Голубая кровь Люфтваффе

Олег Каминский
На снимке: Лейтенант граф Генрих фон Айнзидель.

     Думаю, не ошибусь, если скажу, что самым высокородным немецким военнослужащим, попавшим в плен на советско-германском фронте, был лётчик-истребитель лейтенант граф Генрих фон Айнзидель. Он был младшим из троих детей графа Герберта фон Айнзиделя и графини Ирены фон Бисмарк-Шёнхаузен и по материнской линии приходился правнуком самому «железному канцлеру» Германской империи Отто фон Бисмарку!

     А в плен граф попал под Сталинградом 30 августа 1942 года, после того как был сбит советскими истребителями. В плену он без какого-либо принуждения согласился написать домой открытое письмо, в котором выразил сомнения в победе Германии в войне с СССР и напомнил слова своего великого прадеда: «Никогда не ходите войной на Россию». Конечно, наши пропагандисты не могли оставить без внимания такой весьма показательный случай, поэтому не удивительно, что в советской прессе о правнуке Бисмарка упоминалось неоднократно.

     Разумеется, граф Генрих фон Айнзидель был не единственным из высокородных дворян, служивших в вооруженных силах Германии. Множество баронов, графов, князей и даже наследных принцев сражались под знаменами Третьего рейха и многие из них погибли, исполнив свой долг чести до конца.

     Об этом у нас как-то не принято говорить, а ведь это – интереснейшая тема! Разумеется, информация обо всех выходцах из благородных семей слишком обширна. Я перечислю лишь некоторую, известную мне, часть дворян Германии, служивших лётчиками в военно-воздушных силах, которые погибли или попали в плен на советско-германском фронте.    

     Итак, перед нами список потерь дворян Люфтваффе на Восточном фронте:

Unteroffizier Hans von Appen, борт-радист, 9./KG.3,
6 октября 1941 года на самолете Do 17Z не вернулся из боевого вылета в район Вязьмы (Смоленская область, Россия).

Leutnant Hans von Arnim, наблюдатель, 2.(F)/Aufkl.Gr.100,
26 августа 1943 года на самолете Ju 88D-1 погиб в воздушном бою юго-западнее Геленджика (Краснодарский край, Россия).

Gefreiter Sixt von Arnim L., борт-радист, (F)/Aufkl.Gr.1 (Nacht),
11 августа 1943 года на самолете Do217М разбился юго-восточнее Запорожья (Запорожская область, Украина) из-за выработки горючего.

Hauptmann Hans von Bargen (14.10.1914), пилот/командир группы, I./SG.3, кавалер Рыцарского креста,
6 июля 1944 года на самолете Ju 87 сбит прямым попаданием зенитного снаряда при пикировании на позиции советских войск в южной Финляндии.

Feldwebel Franz von Bertele, пилот (?), 5./KG.51,
10 мая 1942 года на самолете Ju 88A-4 погиб в районе Харькова (Харьковская область, Украина).

Major Ernst Freiherr von Bibra (23.09.1910), командир группы, III./KG.51, кавалер Рыцарского креста,
15 февраля 1943 года на самолете Ju 88A-4 не вернулся из полета в районе Славянска (Краснодарский край, Россия).

Gefreiter Heribert von Blerico (10.04.1924), наблюдатель, 4./KG.27,
26 февраля 1944 года на самолете He 111 не вернулся из полета в район Млынова (Ровенская область, Украина).

Oberstleutnant Hubertus von Bonin (03.08.1911), пилот/командир эскадры, JG.54, кавалер Рыцарского креста,
15 декабря 1943 года на самолете Fw 190A-5 погиб в воздушном бою в 7 км восточнее Городок (Витебская область, Беларусь). 

Oberleutnant Jurgen Oscar von Bonin, наблюдатель, 2./KGr.z.b.V.105,
8 февраля 1942 года на самолете Ju 52/3m не вернулся из полета в район Юхнов – Смоленск (Калужская – Смоленская область, Россия). 

Leutnant Hans von Borries, пилот, 5./KG.53,
31 июля 1943 года на самолете He 111H-16 сбит зенитным огнем в районе Старое (Россия), выпрыгнул с парашютом и пропал без вести.

Oberleutnant Bernhardt von Bulow, наблюдатель/командир отряда, 1.(H)/Aufkl.Gr.13,
27 сентября 1941 года Hs 126В-1 погиб в воздушном бою в районе Шума (Ленинградская область, Россия).

