Все, что помню. Часть 3. Гл. 9

Лана Невская
Глава 9. Поклонник.

Работа оказалась не столько сложной, сколько объемной. Список заказов,  в которых участвовали подразделения института, был большой, подразделений более трех десятков, и каждому из них ежеквартально спускался план  примерно с сотней позиций, каждую из которых надо было закрыть актом о приемке работ главным конструктором  или его замами.
Первое время я никак не могла запомнить , кто по какому заказу главный, и часто уточняла у Ольги Андреевны,  правильно ли  этот товарищ поставил свою подпись. Но потом привыкла и гоняла своих подопечных экономистов  отделов исправлять или получать недостающие автографы.
К сожалению, тогда еще не было компьютеров и копировальной техники, и все печаталось под копирку в четырех экземплярах в секретном машбюро, куда всегда была очередь. Все письма и  документы там имели гриф «Секретно»  или  «Сов. Секретно», поэтому попасть  без очереди и быстро напечатать письмо или  документ простому смертному из отдела  получалось редко. Но  нашему отделу всегда была «зеленая улица», нас пропускали через «заднее крыльцо» и всегда давали самую быструю  и грамотную машинистку!

А потом начиналась каторга: надо  было вычитать текст и  исправить ошибки. Один человек читал первоначальный текст, а еще четверо, разобрав  себе по экземпляру, исправляли ошибки. Это было невыносимо! Но, хочешь — не хочешь, а 4 раза в год это приходилось делать, а в конце года  сваливался еще и годовой отчет в более  полном объеме, и тут уж мы сидели на работе  как проклятые, без выходных, пока не сдавали этот отчет! На Новый год мы отдыхали только первого января. А потом — сплошные трудовые будни почти до конца января. А тут уже и месяц пора закрывать. Так что весело было!

С помощью  коллег к Новому году я  вполне освоила работу и влилась в коллектив. Этому способствовали и коллективные застолья по случаю государственных и личных праздников, широко отмечаемых в каждом коллективе, особенно в нашем женском царстве, где каждая женщина — отменный кулинар или кондитер.
Какой там ресторан! Наши столы в праздник  ломились от всяких вкусностей! Домашний студень с самодельным хренком на сливках, заливная рыба,  мясо под шубой с моченой брусникой, кулебяки и пироги в ассортименте,  А уж об отварной  рассыпчатой картошечке, всяких соленьях и маринованных овощах и салатах и говорить нечего! Тут все было в изобилии!

Единственно, что отравляло нам праздник — это клиническая неспособность открывать бутылки с вином! Нам всегда приходилось вылезать за дверь, отлавливать первого попавшегося мужчину и просить его справиться с этой задачей. В благодарность он получал кусок пирога  или пару соленых огурчиков. Они не возражали, а некоторые знакомые даже сами заглядывали в комнату в праздники и интересовались, не надо ли помочь.
Так пролетели полгода моей трудовой деятельности. А перед 8 марта у меня появился поклонник.

Познакомились мы при самых прозаических обстоятельствах. В институте шла циклевка паркета в комнатах к какому-то празднику. Сотрудники должны были сдвинуть или вынести в коридор всю мебель, чтобы рабочие могли работать там циклевочной машиной. Потом они натирали пол мастикой, и все ставилось обратно. Были еще такие времена в начале 70-х годов, когда о людях заботились по-человечески, и работать на предприятиях оборонки считалось престижным.

Коллектив у нас чисто женский, поэтому мы всегда просили соседей помочь нам вытащить столы в коридор. Там, в ожидании окончания работы полотеров, сидя прямо на столах, мы  познакомились
Парень был   светловолосый, сероглазый, довольно симпатичный, а главное высокий, что меня сразу подкупило, похожий на прибалта. Он представился Романом и сразу проявил активность и стал развлекать меня рассказами о своей службе, разными случаями из жизни – время прошло незаметно. А после работы он уже ждал меня  у проходной, проводил до дома и вообще держался очень уверенно, чем несколько смущал меня. Я была воспитана в семье военного – в строгости и целомудрии, и его рука на моем  плече, и попытки поцеловать – все казалось мне неприличным.

Но его настойчивость и живой интерес к моей персоне  перевесил здравый смысл, и я не стала его отталкивать и решила присмотреться. Я тогда и думать не могла, что человек с такой европейской внешностью может оказаться мусульманином.
Через некоторое время я случайно услышала, как Романа кто-то позвал к телефону, но другим именем. Тогда он признался,  что он татарин, и зовут его Рушан.
Сначала я пришла в смятение от такой новости, но потом решила, что это – не конец света  и стала привыкать к новому имени.

Никаких  признаков татаро-монгольского нашествия пока не наблюдалось, и я спокойно общалась   с новым приятелем. А он пел мне какие-то бардовские песни, обрывал сирень,  тугими гроздьями свисающую с заборов частных домов, звонил по пять раз за вечер и десять раз за день заглядывал к нам в отдел  на работе.
Его усилия увенчались успехом. Я сдалась, и он повел меня знакомить с родителями. Пока неофициально, но велел маме напечь перемячей (беляшей по-нашему) и самолично убрал квартиру.

Я и сама себе не могла потом объяснить, почему  согласилась выйти за него замуж? Может, он был достаточно нежен а тепла и ласки мне явно не хватало в жизни, потому что меня с детства воспитывали в строгости, учили пунктуальности, умению самой решать все свои проблемы, все стараться делать самой, и просить помощи только в самых крайних случаях. Родители любили нас с братом, но положение обязывало, чтобы дети  советского офицера были морально выдержаны, идейно устойчивы, и прочее… по списку.  Кодекс строителя коммунизма должны были знать и руководствоваться, труды Маркса, Энгельса, Ленина – изучать с карандашом в руках и т. д.
А вот про любовь после всего этого говорить с ними уже не хотелось!
Вот и получилось то, что получилось: не разглядела  я в Рушане те черты, которые потом так сурово перевернут мою жизнь.
Вернее — видела, но решила, что все можно исправить. Наивная дурочка:
решила, что если ты к человеку относишься с уважением, то и он буде относиться ко мне так же..
Впрочем, за 15 лет совместной жизни  много чего было. Кому интересно,  - может прочитать рассказ «Развод» (http://www.proza.ru/2017/04/05/1817). Там подробно описаны и причины и следствия всех событий тех лет. ,Только имена изменены.
Прошло уже много лет, тридцать из которых я счастлива во втором браке, у меня прекрасные дети и внучка. Я редко вспоминаю тот период жизни, я давно всем все простила, но забыть  невозможно! 
http://www.proza.ru/2019/09/15/246