена Золотой орды

Николай Пахомов
«И СОТВОРИЛИ РАДОСТЬ ДЬЯВОЛУ…»

Со времен неудачного похода Игоря Святославича Северского с «братией» на половцев прошло около ста лет. И вновь драматические события происходят на просторах Курской земли. Причем геополитическая обстановка в Руси изменилась настолько, что ни в какое сравнение с бывшей при Игоре Святославиче Северском и идти не могла. И поле Половецкое с ханами и их ордами, и Русь с князьями и русскими дружинами утратили свою независимость, подпав под ярмо монголо-татарского ига.
На средневековой карте еще можно было найти Курск, но Курского княжества там уже не было. Да и Курск, отчаянно бившийся с полчищами завоевателей весной 1238 года, уже не был тем красавцем и градом-крепостью, которой он был при  брате Игоря, Всеволоде Святославиче Буй-туре. Разрушенный и сожженный завоевателями, он превратился в обезлюдевшие развалины. И среди этих развалин, возможно, на территории бывшего детинца, или, возможно, на территории  бывшего посада, нелепо диссонируя с окружающей разрухой, находилась резиденция баскака Ахмата (Ахмета), сына Темира, по прозвищу Хивинец.  Это ему золотоордынские ханы отдали на откуп так называемую Курскую тьму для сбора податей и дани.
Да, не стало Курского княжества. Исчезло оно вместе со своими князьями и воями-курянами, до последней капли крови, до последнего вздоха защищавшими свой город и свою землю. Под корень были уничтожены они озверевшими завоевателями.
…И обезлюдела округа,
Хоть раньше так она цвела,
Во рвах детинцев и яругах
Лежат защитников тела.
Лежат костища на кострищах
Врагом сожженных городов.
Не скоро их потомки сыщут
Сквозь наслоения веков.

Не стало Курского княжества, превратилось оно в тьму… в тьму – в прямом и переносном смысле. Однако сохранилось еще Рыльское княжество, в котором с позволения ордынских ханов княжил Олег. По-видимому, уцелевший потомок первого рыльского удельного князя Святослава Олеговича. Впрочем, он был не только рыльским князем, но еще и воргольским. И хотя современные ученые так и не смогли точно определить, где был воргольский удел, но такой существовал. И, скорее всего, на развалинах Курского княжества. Средневековые летописцы о нем хорошо знали.
Имелось и еще одно княжество – Липовечское или Липовецкое, где княжил «сродственник» Олега Рыльского и Воргольского, Святослав Липовечский. К какой «ветви древа» Святославичей Северских – к потомкам ли Олега Игоревича Курского, сражавшегося с монголами еще на Калке, к другим ли потомкам самого Игоря Святославича, к потомкам ли Всеволода Буй-тура – относился этот князь, остается тайной.
Остается тайной да областью догадок и рассуждений ученых и расположение Липовечского княжества. Летописцы в свое время по каким-то причинам не пожелали пролить свет на данное обстоятельство. Возможно, тоже не знали. А в наше, мне думается, этот пробел, сколько бы ни спорили ученые, историки и краеведы, устранить уже не удастся. Не всегда, к сожалению, прошлое поддается реанимации.
Впрочем, суть не в этом. Суть – в том, как монгольские правители умело пользовались древним правилом: разделяй и властвуй. И как русские князья, в угоду монгольским ханам, уничтожали друг друга.
По одним летописным данным, в 1283 году, по другим – в 1284 году «сотворилось зло в областях Курского княжества». Дело в том, что баскак Ахмат Хивинец стал прижимать поборами князя Олега Рыльского и Воргольского. (В дальнейшем в целях избежания путаницы и краткости изложения оставим только одно фамильное определение у князя Олега – Рыльский). А, кроме того, на территории его княжения построил две слободки, где собирался разбойный народ. Оттого Олегу Рыльскому, по определению летописцев и В.Н. Татищева, «творилась досада», а вокруг городов Курска и Воргола (?) «стало пусто». Посоветовавшись со своим «сродственником», князем Святославом Липовечским, Олег Рыльский в сопровождении бояр и обоза с подарками отбыл в столицу Золотой Орды к «своему хану Телебуге» за защитой против притеснений со стороны баскака.
