Чудовищница-47. Кронос Афинской демократии

Оксана Самоенко
  «Корова почитается как священное животное в индуизме, джайнизме, зороастризме, также почиталась ранее в Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме. Употребление говядины и даже забой коров в индуизме является табу. Из-за этого табу возник фразеологизм «священная корова» — тот, кто обладает правовым иммунитетом».
Или то, что не обсуждается, не ставится под сомнение.
  Думаю, лагерные вышки серебреных рудников - плод всеобщей истерии, связанной с картинкой под названием «тоталитарный режим». Афинская демократия, нарисованная мной в прошлый раз, сильно её  напоминает. Тут срабатывает гениальное черномырдинское: « Какую бы партию мы ни строили - мы строим КПСС».
  «А, вдруг?! Какой ужас! Нет, нет, нет! Афинская демократия - наше всё! «
Шаманы вуду в таких случаях поступают просто. Не спорят с человеком, свихнувшимся на поиске демонов в себе. За оговоренную плату обязательно высосут из зачумлённого тела, какие- нибудь, демонические пёрышки. Смачно сплюнут их на пол. Выздоровевший счастливчик до конца жизни будет считать себя человеком, свободным от демонов. Даже когда, четыре чёрненьких чернявеньких чертёнка в его душе начертят чёрными чернилами чертёж.
  В нашей истории  демократии было не меньше. Что то, вроде: « Православн - ы - и, спасите- помогите! Грабют, убивают, насил - у-ю - т! Вон, весь зипун в дырье. Еле ушё-о-о - л!»   Чем не речь ритора?  Озабоченный поставленной задачей, степенный новгородец кучкуется и отправляется решать вопросы войны и мира в специальное место, вмещающее человек 400. То есть, четыре тысячи зажиточных семей  Господина Великого Новгорода.
   Для сравнения.  «Аго;ра; — рыночная площадь в древнегреческих полисах, являвшаяся местом общегражданских собраний» вмещала   6000 граждан. В Афинах.  С возвышенности над площадью производились подсчёты проголосовавших «за» и «против» принимаемого решения. Космические съёмки показывают, что подобное  было  возможно.
   Разложили древние греки свои фотографии, подсчитали, протоколы оформили.  Или как? Сколько времени нужно простоять с, вытянутой вверх рукой, чтобы тебя посчитали? Статистическая погрешность учитывалась? Попытки конкурентов скинуть представителя Счётной Комиссии  в   результаты голосования   поправки вносили? В то время, когда член  комиссии слетал вниз, руки опускались или  так смотрели? 
  Заодно оценивалась красота полёта. 
В тёплом греческом климате можно  и постоять. В Новгороде, особливо зимой,  как- то, не очень.
   Для примера. Там, где Александр Невский сражался  за  «суверенитет»  отчизны, всевозможные «захватчики», таки ставили свои крепостцы. На год, не более. Топи, холод, гниль, гнус  уничтожали продовольственные запасы. Суровые местные племена грелись, добивая, оставшихся в живых,  злоумышленников.  Позже  «здесь был город заложён»  на костях. Вече до такого способа строительства не додумалось.  Глупое было. Потому и вымерло. Но мы - о демократии.
  «Риторам»  приходилось быть активнее,  особливо, в дырявой одёжке. Или мы не так себе представляем греческие скорости?
Может солидно выглядеть мудрец, сохнущий по смазливому мальчишке?  Как мы выглядели, когда за мальчиками бегали? Как дуры. Почему «как»?  Впрочем, мудрец на то и мудрец, чтобы выглядеть достойно даже в самой щекотливой ситуации.

  Киевское вече вело себя менее  солидно. Очень может быть, его  повышенная  возбудимость была связана со столичным статусом города. Попробуйте что- нибудь отнять у москвича. Или платить ему пенсии, равные обычным региональным.  Или цену на проезд в общественном транспорте уравнять  с общероссийской.   И вы получите второе 19 августа. 
  Впечатляют суды, в работе, которых мог принять участие каждый уроженец полиса.  Хитроумное приспособление, аналогичное барабанам ФИфы и УЕфы, слепо выбрасывающим, жребий участников соревнований. Соревнований адвокатов- риторов, водящих за нос граждан  присяжных заседателей. Вот этого,  пожалуй, у нас не было.  С футболом проблемы  наблюдались  уже тогда. Зимой в трусах не побегаешь, а летом была надежда на милость и справедливость.
  "Вот приедет барин. Барин нас рассудит".
«По суду или по справедливости?»
«По справедливости, батюшка».
Почему  так? Не вем.   Никто не знает подробностей народоуправления ни здесь, ни в греческих полисах. Есть традиция восхищения достижениями  античной демократии. 