Oberleutnant Hokan von Bulow (01.05.1915), пилот, 9./JG.54,
13 мая 1942 года на самолете Bf 109F-4/R1 сбит в воздушном бою в районе Оломно (Ленинградская область, Россия) и пропал без вести. По советским данным, попал в плен.

Unteroffizier Wolfgang von Chiari (09.03.1913), пилот, 4.(F)/Aufkl.Gr.14,
9 января 1942 года на самолете Ju 88 погиб, вероятно, в районе Подмосковья (Россия).

Leutnant Wolf-Dietrich (Dieter) von Coester (20.09.1921), пилот, 4./JG.52,
20 марта 1943 года на самолете Bf 109G-4 в воздушном бою был подбит, произвел вынужденную посадку на Черное море в 20 км юго-восточнее Анапы (Краснодарский край, Россия) и погиб от переохлаждения в ледяной воде.

Leutnant Arthur von Cossel (24.03.1923), пилот, 4./JG.52,   
19 апреля 1943 года на самолете Bf 109G-4 не вернулся из воздушного боя в районе Кабардинки (Краснодарский край, Россия).

Hauptmann Friedrich-Franz Freiherr von Cramon (01.07.1912), пилот/адъютант эскадры, Stab/JG.3,
1 августа 1942 года на самолете Bf 109F-4/R1 сбит зенитным огнем в 5 км северо-западнее Калача (Сталинградская область, Россия), выпрыгнул с парашютом и пропал без вести.

Unteroffizier Heinrich «Heino» von Davier (01.01.1921), пилот, 1./JG.52,   
20 декабря 1944 года на самолете Bf 109G-14 погиб в воздушном бою с советскими истребителями севернее Кракова (Польша).

Hauptmann Kurt von Dewitz (15.11.1912), наблюдатель/командир отряда, 4.(F)/Aufkl.Gr.14,
16 января 1942 года на самолете Ju 88D-1 не вернулся из боевого вылета из района Ржев – Осташков (Тверская область, Россия).
 
Oberleutnant (посмертно Hauptmann) Hans-Heinrich von Dombrowski (1915), пилот, 4.(F)/Aufkl.Gr.122,
10 июля 1941 года на самолете Ju 88A-5 разбился из-за отказа двигателя в районе города Броды (Львовская область, Украина).

Unteroffizier Werner von Drage, борт-стрелок, 1./KG.51,
23 мая 1942 года на самолете Ju 88A-4 погиб в воздушном бою в районе Харькова (Харьковская область, Украина).

Unteroffizier R. von Drasche-Wartenberg, пилот, 3.(F)/Aufkl.Gr.22,
8 марта 1942 года на самолете Do 17P не вернулся из полета в район Бологое (Тверская область, Россия).

Hauptmann Joachim-Friedrich Graf Vitzthum von Eckstadt (01.07.1911), пилот, Stab II./JG.77,
25 сентября 1941 года на самолете Bf 109E-4 погиб в воздушном бою в районе Перекопа (Крым).

Leutnant Ernst von Eyberg, наблюдатель, 2.(F)/Aufkl.Gr.100,
11 июня 1943 года на самолете Ju 88D-1 не вернулся из полета в район Тихорецка (Краснодарский край, Россия).

Leutnant Heinrich «Heio» Graf von Einsiedel (26.07.1921), пилот/адъютант группы, Stab III./JG.3,
30 августа 1942 года на самолете Bf 109F-4/R-1 сбит в воздушном бою в районе Сталинграда (Сталинградская область, Россия). Попал в плен, из которого вернулся после окончания войны. Проживал в Германии. Умер 18 июля 2007 года. 

Unteroffizier Jurgen von Francheville (24.08.1922), бортрадист, 4.(F)/Aufkl.Gr.14,
22 декабря 1944 года на самолете Ju 188 не вернулся из полета в район Вильнюс – Каунас (Литва).

Major Egbert von Frankenberg und Proschlitz (20.03.1909), пилот/командир эскадры, Stab/KG.51,
1 мая 1943 года на самолете Ju 88A-4 сбит зенитным огнем в районе Конотопа (Сумская область, Украина). Попал в плен, из которого вернулся после окончания войны. Проживал в Германии. Умер 15 марта 2000 года.

