О гордости

Афанасий Ботяновский
Гордость – это грех.

Но что делать тому человеку, у которого всё только на ней и держится? Разумно ли ему отказываться от нее? Нет, отказаться такому человеку от гордости равносильно тому, что и отказаться от самого себя.
   
Иногда гордость – это внутренний стержень человека; она не позволяет ему скатиться до животного состояния, а если и совершилось падение, помогает подняться и идти дальше. В таких случаях гордость – это благо.
      
Церковь считает гордость грехом. Но мне кажется, следует определиться вначале, что такое гордость. Если гордость — это спесь, тогда это грех. Если гордость — это чувство собственного достоинства, тогда это норма.

Кто не гордится? Все гордятся. Каждый чем-то своим. Кто-то – богатством, кто-то – образованием, кто-то – талантом, кто-то - родословной. Ну, а кто-то гордится тем, что он православный, ходит в церковь, соблюдает посты. Везде гордость. Но мне не кажется дурным то, что человек чем-то гордится. Если это помогает ему жить, чего здесь плохого?

Гордость бывает оправдана. Если человек много работал и достиг результата, почему он не имеет права себя похвалить?  Легко не гордиться тем, кому нечем гордиться, тем, кто ничего из себя не представляет, кто ничего не добился.

Если мне кто-то скажет, что гордиться это грех, я отвечу: грех не гордиться, а завидовать. Бывает, чужой гордостью оправдывают собственную лень. Вместо того, чтобы работать и достигать результата, некоторые предпочитают бездельничать и осуждать других за то, что те горды. Между тем в них говорит зависть.

Мне кажется, Церковь, прежде всего, должна говорить не о грехе гордости, а о грехе зависти. Не гордость самый главный грех, а зависть. Человек должен работать над собой, он должен совершенствоваться и ничего страшного, если в минуту отдыха он подбодрит себя словами: «Ты молодец. Тебе есть чем гордиться». Человек должен иметь чувство самоуважения. И если кто-то не имеет этого чувства, это уже его проблемы.