Здесь мы должны прервать повествование и сделать небольшое пояснение. В описываемый период времени в Золотой Орде правил великий хан Туда-Менгу, внук Батыя и дядя Телебуги. А Телебуга при нем исполнял роль «куратора» земель Южной Руси, отвечая за порядок, сбор дани и набор воинов на них. Под его «кураторством» находилась и территория бывшего «великого» Курского княжества. Это пояснение, по моему мнению, важное, так как некоторые современные исследователи данного обстоятельства, в том числе и курские, не разобравшись в тонкостях взаимоотношений Чингизидов, не выяснив, кто есть кто, пытаются летописные сведения «сместить, сдвинуть» во времени на десяток лет – на начало 90-х годов, когда Телебуга стал великим ханом. А это в корне неверно. Все произошло именно в те годы, на которые указывают летописи 1283/84 – 1284/85.
Сейчас трудно говорить, где находился шатер или дворец хана Телебуги: рядом с дворцом великого хана Туда-Менгу или же в отдельном, специально отведенном месте. Скорее всего, на некотором отдалении, так как традиционно монгольские ханы, опасаясь за свою жизнь, старались отделиться даже от ближайших родственников. Сообщал ли Телебуга Туда-Менгу о прибытии князя из Курской земли или же нет, также неизвестно Но подарки, привезенные Олегом Рыльским, принял. И они возымели действие: Телебуга дал Олегу «приставов» и посоветовал самому разобраться с разбойными слободками.
Возвратившись из Орды, Олег Рыльский тут же договорился с князем Святославом о совместных действиях. При поддержке золотоордынских приставов они разорили слободки, а народ, в них находившийся, вывели в свои вотчины.
Все было сделано, казалось, верно. Только не учли князья русские Олег и Святослав, что возле великоханского трона был «в весе» не один Телебуга. Имелись там и другие, имевшие не меньшее влияние на хана Туда-Менгу. И среди таких слыл хан Ногай, ведший свою игру вокруг престола.
Если Телебуга принадлежал к старшей ветви Чингизидов, то Ногай являлся представителем самой младшей. Он был внуком младшего брата Батыя, Бувала, и сыном Татара, а также основателем Ногайской орды, кочевавшей в это время в степях Северного Причерноморья. Природные ум и хитрость, воинский опыт позволили ему не только умело управлять собственной ордой, но и оказывать влияние на великих ханов Золотой Орды, а то и смещать одних да ставить других.
Обстоятельства внутриполитических склок вокруг великого престола в Золотой Орде не учли князья Олег Рыльский и Святослав Липовечский. Зато хитрый баскак Ахмат это учел. Получив неприятный «гостинец» от хана Телебуги, он тут же пожаловался на действия русских князей Ногаю. И не только пожаловался, но и опорочил их в глазах Ногая, как только мог.
Ясное дело, Ногай, по определению императрицы Екатерины Великой, будучи, «как все татары злохитр, корыстолюбив и лукав», тут же послал своих гонцов к Олегу Рыльскому и Святославу Липовечскому с приказом немедленно прибыть к нему в ставку. Однако князья не поехали. К тому же Святослав Липовечский уже без приставов Телебуги, лишь силами собственной дружины и по собственному почину, вторично разорил одну из слободок Ахмата.
Неповиновение русских князей взбесило хана Ногая. И он направляет в Курскую землю карательный отряд. Прослышав про то, Олег Рыльский с семьей и ближайшими дружинниками, несмотря на зимнюю пору, тут же бросился к Телебуге в Золотую Орду. А князь Святослав со своим ближайшим окружением – в Воронежские леса.
Каратели прибыли к Ворголу (Ворлогу) 13 января. Не обнаружив князя, стали разорять города и округу. В течение 20 дней они сгоняли и свозили пленников и добычу в слободки Ахмата, которые, по определению В.Н. Татищева, были, как «грады великие», со своими торгами и промыслами. Кроме того, татары привезли в Курск 13 старших бояр земли Курской и выдали их «головой» Ахмату. Тот тут же приказал их казнить. Головы казненных бояр, их отрубленные руки еще долго возили татары с собой, устрашая оставшееся население. И только у селения Турова (возможно, на территории современного Обоянского района Курской области) эти останки они выбросили и удалились к себе в степь. Вместе с карателями ушел к Ногаю и баскак, оставив в слободках вооруженные отряды под началом своих младших братьев. Боялся Ахмат ответных действий. И, как показало время и последующие события, не без основания.