Oberleutnant Horst Scharf von Gauerstedt, наблюдатель/командир отряда, 1./KG.2,
25 августа 1941 года на самолете Do 17Z погиб в воздушном бою в 2 км западнее Трегубово (Новгородская область, Россия).

Unteroffizier Hans-Werner von Gehr, наблюдатель, 3./KG.3,
6 ноября 1941 года на самолете Ju 88A-4 сбит в районе Малоярославца (Калужская область, Россия). Попал в плен, из которого вернулся после окончания войны.

Leutnant Albrecht von und zu Gilsa (12.02.1921), пилот, 9./JG.51,
4 июля 1941 года на самолете Bf 109F-2 разбился при посадке в 2 км западнее Бобруйска (Могилевская область, Беларусь).

Leutnant Adolf von Gordon (21.12.1921), пилот, Stab III./JG.3,
20 апреля 1943 года на самолете Bf 109G-4 погиб в воздушном бою юго-восточнее Новороссийска (Краснодарский край, Россия).

Hauptmann Bernhard von Hasselbach (02.06.1913), наблюдатель, 2./KG.27,
3 января 1943 года на самолете He 111H-6 сбит в воздушном бою в 10-15 км южнее Калача (Сталинградская область, Россия) и пропал без вести.

Leutnant Gunter von Hein, пилот, 3./NAGr.4,
24 июля 1943 года на самолете Bf 110G-3 не вернулся из полета в район Курска (Курская область, Россия).

Leutnant Bernhard von Hermann, пилот/адъютант группы, Stab III./JG.5,
17 марта 1944 года на самолете Bf 109G-2 сбит в воздушном бою в Мурманской области (Россия). Попал в плен.

Oberleutnant Detlef von Heydebrand (09.01.1923), пилот, 1./SG.3,
1 апреля 1944 года на самолете Ju 87D-5 сбит зенитным огнем южнее Пскова (Псковская область, Россия) и погиб.

Major (посмертно Oberstleutnant) Jobst-Heinrich von Heydebreck (02.08.1909), командир эскадры, Stab/KG.3,
3 января 1943 года на самолете Ju 88A-14 не вернулся из полета в район Pl.Qu. 9069 или Pl.Qu. 9083.

Obergefreiter Karl von Hoegen, борт-стрелок (?), I./KG.200,
14 июня 1944 года на самолете Ju 290 не вернулся из полёта над Украиной.

Oberleutnant Karl Graf von Hoensbroech, наблюдатель, 1.(F)/Aufkl.Gr.124,
7 июля 1941 года на самолете Ju 88A-5 при перелете из Бардуфосса в Киркенес в условиях плохой видимости врезался в гору в 18 км западнее Бардуфосса (Норвегия) и разбился.

Oberleutnant Bernhard von Hohenbruck (16.10.1920), пилот/заместитель командира отряда, 1./JG.6,
3 марта 1945  года на самолете Fw 190A-8 не вернулся из полета в район Лаубан (ныне Любань, Польша).

Oberleutnant Jurgen von Horn (24.10.1913), наблюдатель/командир отряда, Stabsstaffel/KG.53,
30 января 1942 года на самолете He 111Н-6 погиб во время боевого вылета над центральной частью России.

Leutnant Wolfgang von Kalckreuth (27.06.1912), пилот, 10./JG.51,
3 февраля 1942 года на самолете Bf 109 погиб в воздушном бою восточнее Духовщины (Смоленская область, Россия).

Leutnant Rolf (Rudolf) Zahradnicek (Zahsadneszek) Edler von Kastelik (1918), пилот, II./Sch.G.1 (8./Schl.G.1),
4 (7) февраля 1942 года на самолете Hs-123B-1 сбит зенитным огнем в районе Оковоково под Москвой (Россия) и погиб.

Hauptmann (посмертно Major) Helmut Edler von Kiesling auf Kieslingstein (11.06.1912), наблюдатель, Stabsstaffel/KG.53,
9 декабря 1942 года на самолете He 111 погиб при взрыве бомбы в районе Пскова (Псковская область, Россия).

Oberleutnant Hans-Werner von Kietzell (Kietsell), командир отряда, 8./KG.76,
5 августа 1942 года на самолете Ju 88A-4 сбит зенитным огнем в квадрате Pl.Qu. 4077 на Восточном фронте, пропал без вести.

Feldwebel Paul von Landgraf (01.10.1916), пилот, Stab/JG.3,
9 декабря 1942 года на самолете Bf 109G-2 разбился в 6 км северо-восточнее Славгорода (Днепропетровская область, Украина).

