Обещающие политики

Геннадий Гаврилов
Полемика  простых граждан на злобу дня и на тему доброкачественности существующей власти состоит из нескольких потоков мыслей и  домыслов.
Тот,  который представлял собой призывы «назад в СССР»,  обмельчал до ручейка и почти исчез.
Другой, полноводный и мутный, состоит   уже почти 20 лет из рассуждений  о том, спасает ли В.Путин Россию.
Накал страстей более чем дискуссионный.
Дошло до того, что публично обсуждается версия умышленного взрыва жилых домов в России в интересах В.Путина.
Сам факт того, что окончательного ответа на этот вопрос, практически,  нет, уже говорит о том, что в стране всё не так уж плохо, как утверждают недоброжелатели Путина.
Его победу  на выборах только  подтасовками  не объяснишь: одни люди  решили, что существующая власть – это меньшее из всех возможных зол, а другие  попали под её обаяние, возможно,  благодаря умению  СМИ подать «материал».
Явные признаки застоя и «отрицательного роста» вполне правдоподобно объясняют происками внешних врагов.
Иногда создаётся впечатление, что всё идёт по плану, который во всей его полноте народу показывать нельзя по причине его отвратительности:
голая правда может травмировать  души.
Не то, чтобы кто-то пожалел их или побоялся крови.
Врачи иногда предупреждают больного, что «сейчас будет немножко больно».
А иногда просто делают наркоз.
              Говорят, люди не видят бесов, потому что они безобразны.
Но почему же мы не видим и ангелов? Хотя бы одного… Это бы так ободрило. 
Среди политиков есть  такие, что подают себя ангелами –хранителями самобытности, независимости и народного благополучия.
На фоне тех других, которые довели страну до перестройки, а теперь  ведут её в неизвестность, они выглядят   обещающе.
Президент Путин тоже много обещает.
За 20 лет его правления появились все основания надеяться, что  россияне скоро будут жить хорошо за исключением тех, которые до этого не доживут.
               Оптимизация населения по признаку пригодности для светлого будущего  сегодня бросается в глаза.
То, что сегодня называют бедами и ошибками внутренней политики, возможно, является естественным процессом расслоения общества.
Никто не ставит цель сохранить население хотя бы в том его количестве и качестве, которое есть.  Никто не будет утрамбовывать население в вагоны уходящего поезда будущего, как это делали раньше на транспорте в часы пик.
   Надо быть очень большим идеалистом, чтобы в процессе катастрофического 
упадка промышленности страны и во всех вытекающих из этого последствиях  видеть случайность, недогляд, халатность или головотяпство.
 – Всё слишком похоже на  план, у которого есть пропагандистское прикрытие.
Например, даже после случившихся почти подряд авиакатастроф власть устраивает под Москвой международный авиасалон, рекламируя российские самолёты.
Ещё не улеглись впечатления от цирковых номеров пилотажных групп, как разбивается военный самолет, а в Шереметьево на взлётной полосе не смогли разъехаться два самолёта.
Страна нуждается в оптимизме. Он ей уже не повредит даже в больших дозах.
Одних спортивных праздников для этого мало.
В торжественном   «вставании с колен»  невооружённым взглядом видно белые нитки бутафории..
Приукрашивание и замалчивание действительности становится обычным делом.
В то же время, уже просматриваются черты нашего будущего по образу и подобию западного настоящего.
Участие в переменах самого Запада никто не скрывает. Старые стереотипы непримиримой вражды почти сломлены. Необходимость сближения почти не вызывает сомнений.
Разжигание патриотизма и воинственности образца позднего СССР не находят единодушного отклика в массах. Только 15 процентов населения считают США  угрозой нашей стране.
Многим кажется, что  только эта воинственность и стала почти единственным и главным доказательством того, что власть печётся о благе страны.
            Острых вопросов к президенту у населения гораздо больше, чем озвучивают  на «прямых линиях» президента.    
Но даже одного достаточно для того, чтобы развеять иллюзию искренности и открытости власти: почему уже несколько лет при росте экспорта нефти и прибылей от него  население  России  становится беднее?       
Речь не о том, чтобы разделить прибыль на всех поровну, а о том, что в стране прогрессирует безработица и, соответственно,  дешевеет до колониального уровня рабочая сила.
Лозунг «народосбережения»  кажется всё более лицемерным.
                У общественного мнения уже сформировалась одна большая странность: как только  оно приближается к выводу о необходимости решительных перемен в политике, тем более, если какие-то несчастья вызовут особенно гневный резонанс, оно сразу попадает в липкие объятия пропаганды, и гора рождает какую-нибудь мышь.
Есть попытки свалить всё с больной головы на здоровую: мол, народ измельчал, трусоват, даёт собой помыкать.
А он, может, просто трезво взвешивает свои силы с учётом наследственной склонности к безрассудству. Хотя и случаются  импровизации народных инициатив типа тех, что проявились  по стране в конфликтах с цыганами.
         Всё более энергично народу внушают, что президент лично противостоит огромному неповоротливому и плутоватому аппарату чиновников.
Он лично приезжает в затопленный город, чтобы указать местным властям на их некоторое несоответствие должности.
Лично просит Сбербанк ослабить удавки  кредитов на шеях пострадавших от наводнения.
Культ личности президента наглядно проявляется в его «прямой линии» с народом.
Вот эта озабоченность власти судьбой народа напоказ больше всего и вызывает недоверие ей, потому что в цифрах и фактах обывателя легко запутать.
А пронырливость и лукавство её саморекламы настораживают.
Помощник президента В.Сурков утверждает, что
 «Умение слышать и понимать народ, видеть его насквозь, на всю глубину и действовать сообразно – уникальное и главное достоинство государства Путина».
Всё чаще кажется, что «государство Путина» видит народ сквозь то, что ему кажется божьей росой.
Всё заметнее становится  чужеродность власти  для общественного организма, не чувствует она его боли, и  крики о ней слышит  плохо.