На Фоминой неделе 1184 года (по Воскресенской летописи) князь Святослав Липовечский, тайно вернувшийся из Воронежских лесов, устроил засаду на отряд воинов баскака, следовавший из одной слободки в другую. В этом отряде было тридцать человек, в том числе и оба брата Ахмата. Нападение дружины Святослава было столь стремительным и неожиданным, что 25 русских и двух татарских воинов баскака, сразили мгновенно. И только братьям Ахмата удалось ускакать в Курск. Испугавшись нападения дружины Святослава, разбежались и люди из слободок.
И с этого момента судьба липовечского князя Святослава стала разительно отличаться от судьбы его «сродственника» Олега Рыльского. Рыльский и воргольский князь не только избрал для себя путь сотрудничества с завоевателями, но и стал всячески укорять и бранить за самоуправство своего родственника. Князья рассорились. И Святослав Липовечский открыто встал на стезю борьбы с завоевателями. Его действия против ордынцев привели к тому, что в ставке Телебуги он уже назывался не иначе как разбойник и враг татар. И когда Олег Рыльский, опасаясь за свою жизнь и свое положение, вновь попытался «образумить» Святослава, то тот ответил гордо: «Я сам знаю, что делать. Я прав, учинив это, так как они мои враги». Произнося эти слова, Святослав понимал, что обратной дороги ему уже нет, что впереди лишь путь борьбы.
Чтобы снять с себя подозрения и ответственность за действия «сродственника», Олег Рыльский бежит вновь в золотоордынскую столицу к Телебуге. Ему удается оправдаться, но… ценой головы Святослава, приговоренного в Орде к смерти.
Возвратившись домой с отрядом татар, Олег Рыльский чинит расправу над Святославом. И тот погибает, по-видимому, со всей своей дружиной. Как попал Святослав в сети «сродственника», летописи не сообщают. И нам остается лишь догадываться. И одна из догадок, что Олег Рыльский заманил князя липовечского обманом в ловушку, где и расправился. Но уцелел брат Святослава, Александр. Став князем Липовечского княжества, он тоже отправляется в Сарай, где с помощью больших даров, заручается поддержкой все того же хана Телебуги. Что тут говорить – татаро-монгольские ханы с радостью стравливали русских князей друг с другом. Теперь уже Александр, возвратившись в пределы Курской земли, расправляется над Олегом Рыльским и его сыновьями Давыдом и Симеоном.
«И сотворили радость дьяволу и  привлецанину его баскаку Ахмату», – заканчивает свое сообщение летописец, скорбя слезно о гибели русских князей.
Подводя итог всему периоду княжения на курской земле потомков Святослава Олеговича Новгородского, Курского, Северского и Черниговского, мы обязаны заметить, что род его угаснет. И немало для этого сделают монголо-татарские завоеватели. А вот род его племянника от старшего брата Всеволода – Святослава Всеволодовича сумеет устоять и продлится в отдельных ветвях до нашего времени. Дети его правнука Михаила Всеволодовича Святого, казненного татарами в 1246 году, – Мстислав, Юрий и Семен – дадут потомство князей Карачевских, Мосальских, Елецких, Звенигородских, Козельских, Торусских, Мезецких, Барятинских, Оболенских, Долгоруких (Долгоруковых), Щербатовых, Новосильских, Белевских, Воротынских, Одоевских и некоторых других.


Используемая литература:
Екатерина II. Российская история. Записки великой императрицы. М.: Эксмо, 2008.
Из истории Курского края. Сборник документов и материалов. Воронеж, ЦЧКИ, 1965.
Карамзин Н.М.  История государства Российского. М., 2006.
Курск. Краеведческий  словарь-справочник. Курск, 1997.
Курск. Очерки истории города. Воронеж, ЦЧКИ, 1975.
Курский край: Курск. Научно-популярная серия в 20 томах. Т. 4. Курск, 1999.
Очерки истории Курского края с древнейших времен до XVII века. Курск, 2008. – 622 с.
Пахомова А.Н. Курские и рыльские удельные князья. В 2 книгах. Книга 2. Курск, 2010. – 277 с.
ПСРЛ Т.1. Л., 1926; М., 1962.
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. В 15 кн. и 29 т. Книга 1. Русь изначальная. Тома 1-2. М., 2005.
Стахорский С.В. Энциклопедия русской культуры.  М.: Дрофа, 2006.
Султанов Т.И. Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и Власть. М.: АСТ, 2006.
Сычев Н.В. Книга династий. М., 2006.
Татищев В.Н. История Российская. В 3 томах Т. 2. М., 2005.
Творогов О.В. Древняя Русь. События и люди. СПб.: Наука, 1994.