Unteroffizier Vitmar von Langendorff (23.05.1919), пилот, 4./JG.3,
9 мая 1943 года на самолете Bf 109G-4 столкнулся в воздушном бою с советским истребителем Як-1 в 6 км южнее Крымской (Краснодарский край, Россия), выпрыгнул с парашютом и попал в плен. После войны освобождён, проживал в США. 

Oberleutnant Eckart Freiherr von Ledebur, пилот, III./KG.1,
28 февраля 1943 года на самолете Ju 88A-4 подбит зенитным огнем, погиб при вынужденной посадке в Новгородской области (Россия).

Hauptmann Kurt von Leutsch (28.04.1915), пилот, 9./KG.1,
26 сентября 1941 года на самолете Ju 88A-5 не вернулся из боевого вылета в район Ладожского озера (Россия).

Fahnrich Rolf von Lilienhoff, пилот, 9./JG.5,
21 октября 1944 года на самолете Bf 109G-6 погиб в воздушном бою с истребителями Як-9 в районе Киркенеса (Норвегия).

Hauptmann Alfred «Loje» von Lojewski (30.09.1910), пилот/командир отряда, 14./JG.77,
29 июня 1941 года на самолете Bf 109E-3 сбит зенитным огнем в районе Мурманска (Мурманская область, Россия). Попал в плен, из которого вернулся после войны. Проживал в Германии. Умер 2 февраля 1986 года.

Oberleutnant Helmut Lolhoffel von Lowensprung, пилот/командир отряда, 5./ZG.1,
11 февраля 1942 года на самолете Bf-110E-2/N не вернулся из боевого вылета в район Демидова (Смоленская область, Россия).

Unteroffizier Ernst von Lorentz, наблюдатель, III./TG.4,
2 февраля 1945 года на самолете Ju 52 не вернулся из боевого вылета в район Позен (ныне Познань, Польша).

Obergefreiter G. van der Lugd, борт-радист, 2.(F)/Aufkl.Gr.22,
16 января 1942 года на самолете Ju 88А-5 не вернулся из боевого вылета на Восточном фронте.

Leutnant Eckhard (Eckehardt) von der Luhe, пилот, 1./JG.77,
12 сентября 1941 года на самолете Bf 109E-7 погиб в воздушном бою с истребителями в 10 км восточнее бухты Западная Лица (Мурманская область, Россия).

Leutnant Peter Ferdinand «Pit» Freiherr von Malapert-Neufville (11.02.1922), пилот, 7./JG.54,
11 сентября 1941 года на самолете Bf 109F-2 сбит в воздушном бою бортовым стрелком ДБ-3. Приземлился на парашюте восточнее озера Ильмень (Новгородская область, Россия) и попал в плен. Вернулся из плена после окончания войны. Проживал в Германии. Умер 23 сентября 1999 года.

Hauptmann Robert-Georg Freiherr von Malapert-Neufville (07.08.1912), пилот/командир отряда, 5./StG.1, кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями,
21 мая 1942 года на самолете Ju 87 подбит зенитным огнем, после вынужденной посадки районе Болхова (Орловская область, Россия) пытался пройти через линию фронта, но был убит снайпером выстрелом в голову. 

Hauptmann Bruno von Malottki, пилот, 1.(F)/Aufkl.Gr.124,
22 октября 1944 года на самолете Bf 109G-6/R3 разбился и сгорел во время взлета с аэродрома Киркенес (Норвегия). 

Leutnant Friedrich Johann Karl Freiherr von Maltzahn (09.06.1916), наблюдатель, KG,
10 (19) февраля 1944 года не вернулся из полета на Восточном фронте.

Oberleutnant Rudolf Freiherr von Mentzingen (15.03.1902), пилот, Stab/JG.3,
10 августа 1941 года на самолете Bf 109F-2 погиб в воздушном бою в районе Канева (Черкасская область, Украина).
 
Oberfahnrich (Leutnant) Hanns-Veit von Obernitz (06.10.1924), пилот, 5./JG.54,
19 июня 1944 года на самолете Fw 190A-6 сбит в воздушном бою с группой штурмовиков Ил-2 в районе Виипури (ныне Выборг, Ленинградская область, Россия). Приземлился на парашюте в 60 км за линией фронта и пытался пробиться к своим, но 24 июня был взят в плен. Вернулся из плена 25 декабря 1949 года. Проживал в Германии. Умер 6 октября 1999 года.   