  Кто и как себе представляет смену общественных отношений?  Когда можно говорить, что первобытно - общинный строй уступил место рабовладельческому?
  Видимо, не только мне это представлялось  волной эволюции из фильма  «И грянул гром» по Рею Бредбери. Этакий вал невесть чего, после которого, бац, женщина, придумавшая способ  перемещения во времени, хлопает ресничками   новой зверюшки.
  На самом деле был долгий процесс перехода одного в другое. Прежнее крепко  «держало и не пущало»  новое, отрывало от него кусочки, что- то цепляло своё. Под конец, когда понимало, что сил не хватает удержать, пристраивалось само к новому, лихим  «вуаля»    возглавляло процесс.
  Насколько глубоки наши знания об  обществах, стоявших на ранних стадиях развития?  Вдруг, священная корова греческой  демократии и есть тот самый  первобытно - общинный коммунизм, которого «не было»?
  Уже сложно представить прекрасное далёко тех времён,  но ещё раньше велось монументальное строительство оросительных империй. Наверняка, ответственный за возведение какой- нибудь пирамиды,  мавзолея, опирался на разветвлённую систему надсмотрщиков, спускавших на места задачи момента и нормы выработки. Там, где есть работающая масса, не может не быть «пятиминутки», на которой решалось, как сдвинуть блок, сколько рук для этого понадобится, что ускорит и  облегчит задачу.
  Обязательно  появлялись новинки, помогавшие в строительстве. Снизу появлялись. По надсмотрщикам поднимались вверх, учитывались тамошними архитекторами.   Я уже писала, что рабы не были тупой и забитой массой, ломающей орудия производства.  Почему мы считаем, что доантичное  общество  было глупее?
  Как бы ни был Восток богат на человеческие ресурсы, но и он понимал,   силы раба не бесконечны. И лечил, кормил, давал отдыхать.

  Греческая демократия – этап  в развитии человеческого общества. Следующий,  но архаичный.   Людей мало, занятия не самые разнообразные. Расстояния не впечатляющие.   
 Очень хочется « похоронить» афинскую демократию.   Кто я такая, чтобы « замахиваться на Вильяма, нашего Шекспира»?   Видимо, срабатывает комплекс Герострата, сжёгшего  храм Артемиды.   Тот, правда, под пыткой признался, что ведом был   жаждой славы в веках.  Я, как   истый Скорпион, ведома жаждой справедливости. Почему кому- то можно  гробить   мою жизнь, а мне нельзя? Ну, чем
 я хуже?
  Мне  запах той демократии  не нравится. Коров – то священных  не хоронят. 
  Настораживает разрыв между умнейшими аристократами, творцами, мудрецами, учёными и народом, который в,  свободное от распространения демократии время,  потреблял  ужастики  с каннибализмом, инцестом и прочими достижениями,   освобождённого от тормозов, креатива.
   Давным-давно  прочла,  греки стеснялись больших гениталий, считали их пережитком  зверского прошлого. Удивлял сам факт осознания людьми того времени своих истоков.  Но мифология греков полна богами, соблазняющими земных дев, в образах животных.   И завистливая мудрость: «Что позволено Юпитеру - не позволено быку». Замечательный мультик об Икаре был.
 Quod licet Iovi, non licet bovi. Quod licet Iovi, non licet bovi. Quod licet Iovi, non licet bovi. Quod licet Iovi, non licet bovi. А Икар лётал и лётал с обрыва.

   Твердили- твердили, уверовали в свет мифологии древних греков.   «Замечательный» образ. Кронос, пожирающий  своих детей.  Да, все мы дети Кроноса. Всех нас он «пожирает». Когда Зевс дал рвотное своему отцу, из утробы  родителя   живыми и здоровыми вышли  братья- сёстры бога.  Повзрослевшими,  даже вооружёнными.  Тем, кто движется одновременно со Временем, нет времени на особые переживания по поводу очередного кусочка, «откушенного»  от них  Кроносом.  Мне,  в моих четырёх стенах, заметнее, как с кусочками «пожирается» жизнь.  Ничего «замечательного» в образе нет.  В нём - глубина, обрыв, пропасть, безнадёга  Восточной философии.

