О настоящих писателях

Афанасий Ботяновский
Настоящий писатель должен осуждать грех человека, но он должен писать не только о грехе, но и о причинах и обстоятельствах греха. Это необходимо, так как, зная причины, повлекшие грех, зная обстоятельства жизни грешника, мы начинаем  понимать человека и перестаем его осуждать.

Можно сказать, что священники, рисуя нам человека, твердыми и решительными линиями прорисовывают контуры, тогда как писатели кроме контуров прорисовывают также тени, полутени, блики и прочие нюансы.

Подробности жизни человека, нюансы его поступка нельзя отвергать, их нужно прорисовывать. Этим и занимается настоящий писатель. Можно сказать на Соню Мармеладову, что она грешница, блудница, пропащая женщина, но прочитав Достоевского, описавшего обстоятельства ее жизни, мы понимаем, что это мученица, потенциальная святая.

Для того, чтобы не осудить человека, нужно стараться найти оправдания ему и его поступку. Если писатель так показал грешника, что мы начинаем жалеть его, а не осуждать, это значит, что перед нами настоящий писатель.
    
Показать человека всего, всю ситуацию целиком, все причины его падения – вот чем отличается задача писателя от священнослужителя, который обычно рассматривает лишь сам грех, а не обстоятельства и причины, повлекшие его. Беря во внимание все причины и обстоятельства греха, мы перестаем осуждать человека. И это значит, что дело писателя – дело благое.