Feldwebel Guntter von Oertzen, борт-стрелок, 2.(H)/Aufkl.Gr.33,
6 июня 1943 года на самолете Bf 110G-3 не вернулся из воздушного боя в районе квадрата Pl.Qu. 70/3 на Восточном фронте.

Leutnant Karl von Ohlen, пилот, 11./JG.54,
14 июля 1944 года на самолете Fw 190A-8 не вернулся из воздушного боя в районе квадрата Pl.Qu. 4148 на Восточном фронте.

Unteroffizier Hans von der Olsnitz, борт-механик, 1.(F)/Aufkl.Gr.124,
26 апреля 1942 года на самолете Ju 88D-1 не вернулся из полета в район полуострова Рыбачий (Мурманская область, Россия).

Leutnant Ferdinand von Paczenski, пилот, 2./NAGr.4, 
5 июля 1943 года на самолете Bf 109G-4 погиб в воздушном бою с истребителями севернее Александровки (Курская область, Россия).

Leutnant Rolf Gerhard von Pebal, пилот, 9./KG.76,
9 августа 1942 года на самолете Ju 88 погиб на южном участке Восточного фронта.

Hauptmann Walter Poka von Pokafalva, пилот, 4./ZG.1 (Stab I./ZG 1),
7 марта 1942 года на самолете Bf-110E-2 сбит огнем ПВО в районе Старицы (Тверская область, Россия) и погиб.

Leutnant Hans-Bodo von Rabenau (24.05.1918), пилот, 13.(Z)/JG.5,
13 августа 1942 года на самолете Bf 110F-2  погиб в воздушном бою в районе Мурманска (Мурманская область, Россия).

Oberleutnant Manfred von Redecker, пилот, 7.(H)/Aufkl.Gr.32,
30 апреля 1943 года на самолете Fw 189A-3 погиб в воздушном бою в районе станицы Крымская (Краснодарский край, Россия).

Oberleutnant Heinz von Reeken, пилот, 1.(F)/Aufkl.Gr.122,
14 июля 1941 года на самолете Ju 88 не вернулся из полета в район Смоленск – Рославль (Смоленская область, Россия).

Leutnant Franz Edler von Remiz, пилот, Stabsstaffel/KG.2,
24 июня 1941 года на самолете Do 17P сбит зенитным огнем в 13 км западнее Белостока (Белостокская область, Беларусь, ныне Польша) и погиб.

Hauptmann Johannes Freiherr von Richthofen, пилот/командир отряда, 6./ZG.26,
26 июля 1941 года на самолете Bf 110E-2 во время штурмовки советских войск был сбит зенитным огнем, упал в лес южнее озера Ильмень (Новгородская область, Россия) и взорвался.

Fahnenjunker-Feldwebel Wolfgang von Richthofen (25.05.1922), пилот, 6./SG.2,
5 июня 1944 года на самолете Fw 190 не вернулся из полета в район Яссы (Румыния).

Hauptmann Erich von der Ropp, пилот, 4./(F)/Aufkl.Gr.121,
17 июля 1943 года на самолете Ju 88D-1 не вернулся из полета в район квадрата Pl.Qu. 6445 на Восточном фронте.

Leutnant Hans-Werner von Rudloff (17.12.1923), пилот, 4./JG.52,
1 апреля 1944 года на самолете Bf 109G-6 погиб в воздушном бою истребителями с Як-9 в районе Феодосии (Крым).

Oberleutnant Hubertus Prinz von Sachsen-Coburg und Gotha (24.08.1909),  пилот/командир отряда, Flugbereitschaft z.b.V,
26 ноября 1943 года на самолете He 111 сбит ружейным огнем партизан в районе Великие Мосты (Львовская область, Украина) и погиб.

Leutnant Fritz von Sauer, пилот, 1./SKG.210,
24 июня 1941 года на самолете Bf 110E сбит и погиб над Беларусью.

Oberleutnant A. Graf von Saurma, наблюдатель, 2.(H)/Aufkl.Gr.10,
24 июня 1941 года на самолете Hs 126 погиб в воздушном бою в районе Крыстынополь – Хологов (Львовская область, Украина).