  Продолжение мифа точно греческое. Первой женой Зевса была Метида - тётка или двоюродная сестра, воспитывавшая Зевса на Крите, куда его спрятала мать.  Метида считалась богиней мудрости, принимала самые разные образы, чтобы избежать внимания воспылавшего родственника. Зевс проявил настойчивость, титанида забеременела, проболталась, что их сын превзойдёт отца.  Зевс позорно  испугался.   
 Можно себе представить, как он метался. Есть ребёнка ему не хотелось, но и  участь отца  не вдохновляла.  Комплекс на все времена. Своего рода первородный  грех.
 Кронид  нашёл выход. Усыпил  бдительность жены,  проглотил её  вместе с ребёнком. Наверное, был  на седьмом небе от того,  как  удалось обойти все предсказания.  Рождается Афина, как известно, из головы. Дырочку нашла.  Метида,  вместе с её мудростью была «усвоена»  Зевсом, изнутри подсказывала богу решения  возникавших  проблем.  Судя по поступкам главного Олимпийца, богиня мудрости не  блистала большим умом.
  Возможно, с Афины начинаются половые   дисфункции, одолевшие нынешних наследников Священной коровы. Ждали- то мальчика. Появилось нечто иное. Но мы - о демократии.
  Вот это - « настоял на своём».
 Мы живём в обществе, не только сильнейшей христианской традиции, но и, что одно и, то же, архаичных отношений мужчины и женщины. Знатоки искусства воспевают прекрасные творения великих мастеров, навеянных античной мифологией. Самодовольный мужской шовинизм сыто урчит  что- то о многозначительности образа закончившейся  страсти, превратившейся в дерево.  Женщины в комментариях поддакивают, восхищаются мужским анализом. Или анализами?
  Джованни Лоренцо Бернини. Аполлон и Дафна. Напомню. Аполлон обидел Эрота. В отместку  шалопай  поразил его стрелой любви к Дафне.  Девушку божок пронзил стрелой антипатии, вызвав у неё отвращение к Аполлону.  По словам Овидия, сын Зевса гнался за дочерью Геи, как собака за зайцем.  Дафна обратилась к родителям с просьбой изменить её облик, чтобы избежать любви Аполлона.  Те не придумали ничего лучше, как лишить дочь вообще всего. Превратили в лавр.
   Есть версия мифа, по которой, Дафна, таки, была изнасилована. Её просьба, обращённая  уже   к Зевсу, похожа, скорее, на самоубийство.
Или знаменитая скульптура Джованни Бернини    Похищение Прозерпины. 
По легенде, Прозерпина, дочь богини зерна Цереры, собирала ирисы, розы, фиалки, гиацинты и нарциссы на лугу со своими подругами, когда её заметил, воспылав любовью, Плутон, царь подземного мира.  Он умчал её на колеснице, заставив бездну разверзнуться перед ними.  Прозерпина - у римлян - Персефона у греков. Девушка   приходилась племянницей   похитителю. После жалобы Деметры- Цереры Юпитеру- Зевсу, Плутон вынужден был отпустить  жертву,  но дал  ей вкусить  зернышко граната, чтобы Прозерпина  не забыла царство смерти и вернулась к  мужу.  С той поры супруга  Плутона  половину года проводит в царстве мертвых и половину — в царстве живых.
  На мой взгляд, в скульптуре Бернини прекрасно только мастерство. Достаточно присмотреться к лицу девушки. Страх, ужас, обманутое доверие. Её жесты - само отрицание.  Пальцы Плутона так впились в тело племянницы, что чудятся синяки. Там - на бёдрах и рёбрах.  Хроника узаконенного насилия,  какая- то. Сейчас подобные вещи выкладывают в сети,  потом, если повезёт, возбуждаются уголовные дела.  Тогда воспевали в мифах.
  Или история Медузы Горгоны.  По   версии мифа, изложенной Овидием в «Метаморфозах», Медуза была девушкой с красивыми волосами. Бог Посейдон, превратившись в птицу, овладел Медузой в храме Афины, куда  девушка   бросилась в поисках защиты от преследования.
  Афина, вместо того, чтобы как- то отвлечь водяное чучело,  превратила  волосы  девушки в гидр.  Наказала негодницу  за  «получение удовольствия»  у неё на глазах. 
  Во время   поединка с Персеем  Медуза была беременна от Посейдона. Из её  обезглавленного тела  с потоком крови вышли их   дети -  великан Хрисаор  и крылатый конь Пегас.
  Похождения Зевса, не менее, известны. Он был настолько похотлив, что превращался в муравьёв, коней, быков, сатиров, лебедей, орлов,  других людей в погоне за  вожделенным.  Красоток прятали. Попытайтесь отбиться от золотого дождя или сна, навеянного обожествлённым  насильником.
  Богам,  что называется, без разницы, какого пола, возраста, какой степени родства, человек ли, вообще перед ними. Герои- сыновья периодически впадают в безумие и убивают всех, кто попадётся под руку. Женщины-дочери вызывают у смертных мужчин самые низменные  страсти. 
 Убийства так часты в античной мифологии, что смерть без глумления над телом не воспринимается, как убийство.  Феб, к примеру, сдирает кожу с пастуха, осмелившегося выиграть у него, соревнование игры на флейте.  И ничего. Воспет, прекрасен.
   Детей едят налево и направо.
 Всего два чувства руководят  поступками  августейших  греков того времени.  Похоть и голод.   И высшая точка, единение этих  страстей - Сатурн, пожирающий  своего сына. Сатурн - в римской традиции. Кронос - в греческой.
  Выбирала, какого Сатурна показать в начале главы. Рубенса или Гойи?  Выбрала Рубенса.  Сатурн Гойи - портрет, выжившего из ума, художника.  Сам Франсиско Гойя повесил картину кушающего  страшилища в своей столовой. Для повышения аппетиту.
  Зрелище гадкое, но, как мне кажется, частное.  Но мы - о демократии, напомню.
   Сатурн Рубенса страшен, как символ. Символ тех богов с вздыбленными членами тела и  спутанными бородами, преследовавшими абы, кого, с не самыми понятными,   намерениями.  Впору радоваться, что тебя только изнасиловали. Могли бы съесть.

