Фильм Игрушка

Евгений Мартин
                Фильм Игрушка
         Когда я впервые посмотрел этот фильм (да, тот самый, с Пьером Ришаром), он поразил меня (как и всех, наверное) необычным, очень своеобразным сюжетом. И в памяти так и остался - своим сюжетом - уникальным и единственным, ни на какой другой не похожим.
      Многие годы я был уверен, что прекрасно помню этот фильм - ведь такую оригинальную вещь забыть было невозможно.
     Однако, когда много лет спустя, я его приобрёл на диске DVD и посмотрел снова, я был потрясён.
     Да, сюжет был всё тот же, который врезался в память сразу и навсегда.
     Но вот наполнение фильма, его содержание!.. Я увидел теперь то, насколько чудовищные вещи показало людям это кино.
    У меня перевернулась душа, когда я смотрел как взрослых, сложившихся, со своей жизнью и опытом, людей, со своей душой и отношениями с другими людьми, которые они построили и взрастили, - превращают в ничто. О них просто вытирают ноги. И в фильме они не самостоятельные, зрелые личности - а жалкие жертвы. Потому что все они находятся под дамокловым мечом - Голода. Безработицы. Их физическое существование, выживание постоянно поставлено под вопрос. Всё богатство их личностей, их индивидуальность - ничто в условиях, когда есть те, кто может дать или не дать им выжить, даст или нет - работу.
       Другого такого откровения о сути материального неравенства и глубочайшего унижения им, при его посредстве, одних людей другими, я не могу даже вспомнить. Неравенство в доходах людей в обществе вывернуто наизнанку, его самая страшная суть выставлена напоказ и просто кричит, вопиет о себе - здесь, в этом фильме.
     ...Нет, концовка-то у фильма оптимистична. Конечно, она показывает моральное превосходство бесправных и униженных системой наёмного труда людей. Без такой концовки фильм был бы однобоким, несоразмерным, оставлял бы впечатление надрывно-плакатного обличения "нравов", а не художественного произведения.
    И всё же...
    То, что ужаснуло меня в этом фильме при более позднем просмотре, в зрелом возрасте, - продолжало бы и до сих пор рвать мне душу, если бы не наступающая ныне, у всех нас на глазах, и при нашем непосредственном участии, новая эпоха.
   Интернет уничтожил абсолютность в обществе внешних рангов и званий, материального неравенства людей. Он создал реальность, где мы все изначально, на старте, равны. И где выстраивается иная, более справедливая, иерархия людей - по тому, какие поступки они совершают, какие мысли и идеи высказывают, какие моральные оценки дают событиям жизни.
      Вековое проклятие материального неравенства сброшено. Мы, наконец, можем быть только теми, кто мы есть как индивиды. И только в зависимости от качества своей личности получать оценку нас миром, оценку других людей.
-----------------------------------------
     Человечество создало вторую, дополнительную реальность, в которой оно тоже теперь существует. В которой все мы существуем, хотя почему-то не спешим это осознать. Что ж, таков закон психики живых существ. "Рыбы замечают воду последними".