Feldwebel Bruno von Sawilski, пилот, 1.(F)/Nachtaufkl.St.,
31 декабря 1943 года на самолете He 111H-16 разбился после взлета с аэродрома Голта в городе Первомайск (Николаевская область, Украина).

Unteroffizier Sigurd von Seld (1923), пилот, Stabsstaffel/JG.51,
29 января 1945 года на самолете Fw 190A разбился в районе городов Нойкурен – Хайлигенбайль в Восточной Пруссии (ныне Пионерский – Мамоново, Калининградская область, Россия).

Hauptmann Robert Sichart von Sichartshoff, командир группы, I./KG.76,
23 июня 1941 года на самолете Ju 88A-5 погиб в районе Каунас – Даугавпилс (Литва – Латвия).       

Feldwebel Albert von Schittig, пилот, 7./StG.2,
18 марта 1943 года на самолете Ju 87D-3 погиб в районе Полтавы (Полтавская область, Украина). 

Unteroffizier Friedrich von Schukmann, бортрадист, 3./KG.55,
В ночь с 9 на 10 апреля 1944 года на самолете He 111 не вернулся из полета в район Коростеня (Житомирская область, Украина).

Gefreiter Hans-Hubert von Trotha, наблюдатель, 7./KG.26,
11 ноября 1941 года на самолете He 111H-6 не вернулся из боевого вылета в центральной России.

Unteroffizier U. Botho von Valtier, борт-радист, 4.(F)/Aufkl.Gr.121,
30 июня 1941 года на самолете Ju 88A-5 погиб при вынужденной посадке в районе Клеменцов (Польша), после воздушного боя.

Unteroffizier Friedrich von Veltheim, пилот, 7./JG.5,
11 мая 1944 года на самолете Bf 109G-6 погиб в воздушном бою над немецким конвоем в районе Киберга (Норвегия).

Flieger Gerhard von Vohartungen, пилот, 7./StG.2,
20 декабря 1941 года на самолете Ju 87R-4 во время перелета с аэродрома Горстово на аэродром Дугино (Московская область, Россия) попал в снежную пургу и пропал без вести.               

Leutnant Karl-Anton van Volxen, наблюдатель, 7./KG.53,
В ночь с 27 на 28 мая 1943 года на самолете He 111 сбит в воздушном бою в районе Волхова (Ленинградская область, Россия) и пропал без вести. По некоторым данным, попал в плен.

Leutnant Ferdinand Freiherr von Weichs (12.04.1923), пилот, 15./JG.54,
27 августа 1944 года на самолете Fw 190A-8 погиб в воздушном бою юго-западнее Ломжи (Польша).

Hauptmann Gunther von Wenschowsky (02.08.1913), пилот/командир отряда, 5./KG.51,
11 июля 1941 года на самолете Ju 88A-4 сбит зенитным огнем в районе Казатина (Винницкая область, Украина) и взят в плен.

Hauptmann Erich von Werthern, наблюдатель/командир отряда, 2./KG.4,
25 февраля 1942 года на самолете He 111 убит осколком зенитного снаряда в районе Молвотицы (Новгородская область, Россия).

Oberfeldwebel Georg von Wiedebach, наблюдатель, 8./KG.27,
28 июля 1943 года на самолете Не 111Н-16 не вернулся из налёта на Батайск (Ростовская область, Россия).

Hauptmann Olaf Baron von Wrangel (Wrangell) (04.07.1906), пилот, Deutschen Lufthansa,
24 апреля 1945 года на самолете погиб в районе Тельтов под Берлином (Германия).

Oberleutnant Konstantin Graf von Zedlitz und Trutzschler (Tutzschler, Trutzschwer) (17.12.1915), наблюдатель, 1.(F)/Aufkl.Gr.122,
27 июля 1941 года на самолете Ju 88D-1 не вернулся из полета в район Гомель – Конотоп (Беларусь – Украина).

Leutnant Arnold von Zepelin, пилот, 2./KG.4,
6 мая 1944 года на самолете He 111H-20 сбит в районе Севастополя (Крым).

Oberfahnrich Hans von Zimburg, пилот,
14 марта 1944 года не вернулся из полета на Восточном фронте.

     Как я уже говорил, это далеко не полный список безвозвратных потерь немецких лётчиков-дворян, тем не менее, он довольно внушительный. Само собой, многим дворянам удалось пережить войну. Всего в Люфтваффе служило значительное число выходцев из благороднейших семей Германии, многие из которых стали прославленными асами.