Есть ли какие признаки того, что общественное мнение  отбивается от тех рук, в которых находятся нити управления им?
              Ну, перекрыли федеральную трассу люди, возмущённые безнаказанностью цыган,  написали врачи заявления об уходе с работы по причине непосильной нагрузки и несоразмерности труда и зарплаты – разве из этих искр возгорится что-нибудь?
А вот несанкционированные митинги опасны тем, что их организуют по известным и проверенным технологиям.
Формально, всё выглядит ужасно: вооружённые «силовики», как опричники, в масках против безоружного народа…
Похоже, считается, что  маленькое «кровавое воскресенье»  может принести пользу стране при воспалениях недовольства властью.
В перерывах между резонансными событиями  власть  с  улыбкой  изображает заботливость и доброту.
Это приводит в замешательство, но не освобождает от стойкого чувства, что тебя дурачат.
   Власть иногда и всё чаще у нас называют некомпетентной.
Действительно, похоже, что её захватили «матросы» из Петербурга. 
Им нужно время, чтобы начать соответствовать должности. К тому же, по их словам, им всё время мешают западные «партнёры».
Общественное самочувствие сегодня определяют не гордость за окрепшую армию, тем более, не гордость за наших космонавтов,  спортсменов и артистов, и даже не радость за пассажиров самолёта, чудом уцелевшего при посадке в кукурузном поле, а, главным образом, чувства оскорблённой справедливости, беззащитности и неопределённости будущего.
А от этого один шаг до мысли, что нам нечего терять.
Даже пенсионеры, которым, кажется,  уже не о чем беспокоиться – живи себе, отдыхай –
заряжают ноосферу обидами и ругательствами  на власть, которая пользуется своим положением без всякой связи с результатами своего труда. 
             Уже никто не может утверждать, что всё рушится: хорошеют не только Москва и Грозный. Даже в провинции иногда то дорогу построят, то яму на ней засыплют щебёнкой, то светофор поставят на перекрёстке, где без него много лет сталкивались машины…  В одну больницу закупили томографы, несколько закрыли, а из других уходят по собственному желанию врачи … -
И это не просто провал  медицины «нижнего звена», который признал сам президент,  - это провал социальной политики.
Иногда может показаться, что власть почувствовала надвигающуюся в ноосфере грозу, и повернулась к народу лицом, на котором есть озабоченность, сострадание и тень чувства вины.
Даже если это и так, у огромной массы наплевательского отношения к людям есть большая инерция: она ещё даст себя знать,  будет напоминать о себе…
В народе уже  есть ощущение, что «битый небитого везёт».
И вот уже злой  «демон» перестройки  А.Чубайс заявляет на финансовом форуме, что  с «внешними врагами мы разбираемся прекрасно. С внутренними разобраться бы…».
И добавляет, что экономические проблемы не могут быть решены экономическими мерами.
Экономика и благосостояние народа тонут в болоте   всевозможных форумов и саммитов, количество которых вполне компенсирует отсутствие постановлений и  пленумов ЦК КПСС.
Дискуссии о «путях спасения»  ведутся долго, неторопливо и безрезультатно.
Уже стихают  крики о помощи. Может показаться, что это и есть цель дискуссий.
Но есть все признаки роста их внутреннего напряжения и потенциальной взрывоопасности.
На одном из ТВ шоу вспомнили даже изречение Геббельса, где он обещает процветание экономики и, как следствие, рост благосостояния граждан.

На фоне высказывания В.Суркова о том, что «когда кругом (предположительно) одни мерзавцы, для сдерживания мерзавцев приходится использовать мерзавцев», множество провалов политики  отчасти получает объяснение.
Это не  снижает тревожности от предчувствий очередной политической грозы.
Но если, как писал Сурков, «это только кажется, что у нас есть выбор», то, уж, скорее бы…
А то такая духота.