  Символ мышления тех  людей. Как они себя понимали? Своё место в этом мире.  Кто они? Выделяли себя из мира животных или затруднялись с ответом?
 Чем занимаются птицы, звери, домашний скот? Едят, спариваются, воюют за территорию.  Чем, кроме маленьких гениталий, отличается от них человек?  Наличием богов.  Но чем занимаются его боги? 
  Человек создаёт  мифы, произведения искусства, государства.   Но это делают, стоящие над массой. Подкармливающие её «интеллектуальной»    продукцией, будоражащей первобытные инстинкты, держащей  плебс в  режиме первобытно - общинных отношений. 
 После проделанной успешной работы,  сливки того общества отзываются о согражданах крайне пренебрежительно.
  Сама собой, в голове всплывает  «Гианея» -  научно-фантастический роман советского писателя Георгия Мартынова.  Роман - мой ровесник. Рассказывает о девушке с другой  планеты, свалившейся на голову людям светлого коммунистического будущего,  исследующим Солнечную Систему.
  Соотечественники Гианеи освоили полёты между звёздами, жили   500 лет, управляли тем и этим, вершили судьбы народов, встреченных на космических дорогах,  и были жуткими рабовладельцами.  В романе появляются те рабы. Волосатые, вооружённые дубьём, но совершившие революцию, прилетевшие спасать людей   победившей мечты. Эксплуататоров они благополучно прибили, рвались до Гианеи, но кончилось всё хорошо.
  Очень похоже на Священную корову. Проверила биографию автора. Вдруг, из «бывших»? Они учили классические языки, может, преподаватели давали какую- то информацию, не умещавшуюся в традиционные представления?  Нет. Родился в 1906 году, имеет происхождение, далёкое от голубых кровей. Возможно, сейчас обязательно нашли бы те, не красные, капельки.  Пока предполагается, что сидел- копался- делал выводы сам.
  У Мартынова в книге есть интересная деталь. Гианея ранит ногу. Главный герой, в которого девушка, естественно, влюблена, берёт инопланетянку на руки и несёт в медпункт.  У Гианеи замирает сердце от страха. Так в её обществе несут  жертв на алтарь бога. Не помню, сколько их было у космических  рабовладельцев.
 Уровень самосознания правящего класса.
 Умён Мартынов был, умён. Может, в каких- то технических тонкостях не дотянул. Не теоретик был, однако, но портрет общества получился ярким.  В деталях, без долгих умствований. Я растеклась мыслию по древу. А мысль проста.
 Мораль, нравственность, этика членов того демократичного  общества не дотягивают до высших проявлений  человеческого    развития.
  Философия того времени полна вопросов, касающихся  реальности окружающего мира. Мир дан нам в ощущениях? Существует он вне нас? Что такое «дух», «душа»? Может быть, обсуждались эти проблемы не от великого ума?    Может быть, эти люди стояли только на пороге, отделяющим мир животных от мира людей? Мудрецы задавали простейшие вопросы. Кто мы? Мир этот чудится нам?
  Подобно маленькому ребёнку, начавшему отделять  себя от мамы и папы.  Тот период, когда малыш перестаёт говорить о себе в третьем лице, осваивает понятие «Я», то есть самоидентифицируется.

Высшее ли достижение в общественном развитии та демократия?
 Или промежуточный этап, содержащий всего помаленьку?
 И традиция, которая формировалась четыре тысячи лет, как минимум, выдаёт желаемое за действительное?