     В качестве примера, приведу список немецких авиаторов, дворян по происхождению, награжденных высшей наградой 1939-1945 годов – Рыцарским крестом (воинское звание и должность указаны, по возможности, на последний момент службы в Люфтваффе):   

Hauptmann Otto Edler von Ballasko (29.09.1919), Generalstab der IX.Fliegerkorps, кавалер Рыцарского креста;

Hauptmann Hans von Bargen (14.10.1914), командир группы, I./SG.3, кавалер Рыцарского креста;

Oberst Hans-Henning Freiherr von Beust (17.04.1913), кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями;

Major Ernst Freiherr von Bibra (23.09.1910), командир группы, III./KG.51, кавалер Рыцарского креста;

Major Eckart-Wilhelm von Bonin (14.11.1919), командир группы, II./NJG.1, одержал 37 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста; 

Oberstleutnant Hubertus von Bonin (03.08.1911), командир эскадры, JG.54, одержал 77 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста;

Hauptmann Eberhard von Boremski (24.09.1919), командир группы, III./EJG.11, одержал 104 воздушные победы, кавалер Рыцарского креста;

Oberst Harry von Bulow-Bothkamp (19.11.1897), командир истребительного соединения, Jafu 4, кавалер Рыцарского креста;

Generalmajor Wolfgang von Chamier-Glisczinski (16.04.1894), командующий авиацией в Хорватии, кавалер Рыцарского креста;

Major Friedrich-Karl Freiherr von Dalwigk zu Lichtenfels (01.04.1907), командир группы, I./StG.77, кавалер Рыцарского креста 

Major Diethelm von Eichel-Streiber (10.08.1914), пилот, JV.44, одержал 96 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста;

Oberstleutnant Volprecht Riedesel Freiherr zu Eisenbach (10.12.1912), пилот/командир эскадры, Stab/KG.54, кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями;

Hauptmann Horst-Gunther von Fassong (27.04.1919), пилот командир группы, III./JG.11, одержал 75 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста;

Major Karl-August von der Fecht (03.10.1914), Ob.der Luftwaffe, кавалер Рыцарского креста;

Oberst Siegesmund (Sigmund, Sigmar)-Ulrich Frhr. von Gravenreuth (21.10.1909), командир эскадры, KG.30, кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями;

Major Horst Freiherr von Grote (12.05.1912), Generalstabsoffizier, кавалер Рыцарского креста;

Major Hans von Hahn (07.08.1914), Jafu Oberitalien, одержал 34 воздушные победы, кавалер Рыцарского креста;

Major Dieter Clemm von Hohenberg (26.09.1915), командир группы, II./LG.1, кавалер Рыцарского креста;

Hauptmann Erbo Graf von Kageneck (02.04.1918), пилот/командир отряда, 9./JG.27, одержал 67 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями;

Hauptmann Rudiger von Kirchmayr (18.07.1921), командир группы, I./JG.11, одержал 50 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста;

Major Lambert von Konschegg (01.06.1912), Me 262-Verbande, кавалер Рыцарского креста;

Major Egmont Prinz zur Lippe-Weissenfeld (14.07.1918), пилот/командир эскадры, Stab/NJG.5, одержал 51 воздушную победу, кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями;

Oberst Viktor von Lossberg (14.03.1904), RLM, кавалер Рыцарского креста;

Hauptmann Robert-Georg Frhr. von Malapert-Neufville (07.08.1912) пилот/командир отряда, 5./StG.1, кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями;

Oberst Gunther Freiherr von Maltzahn (20.10.1910), Stab/9.Fliegerdivision, одержал 68 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями;

Major Dietrich Freiherr von Massenbach (12.02.1902), командир группы, II./KG.4, кавалер Рыцарского креста;

Oberleutnant Hans Heinrich von und zur Muhlen, командир отряда, 2./TG.3, кавалер Рыцарского креста;

Oberst Ralph von Rettberg (01.03.1911), пилот/командир дивизии, 4.Fliegerschuldivision, одержал 8 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста;

Generalfeldmarschall Wolfram Frhr. von Richthofen (10.10.1895), кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями;

Major Heinrich Prinz zu Sayn-Wittgenstein (14.08.1916), пилот/командир эскадры, NJG.2, одержал 83 воздушные победы, кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями и Мечами;

Oberst Clemens Graf von Schonborn-Wiesentheid (03.04.1905), авиационный атташе в Болгарии, кавалер Рыцарского креста;

Leutnant Albert von Schwerin (11.09.1904), пилот, 1./KG.26, кавалер Рыцарского креста;

Generalmajor Wolfgang von Stutterheim (17.01.1893), командир эскадры, KG.77, кавалер Рыцарского креста, а также кавалер ордена «Pour le Meritе» - высшей военной награды Пруссии;

Oberleutnant Hans-Joachim von Wangelin (19.09.1914), пилот, I./KG.77, кавалер Рыцарского креста;

Hauptmann Franz von Werra (13.07.1914), пилот/командир группы, I./JG.53, одержал 21 воздушную победу, кавалер Рыцарского креста;

Hauptmann Ernst von Weyrauch (16.01.1918), пилот/командир отряда, I./SKG.10, кавалер Рыцарского креста;

Oberstleutnant Alexander von Winterfeldt (11.12.1898), пилот/командир школы лётчиков-истребителей, Jagdfliegervorschule 3, одержал 13 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста.

     Этот показательный список подается в качестве своеобразного сравнения с боевыми заслугами наших дворян, хотя сравнивать, по большому счету, уже давно не с кем. Для того, чтобы понять причины этого, сделаем небольшой экскурс в историю нашей страны. 

     Для начала вспомним, что на протяжении нескольких веков, в российской армии служило множество немецких офицеров, которые успешно продвигались по карьерной лестнице в Российской империи. Кстати, даже царская династия Романовых этнически была немецкой, представляя по мужской линии ветвь Гольштейн-Готторпов.
   
     Супруга Николая II, императрица Александра Фёдоровна – урождённая принцесса Алиса Гессен-Дармштадская) (Alix von Hessen-Darmstadt) – была, как и многие другие жены наших царей, иностранкой, в которой не было ни капли русской крови.

     По некоторым данным, среди российских генералов XIX века 74% имели этнические немецкие корни и лишь 24 % — собственно русские. Несмотря на то, что в начале XX века немцы составляли 1,5% от всего населения государства (2 млн. 448 тыс. чел. к 1914 году), занимая лишь девятое место по численности среди народов империи Романовых, их роль в офицерском корпусе, царской администрации и дипломатии традиционно была очень существенна.

     Разумеется, на военной службе в России было также много дворян других национальностей. Всего в России к 1897 году из потомственных дворян происходило 51,5% офицеров, в начале ХХ века – 37%, на 1912 год к дворянству принадлежало 53,6% офицеров.

     Первая мировая война, а затем гражданская война подвели черту под существованием традиционного общества и самым непосредственным образом сказались на судьбе прежнего высшего сословия России. Значительная часть дворян погибла в боях, многие вынуждены были покинуть Родину, а десятки тысяч безжалостно уничтожены озверелыми революционерами и чекистами. Люмпены самым подлым образом расправились даже с императорской семьей.   

     Вместо интеллигентных и образованных офицеров благородного происхождения, в армию пришли горлопаны и, по существу, неграмотные крестьяне. Авиаторами зачастую становились случайные люди, не владевшие элементарной технической культурой. Множество молодых парней, имевших весьма смутное представление о полетах на самолётах, были направлены в авиацию по комсомольским путевкам или партийным разнарядкам.

     По моему глубокому убеждению, не техническая отсталость нашей авиации и другие какие-либо причины, а именно недостаточная общая культура и слабая образовательная подготовка лётчиков были в первую очередь причиной огромных потерь, которые советские Военно-воздушные силы несли во время вооруженных конфликтов 1930-х годов и, конечно, в годы Великой Отечественной войны.

     Мне могут заметить, что, не смотря ни на что, не помогли немцам ни асы, ни «фон-бароны», ни прочие сословия с хорошей общей и технической культурой. Однако ведь и нашему высокообразованному благородному дворянству не удалось победить в борьбе за Россию. Кто знает, как бы повернулась история нашей страны, если бы не революция, приведшая тогда и в дальнейшем к многомиллионным жертвам. Может быть, не дошло бы и до второй мировой войны. Да и жили бы мы совсем по-другому, наверняка, гораздо лучше. Именно об этом искренне мечтал несчастный царевич Алексей, который написал однажды в своём дневнике: «Когда я буду царём, не будет бедных и несчастных, я хочу, чтобы все были счастливы»…